г. Томск |
Дело N 07АП- 7944/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Кулеш Т. А., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Павлюк Т. В.
при участии:
от заявителя: Попова А. В. по доверенности N 54 от 23.06.2010 года (сроком до 31.12.2010 года)
от третьего лица: Чалых А. Е. по доверенности N 100 от 03.09.2010 года (сроком на 1 год), Фризен С. Н. по доверенности от 10.12.2009 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Энергосервис", г. Санкт-Петербург
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 года
по делу N А27-5320/2010 (судья Гуль Т. И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Энергосервис", г. Санкт-Петербург
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании приказа,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосбытовая компания "Энергосервис" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее по тексту - Управление, заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 17.12.2009 года N 276 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 года отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как географическая граница товарного рынка электрической энергии Общества - энергосбытовой организации, являющейся участником оптового рынка электрической энергии, должна определяться по точкам поставки электрической энергии, и данная величина была определена антимонопольным органом в аналитическом отчете. Именно по данным цифрам в аналитическом отчете была определена доля заявителя на рынке электрической энергии в Кемеровской области в размере 3,6 %. Соответственно, применение судом первой инстанции ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О защите конкуренции" является неправомерным, так как на рынке электрической энергии в Кемеровской области действуют 10 энергосбытовых организаций. Таким образом, оспариваемый приказ является незаконным, поскольку ошибочное определение антимонопольным органом географических границ привело к неправильным выводам.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению, поскольку Общество и АОА "Кузбассэнергосбыт" занимают доминирующее положение на локальном розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г. Белово и Беловского района по границам балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Беловское Энергоуправление" с долей 100%, оспариваемый приказ заинтересованного лица является законным и обоснованным.
Письменный отзыв Управления приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09.07.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по поручения Федеральной антимонопольной службы России в соответствии с предложенными Методическими рекомендациями Управлением проведен анализ функционирования рынка электрической энергии (мощности)
Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии явилось установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе, гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
По результатам проведенного анализа 17.12.2009 года Управление приказом N 276 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" включило Общество в Реестр по товарной группе "купля-продажа (поставка) электрической энергии" с долее более 50% в географических границах г. Киселевска, г. Прокопьевска, г. Белово и Беловского района по границам балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Беловское Энергоуправление".
Полагая указанный приказ незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 года N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее по тексту Правила).
Согласно п. 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом (при этом под товарным рынком Российской Федерации в целом понимается товарный рынок, географические границы которого выходят за пределы территории, где осуществляет свою деятельность соответствующий территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В п. 8 Правил предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются: а) аналитический отчет, подготовленный: в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе; б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр (пункт 13 Правил).
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2006 года N 108 (далее по тексту Порядок).
Согласно п. 1 и 3 Порядка, антимонопольный орган в случаях, требующих анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов, в том числе при формировании Реестра, проводит анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарном рынке, который включает в себя определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; составление аналитического отчета.
Географические границы товарного рынка определяются в зависимости от возможности потребителя приобрести товар или услугу на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.
Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок) (пункт 25 Порядка).
Согласно Методическим рекомендациям по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) географическими границами рынка купли-продажи (поставки) электрической энергии для энергосбытовых организаций являются границы города (муниципального образования, поселка или др.) по границам балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации или по точкам поставки, зарегистрированным на оптовом рынке электрической энергии.
Из материалов дела видно, что Управление определило товарный рынок как розничная реализация (поставка) электрической энергии (мощности).
Географические границы определены территорией г. Белово и Беловского района с учетом экономической возможности приобретения товара потребителями (судом первой инстанции установлено ошибочность включения в географические границы исследуемого товарного рынка территории г. Прокопьевска и г. Киселевска).
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 года N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" условия признания лица занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона. Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом, доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов.
Частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим (часть 4 указанной статьи).
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Как установлено материалами дела, ОАО "Беловское Энергоуправление" представило в антимонопольный орган сведения, согласно которым по его сетям в географических границах г. Белово и Беловского района в 2007-2009 годах осуществляли поставку электрической энергии только два хозяйствующих субъекта - ООО "Энергосбытовая компания "Энергосервис" в объеме соответственно 67271, 3 тыс. кВтч; 68173, 3 тыс. кВтч; 72273, 1 тыс. кВтч и ОАО "Кузбассэнергосбыт" в объеме соответственно 127894, 6 тыс. кВтч; 129487,3 тыс. кВтч; 133412,0 тыс. кВтч.
Те же данные за 2008 год были предоставлены Обществом по требованию антимонопольного органа в связи с проведением последним соответствующего исследования.
Проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции прошел к правомерному выводу о том, что анализ полученных сведений произведен антимонопольным органом с учетом условий, предусмотренных ч. 3 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" а именно: совокупная доля 2-х хозяйствующих субъектов - ООО "Энергосбытовая компания "Энергосервис" и ОАО "Кузбассэнергосбыт" составляет 100% (что превышает необходимые 50%); в течение 3-х лет относительные размеры долей обоих хозяйствующих субъектов подвержены малозначительным изменениям; приобретаемый хозяйствующими субъектами товар - электрическая энергия не может быть заменен другим товаром; соответственно, рост цены на этот товар не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на нее; информация о цене, об условиях реализации или приобретения электрической энергии на товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
Следовательно, указанные выше хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение на локальном розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических границах г. Белово и Беловского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "Беловское Энергоуправление" с долее 100%.
Доказательств обратного Обществом в нарушении ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что ошибочное определение географических границ привело к неправильному выводу; что антимонопольный орган при исследовании должен был использовать данные по точкам поставки, а не по сетям, являются необоснованными. Доказательства представления антимонопольному органу таких данных, как и результаты их исследования, заявитель не обозначил ( в том числе, не указал точки поставки и количество передаваемой энергии).
Исходя из вышеизложенного, оспариваемый Приказ Управления N 276 от 17.12.2009 года соответствует требованиям действующего законодательства, при этом, не нарушает законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 июля 2010 года по делу N А27-5320/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "Энергосервис" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5320/2010
Истец: ООО "Энергетическая компания "Энергосервис"
Ответчик: УФАС России по Кемеровской области