г. Томск |
Дело N 07АП-7665/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: Т. В. Павлюк М. Х. Музыкантовой,
при ведении протокола судебного заседания судьей М. Х. Музыкантовой,
при участии:
от заявителя: Лобанов Н. Г. - по доверенности от 01.02.2010 г.
от заинтересованных лиц: без участия, извещены,
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Коллегия Администрации Кемеровской области - без участия, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 14.07.2010 года
по делу N А27-5808/2010 (судья Н. А. Аникина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Диал-С"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля"
о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Диал-С" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (далее - Управление Роснедвижимости по Кемеровской области), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП ФКЦ "Земля") о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190 площадью 25 321 кв. м. в сумме 100 693 007,86 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 976,66 рублей за кв. м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость), оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 г. о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39 в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190 в сумме 100 693 007,86 рублей и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 3 976,66 рублей за кв. м.; о признании незаконными действий Роснедвижимости, Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190 площадью 25 321 кв. м. в сумме 100 693 007, 86 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 976,66 рублей за кв. м.
Также Общество просило обязать Управление Роснедвижимости по Кемеровской области исключить из государственного кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области сведения о кадастровой стоимости в сумме 100 693 007,86 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 976,66 рублей за кв. м. земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190 площадью 25 321 кв.м., почтовый адрес относительно ориентира: г. Кемерово, ул. Проездная, 22.
Решением арбитражного суда от 14.07.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением суда, Управление Росреестра по Кемеровской области обратилось в арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра по Кемеровской области указывает, что проверка рыночной информации на достаточность и достоверность заинтересованным лицом была проведена; в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения оспариваемыми действиями прав и законных интересов Общества; отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка не имеет доказательственного значения; Управление Росреестра по Кемеровской области доказало факт надлежащего исполнения возложенной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Коллегия Администрации Кемеровской области в своем отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы, ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Общество не согласно с доводами апеллянта, считает решение суда не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Кемеровской области, Росреестр, ФГУП ФКЦ "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
ООО "Торговая компания Диал-С" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Проездная, 22 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.01.2010 г. N 170586).
Согласно кадастровой выписке от 16.03.2009 г. N 4200/001/09-54718 кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 100 693 007,86 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости - 3 976,66 рублей за кв. м.
Общество, считая, что действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, Роснедвижимости по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, нормы закона, а также, считая недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, обратилось в суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из законности и обоснованности заявленного Обществом требования.
Апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила проведения государственной оценки земель).
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2); для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (2.2.5).
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 г. N 215 (далее - Административный регламент) контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Порядок проверки результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков установлен пунктом 9.5 Административного регламента, согласно которому в случае соответствия отчета условиям технического задания Управление представляет один экземпляр отчета на проверку в Роснедвижимость.
Роснедвижимость производит проверку отчета на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки (пункт 9.8).
Как следует из материалов дела, работы по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области выполнялись на основании государственного контракта N 140 от 29.06.2007 г., заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (заказчик) и Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнитель).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 государственного контракта исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по теме "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Кемеровской области" путем сдачи результата выполненных работ, а заказчик обязуется принять работы и оплатить их. Объем работ определяется техническим заданием.
Требования к работам и их содержание, являющиеся предметом контракта определяются согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), которое является неотъемлемой частью контракта (пункт 2.2 государственного контракта).
Проанализировав положения пункта 2.2.5 Методических указаний, пунктов 9.1, 9.2, 9.4, 9.5, 9.8 Административного регламента, исходя из пункта 4.2.2 технического задания в содержание работ, выполняемых ФГУП ФКЦ "Земля", в которые входит сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков по каждому виду разрешенного использования из источников информации, содержащих сведения доказательственного значения; сбор и проверка достаточности рыночной информации осуществляется в соответствии с пунктами 4.2.5, 4.2.6 технического задания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление Роснедвижимости по Кемеровской области проводит проверку отчета на соответствие условиям технического задания, а Роснедвижимость - Методическим указаниям, которые определяют порядок сбора рыночной информации.
На Управление согласно Административному регламенту возложены следующие административные процедуры: контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации (пункт 8.1 Административного регламента); проверка представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания (пункт 9.5 Административного регламента).
В случае несоответствия состава отчета условиям технического задания Управление представляет исполнителю работ извещение о несоответствии состава отчета условиям технического задания, в котором предписывает исполнителю работ произвести доработку отчета и представить доработанный отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в установленные сроки на предварительную проверку (пункт 9.7 Административного регламента).
Таким образом, предусмотрена прямая обязанность Управления проверить отчет об определении кадастровой оценки земельного участка на соответствие его техническому заданию.
Представленный в материалы дела протокол предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области от 11.11.2008 г. признан Управлением Роснедвижимости соответствующим условиям технического задания.
Вместе с тем, согласно протоколу предварительная проверка отчета проводилась по следующим параметрам: наличие копии государственного контракта (с техническим заданием) в составе отчета, соответствие технического задания документации, утвержденной 12.03.2008 г., соответствие отчета типовой форме отчета, утвержденной Роснедвижимостью, наличие файлов без данных специального программного обеспечения, необходимых подписей на титульном листе, информации в тексте отчета об исполнителях работ, перечня и копий документов по организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории субъекта РФ, анализа рынка земельных участков, объектов недвижимости в тексте отчета, необходимых папок и таблиц, заполненность папок и таблиц.
При этом на соответствие отчета составу технического задания, в том числе касающемуся вопросов сбора рыночной информации о земельных участках, Управлением не проверялся.
Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков N 2 от 14.11.2008 г. - 24.11.2008 г. содержит сведения об исполнителе и заказчике работ, о прохождении предварительной проверки, о должностных лицах, проводящих проверку отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.
Довод Общества о некачественной проверке Управлением отчета, что, по его утверждению, повлекло в дальнейшем неправомерное увеличение кадастровой стоимости земельного участка, заинтересованными лицами документально не опровергнут.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка тем обстоятельствам, что из содержания акта проверки отчета, следует, что проверку отчета проводил начальник управления оценки ФГУП ФКЦ "Земля" Ковалев Д. В., ссылки на должностных лиц Роснедвижимости, осуществивших проверку отчета, акт не содержит.
В нарушение пункта 2.2.7 Методических указаний отчет об определении кадастровой стоимости не содержит расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю. В приложениях к отчету указаны уже результативные числовые значения. Однако, расчет кадастровой стоимости земельных участков невозможен без построения статистической модели расчета кадастровой стоимости, которая, в свою очередь, невозможна без сбора информации о рыночной стоимости. При этом указанная информация должна отвечать критериям достаточности и достоверности.
Из представленного в материалы дела отчета ООО "Вел-Аудит-Консалтинг" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401045:190 составляет 23590724 рублей, что в несколько раз ниже кадастровой стоимости, определенной в результате оспариваемых Обществом действий заинтересованных лиц.
Довод апелляционной жалобы о том, что отчет ООО "Вел-Аудит-Консалтинг" не имеет доказательственного значения, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку выводы суда первой инстанции не основаны на данном отчете.
Судом первой инстанции лишь дается оценка непредставления заинтересованными лицами доказательств, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную стоимость с учетом положений статьи 66 ЗК РФ о том, что кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (редакция, действовавшая на момент определения кадастровой стоимости).
Апеллянт, указывая на отсутствие в законе запрета превышения кадастровой стоимости над рыночной, отсутствия установления законодателем соотношения указанных величин, не обозначил фактические обстоятельства, на основании которых кадастровая стоимость определена в размере, намного превышающем рыночную.
В нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних.
При этом при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществление расчета кадастровой стоимости без учета статического анализа рыночных цен; отсутствии надлежащего контроля за ходом проведения работ и надлежащей их проверки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания результата кадастровой оценки недостоверным, а действий Роснедвижимости (г. Москва) и Управления Роснедвижимости по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка незаконными, нарушающими права Общества, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.
Учитывая, отсутствие в деле достаточных доказательств использования при определении кадастровой стоимости земельного участка рыночной информации, а также обстоятельств, подтверждающих определение кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, суд первой инстанции дал правильную оценку протоколу предварительной оценки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков от 11.11.2008 г., а также акту проверки N 2 от 24.11.2008 г., формальное соблюдение при составлении которых требований Административного регламента, не свидетельствуют о правомерности произведенной оценки, а также проведение предварительной проверки на предмет соответствия отчета условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные, наличие последних; в том числе, и проверка отчета работником оценщика, составившего данный отчет.
При этом ссылка апеллянта на то, что предварительная проверка отчета устанавливала наличие либо отсутствие определенных параметров в отчете, предусмотренных техническим заданием и не является итоговым результатом, утверждающим кадастровую стоимость, в связи с чем, не нарушает прав заявителя, отклоняется.
В силу пунктов 2, 5, 10, 11 Правил проведения государственной оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
Таким образом, утвержденный отчет по результатам его проверки является основанием для внесения соответствующих сведений о государственной кадастровой оценке земель, в том числе и земельного участка заявителя, в государственный земельный кадастр, определение недостоверной оценки влечет за собой нарушение прав, как возлагающее необоснованное завышение налогооблагаемой базы для исчисления налога на землю.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 14.07.2010 года по делу N А27-5808/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5808/2010
Истец: ООО "Торговая компания "Диал-С"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской обл.
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5808/10
29.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5808/10
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5017/11
17.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5017/11
18.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5017/11
07.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5017/11
29.12.2010 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5808/10
24.12.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5808/2010
24.09.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7665/10
14.07.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5808/10