Мониторинг законодательства
Высший арбитражный суд РФ оставил без изменений свое определение
Высший арбитражный суд РФ решением от 19.09.06 N 13322/04 оставил без изменений свое определение от 03.04.06 N 10539/04, которым было прекращено производство по заявлению о признании недействующим абзаца седьмого письма Министерства финансов РФ от 10.06.04 N 03-02-05/2/35 "О налоговом учете лизинговых операций".
Заявителем был оспорен абзац 7 письма Минфина России от 10.06.04 N 03-02-05/2/35 "О налоговом учете лизинговых операций", который, по мнению заявителя, устанавливает правило, не соответствующее Налоговому кодексу РФ и незаконно возлагающее на заявителя обязанность формировать налоговую базу по налогу на прибыль организаций путем непропорционального признания доходов и расходов, создавая таким образом препятствия для осуществления лизинговой деятельности, отвечающей требованию прибыльности (экономической эффективности).
Определением ВАС РФ от 03.04.06 производство по делу было прекращено. При этом суд исходил из того, что оспариваемое заявителем письмо не может рассматриваться в качестве нормативного акта. Суд указал на отсутствие федерального закона, относящего к ведению арбитражного суда рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Минфина России.
Президиум ВАС РФ оставил без изменения указанное определение, а заявление о его пересмотре в порядке надзора - без удовлетворения. На основании представленных материалов Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что оспариваемое письмо Минфина России содержит разъяснения налогового законодательства, которые никого ни к чему не обязывают. Письмо не устанавливает обязательных правил поведения, следовательно, не носит нормативного характера, а значит, не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Вместе с тем Президиум ВАС РФ признал ошибочным содержащийся в определении вывод о неподведомственности арбитражному суду дел об оспаривании нормативно-правовых актов Минфина России и указал, что заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с иными требованиями, если в результате применения письма Минфина России от 10.06.04 N 03-02-05/2/35 "О налоговом учете лизинговых операций" будут затронуты его права.
Об открытии и закрытии банковских счетов,
счетов по вкладам (депозитам)
Центральный банк РФ выпустил 14.09.06 инструкцию N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)".
Установлен порядок открытия и закрытия в РФ кредитными организациями, их филиалами и подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся частной практикой в установленном законодательством РФ порядке (в валюте РФ и иностранной валюте).
Действие инструкции не распространяется на порядок открытия и закрытия:
счетов кандидатов на выборные должности различных уровней;
счетов избирательных комиссий различных уровней;
счетов, открываемых для внесения избирательного залога;
счетов по вкладам военнослужащих, открываемых в полевых учреждениях Банка России;
счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита).
Определены виды банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам). Приведена форма карточки с образцами подписей и оттиска печати. Указан порядок ее заполнения и заверения.
Определен порядок ведения юридического дела, формируемого по каждому банковскому счету и счету по вкладу (депозиту) клиента.
Указано, что не требуется переоформления карточек, представленных в банк до вступления в силу данной инструкции.
В течение четырех месяцев со дня вступления инструкции в силу банки должны разработать и утвердить необходимые внутренние документы.
Признано утратившим силу Указание ЦБ РФ от 21.06.03 N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" с внесенными в него изменениями.
Указание вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано Минюстом России 18 октября 2006 года. Регистрационный N 8388.
О процентной ставке рефинансирования
Банк России телеграммой от 20.10.06. N 1734-У "О процентной ставке рефинансирования, установленной с 23 октября 2006 года" изменил ставку рефинансирования.
С 23 октября 2006 года она установлена в размере 11,0% годовых.
О применении арбитражными судами обеспечительных мер
Пленум Высшего арбитражного суда РФ постановлением от 12.10.06 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" дал разъяснения, связанные с порядком применения обеспечительных мер при рассмотрении споров в сфере экономической деятельности. Принципиально важным стало разъяснение Пленума, касающееся возможности применения предварительных обеспечительных мер (обеспечении имущественных интересов заявителя) тем судом, территориальное нахождение которого не позволяет наиболее эффективно их использовать. Несмотря на то что в соответствии с частью 3 статьи 99 АПК РФ заявление о применении предварительных обеспечительных мер подается в арбитражный суд по местонахождению заявителя, либо по местонахождению денежных средств или иного имущества, в отношении которых заявитель ходатайствует о принятии мер по обеспечению имущественных интересов, либо по месту нарушения прав заявителя, - суд вправе отказать в применении этих мер, если их применение иным компетентным судом в соответствии с указанной нормой будет более эффективно. Например, имущество - объект обеспечения - находится в юрисдикции иного суда; юридическое лицо, в связи с деятельностью которого принимаются обеспечительные меры, зарегистрировано в ином субъекте РФ и т.п. Более того, суд вправе отказать в удовлетворении заявления о применении предварительных обеспечительных мер, поданного по местонахождению заявителя, если известно местонахождения должника либо его имущества или денежных средств и применение мер судом, избранным на основании данных критериев, будет более эффективным. Кроме того, было подчеркнуто, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в том числе в период приостановления производства по делу. Однако в этот период лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством о совершении иных процессуальных действий, предусмотренных главой 8 АПК РФ, включая отмену обеспечительных мер, замену одной обеспечительной меры другой, истребование встречного обеспечения. Арбитражным судам также следует учитывать, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения. Применяя встречное обеспечение, необходимо иметь в виду, что предоставление заявителем встречного обеспечения в отсутствие оснований применения обеспечительных мер, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ, не может являться самостоятельным основанием применения таких мер.
О внесении изменений в нормативно-правовые акты
по бухгалтерскому учету
Минфин России 18.09.06 выпустил приказ N 115н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету".
В соответствии с приказом Минфина России от 18.09.06 N 115н изменена классификация доходов и расходов организаций. Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Ранее классификация предусматривала три вида доходов: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы. Доходы, ранее обозначаемые как чрезвычайные, отнесены к категории прочих доходов. Согласно новой классификации расходов, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы также объединены в единый вид расходов - прочие расходы.
Исходя из вышеуказанной новой классификации доходов и расходов организаций вносятся соответствующие изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.06.99 N 43н, Положение "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, Положение "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, Положение "Учет государственной помощи" (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, Положение "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина России от 02.08.01 N 60н, а также в приказ Минфина России от 22.06.03 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Приказ вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год. По заключению Минюста России от 27.10.06 N 01/9423-СВ приказ не нуждается в государственной регистрации.
Порядок начисления пеней
на неуплаченные суммы
авансовых платежей
Высший арбитражный суд РФ решением от 11.10.06 N 8540/06 признал недействующими отдельные положения письма ФНС России от 30.01.06 N ГВ-6-05/912@, в соответствии с которыми разъяснялся порядок начисления пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Так, указание ФНС России о том, что налоговые органы должны производить начисление пеней на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода, имеет отношение только к тем налогоплательщикам, которые не уплатили разницу между суммой ЕСН, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу. Кроме того, такой порядок применим и в отношении страхователей, которые не уплатили разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Распространение же указанного порядка на налогоплательщиков и страхователей, уплативших указанные суммы в срок, установленный законодательством, противоречит абзацам 3 и 5 пункта 3 статьи 243 НК РФ и пункта 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и соответственно он не может применяться налоговыми органами.
О максимальной сумме банковских гарантий
Минфин России приказом от 03.10.06 N 121н установил максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.
На основании статей 342 и 343 Таможенного кодекса РФ в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, а также соблюдения требований таможенного законодательства РФ используются банковские гарантии банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр банков и иных кредитных организаций.
Приказом устанавливаются критерии анализа финансового состояния банков и организаций, по которым определяется максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий для принятия банковских гарантий таможенными органами. Такими критериями являются величина собственных средств банка и норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1).
Норматив Н1 для банков, имеющих собственные средства в размере более 4 млрд руб., предусмотрен в размере, превышающем 11%. В то же время минимальное допустимое числовое значение Н1, установленное ЦБР для банков с размером собственных средств от 5 млн евро и более, равен 10%.
Максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий одного банка, имеющего собственные средства свыше 20 млрд руб., составляет 3 млрд 500 млн руб., а максимальная сумма одной банковской гарантии - 700 млн руб. Для банков, имеющих капитал свыше 10 млрд руб., данные суммы соответственно равны 1 млрд 700 млн руб. и 345 млн руб., а для банков, чей капитал превышает 4 млрд руб., - 700 млн руб. и 140 млн руб.
В отношении других банков, а также всех иных кредитных организаций и страховых организаций действует лимит в 170 млн руб. (максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий) и 35 млн руб. (максимальная сумма одной гарантии).
При этом в отношении небанковских кредитных организаций и страховых организаций специальные требования к размеру собственных средств (капитала) не определены.
Зарегистрирован Минюстом России 30 октября 2006 года. Регистрационный N 8415.
Правила выдачи на территории РФ банковских карт
Банк России выпустил Указание от 21.09.06 N 1725-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24.12.04 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт".
Изменениями, вносимыми в порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и осуществления операций с использованием платежных карт, допускается предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам - резидентам РФ для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, без использования банковского счета клиента. Ранее предоставление денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, осуществлялось только посредством зачисления указанных денежных средств на банковские счета клиентов. Документальным подтверждением предоставления кредита без использования банковского счета клиента является поступивший в кредитную организацию реестр платежей, если иное не предусмотрено кредитным договором. При этом клиент вправе осуществлять те же операции, что и при зачислении средств на его банковский счет.
Установлена обязанность кредитных организаций доводить до сведения клиентов - держателей предоплаченных карт, использование которых осуществляется без заключения договора банковского счета, порядок и условия осуществления операций с использованием предоплаченной карты, в частности, посредством размещения информации в местах обслуживания клиентов. При использовании предоплаченных карт клиенты - физические лица могут осуществлять все операции, выполняемые с использованием других банковских карт (расчетных (дебетовых), кредитных), в пределах средств, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты. Единственное ограничение - с использованием предоплаченных карт не могут осуществляться операции в валюте, отличной от валюты средств, внесенных для расчетов.
При выдаче (приеме) в пунктах выдачи наличных кредитной организации клиентам - физическим лицам с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте РФ со счетов (на счета) в валюте РФ, открытых в данной кредитной организации, может оформляться реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками. Ранее возможность оформления названных документов при совершении указанных операций не предусматривалась. Одновременно установлено, что при совершении операций по обмену валюты, в том числе с использованием платежных карт, документ, подтверждающий совершение указанных операций, не оформляется.
Правила выдачи на территории РФ банковских карт и осуществления операций с использованием платежных карт распространяются не только на российские кредитные организации, но и на иностранные банки.
Указание вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано Минюстом России 30 октября 2006 года. Регистрационный N 8416.
Центральный банк РФ
расширил перечень организаций
Центральный банк РФ письмом от 24.10.06 N 01-13-5/3805 "О перечне организаций" расширил перечень организаций, векселя которых (права требования по кредитным договорам к которым) могут приниматься в обеспечение по кредитам Банка России, а также организаций, которые могут выступать авалистами по векселям (поручителями по правам требования по кредитным договорам), принимаемым в обеспечение по кредитам Банка России, включив в него открытое акционерное общество "Магнитогорский металлургический комбинат" (ОАО "ММК").
О статусе письма Банка России от 17.07.06 N 08-17/2540
Банк России письмом от 17.10.06 N 36-3/1993 разъяснил статус письма ЦБ РФ от 17.07.06 N 08-17/2540, согласно которому на индивидуальных предпринимателей был распространен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, установленный Указанием Банка России от 14.11.01 N 1050-У.
Банк России также пояснил, что данное письмо является ответом на частный запрос Федеральной налоговой службы. Нормативным актом Банка России письмо не является и не может применяться в качестве такового.
Из Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России выпустил письмо от 03.10.06 N 03-03-04/1/677.
Минфин считает, что затраты в виде платы покупателю за факт заключения с поставщиком договора поставки не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли. Данная плата не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику-продавцу имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги. Затраты в виде платы поставщиком покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов торговой сети, размещение товаров на полках магазинов также не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Поставка приобретенных покупателем товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках магазинов, выделение для них постоянного и (или) дополнительного места в магазине не могут рассматриваться как услуги, оказываемые покупателем поставщику.
Изменения в порядке проведения проверок банков
Центральный банк РФ Указанием от 27.10.06. N 1737-у внес изменения в Инструкцию от 25.08.03 N 105-и "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации".
Внесенные изменения связаны с уточнением порядка проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ в целях реализации последними функций банковского регулирования и банковского надзора, установленных статьей 73 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
В соответствии с внесенными изменениями проверки кредитных организаций (их филиалов) теперь могут проводиться по поручению совета директоров Банка России аудиторскими организациями. Введена новая периодичность проверок кредитных организаций - не реже одного раза в 18 месяцев (за исключением проверок, особенности которых установлены главами 10 и 11 указанной инструкции). Напомним, что ранее проведение проверок могло осуществляться не реже одного раза в год.
Зарегистрировано Минюстом России 15 ноября 2006 года. Регистрационный N 8479.
Вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Об определении налоговой выгоды
Пленум Высшего арбитражного суда РФ 12.10.06 принял постановление N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Постановлением определено понятие деловой цели как критерия обоснованности получения налоговой выгоды, рассматриваемой как следствие экономически оправданных действий добросовестных налогоплательщиков. Дано определение налоговой выгоды. Под ней понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
ВАС РФ подтвердил, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков. А следовательно, предполагается, что действия плательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны. Таким образом, судебная практика исходит из того, что право плательщика налога на получение "налоговой выгоды" (вычеты, льготы) предполагается, пока не доказано обратное.
Высший арбитражный суд также указал, что налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
В постановлении отмечен ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды, а также обстоятельства, которые сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной. Налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Если установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, явилось получение дохода исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, в признании обоснованности ее получения может быть отказано.
Особо подчеркнуто, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
При этом ВАС РФ прямо указал, что признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет за собой отказ в удовлетворении требований налогоплательщика, связанных с ее получением.
Об оценке финансовой устойчивости банка
Центральный банк РФ выпустил Указание от 20.09.06 N 1724-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 16.01.04 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".
В методику оценки показателей прозрачности структуры собственности банка (приложение 3 к Указанию Банка России от 16.01.04 N 1379-У) внесены изменения, касающиеся обеспечения конфиденциальности информации о физических лицах. Так, при раскрытии информации о лицах, оказывающих прямо или косвенно существенное влияние на решения органов управления банка, сведения о месте жительства физического лица достаточно представить только Банку России.
Также внесены изменения в условия расчета показателя привлеченных средств (ПС3), а именно, помимо существующих условий, в показатель "О" (голоса, приходящиеся на доли банка, находящиеся в собственности резидентов офшорных зон) не включаются голоса, приходящиеся на голосующие акции (доли) банка, находящиеся в собственности юридических лиц (группы лиц), которые в соответствии с порядком расчета показателя значительности влияния на управление банком резидентов офшорных зон (показатель ПУ2) являются лицами (группами лиц), оказывающими существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано Минюстом России 25 октября 2006 года. Регистрационный N 8399.
"Бухгалтерия и банки", N 12, декабрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540