г. Москва |
|
|
Дело N А41-16606/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания Новопашиной Е.К.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания от 20 апреля 2010 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной антимонопольной службы России и Прокуратуры Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2009 года
по делу N А41-16606/09, принятое судьей Колкановым И.П.,
по иску Федеральной антимонопольной службы России
к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москве, Сухареву А.С., ЗАО "Стрела", ООО "Бизнес гарант", ООО "Октопус", ООО "Столица-Инвест", ООО "Аронсо", Бугаевой Л.А., ООО "Василиса", ООО "Просторы", ООО "Виктория", ООО "Патер", ООО "Интур-Капитал", Дзюба О.В., ООО "Центр Аренды", ООО "ЛигалИнвест", ООО "ПромИнвестКапитал", ООО "Военспецлесхоз", ООО "СК "ДИНАМО",
о признании недействительным аукциона и заключенного по его результатам сделок,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению лесного хозяйства по Московской области и городу Москва (Мослесхоз), в котором с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 8, л.д. 121-128) просила признать недействительным проведенный ответчиком лесной аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенный на 19.12.2007 г. (протокол о результатах аукциона подписан 14.03.2008 г.) и заключенных по его результатам сделок, а именно:
4) договора аренды - регистрация N 50-50-11/046/2008-022 от 16.03.2009 г., срок: с 16.03.2009 г. на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 3,45 га. Местоположение объекта: Московская обл., Красногорский район, Москворецкое лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал N 45, выдел 28-31. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/036/2007-294, заключенного в пользу ООО "Бизнес гарант", ИНН: 7707637559, ОГРН: 1077759755578, дата государственной регистрации 05.09.2007 г., наименование peг. органа: Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве. КПП: 770701001; место нахождения: 103055, Россия, г. Москва, ул. Лесная, д. 35/2, тел. (499) 735715;
8) договора аренды - регистрация N 50-50-20/123/2008-207 от 14.05.2009 г., срок: с 14.05.2009 г. на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 9 га. Местоположение объекта: Московская обл., Одинцовский район. Москворецкое лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал N 67, выдел 1. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/038/2007-042, заключенного в пользу ООО "Просторы", ИНН: 5024083968, ОГРН: 1065024025395, дата государственной регистрации 09.11.2006 г., наименование peг. органа: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской обл., КПП: 502401001; место нахождения: 143420, Россия, Московская обл., Красногорский р-он, д/п Архангельское, д. 17, кв. 9;
12) договора аренды - регистрация N 50-50-98/020/2009-191 от 01.06.2009 г., срок: с 01.06.2009 г. на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 35 га. Местоположение объекта: Московская обл., Одинцовский район. Москворецкое лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал N 22, выдел 13, 14; квартал N 23, выдел 3, 4. 7, 8, 9, 12, 13, квартал N 26 выдел 2, 3, 10, 11, 15, 16, 20, 21-26; квартал N 27, выдел 1, 4, 9, 11, 13. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/036/2007-373, заключенного в пользу ООО "ПроИнвестКапитал", ИНН: 7723633174, ОГРН: 1077761773980, дата государственной регистрации 26.10.2007 г., наименование peг. органа: Межрайонная инспекция ФНС России N46 по г. Москве, КПП: 772301001; место нахождения: 115432, Россия, г. Москва, пр. 2-й Южнопортовый, д. 12А, корп. 1, стр.1, тел. (495) 7888311, факс 7888317;
16) договора аренды - регистрация N 50-50-09/028/2008-190 от 25.07.2009 г., срок: с 25.07.2009 на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 2,5 га. Местоположение объекта: Московская обл., Солнечногорский район, Дмитровское лесничество, Истринское участковое лесничество, квартал N 61, выдел 9. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-09/028/2008-190, заключенного в пользу ООО "Военспецлесхоз", ИНН: 5015009083, ОГРН: 1075015001852, дата государственной регистрации 30.07.2007 г. Наименование peг. органа: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Московской области, КПП 501501001; место нахождения: 143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Пролетарская, д. 49.
Определением от 12 марта 2009 года Арбитражный суд г. Москвы привлек к участию в деле в качестве ответчика Сухарева А.С., а также привлек к участию в деле в качестве третьих лиц закрытое акционерное общество "Стрела" (ЗАО "Стрела"), общество с ограниченной ответственностью "Бизнес гарант" (ООО "Бизнес гарант"), общество с ограниченной ответственностью "Октопус" (ООО "Октопус"), общество с ограниченной ответственностью "Столица-Инвест" (ООО "Столица-Инвест"), общество с ограниченной ответственностью "Аронсо" (ООО "Аронсо"), Бугаеву Л.А., общество с ограниченной ответственностью "Василиса" (ООО "Василиса"), общество с ограниченной ответственностью "Просторы" (ООО "Просторы"), общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (ООО "Виктория"), общество с ограниченной ответственностью "Патер" (ООО "Патер"), общество с ограниченной ответственностью "Интур-Капитал" (ООО "Интур-Капитал"), Дзюба О.В., общество с ограниченной ответственностью "Центр Аренды" (ООО "Центр Аренды"), общество с ограниченной ответственностью "ЛигалИнвест" (ООО "ЛигалИнвест"), общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвестКапитал" (ООО "ПромИнвестКапитал"), общество с ограниченной ответственностью "Военспецлесхоз" (ООО "Военспецлесхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Спортивный клуб "ДИНАМО" (ООО "СК "ДИНАМО") (т.4, л.д. 57).
Определением от 13 апреля 2009 года дело передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (т.4, л.д. 90).
Определением от 23 июля 2009 года суд первой инстанции в порядке ст. 52 АПК РФ привлек к участию в деле Прокуратуру Московской области (т. 6, л.д. 119-120).
Вышеуказанным определением суд привлек к участию в деле в качестве ответчиков ЗАО "Стрела", ООО "Бизнес гарант", ООО "Октопус", ООО "Столица-Инвест", ООО "Василиса", ООО "Просторы", ООО "Виктория", Дзюба О.В., ООО "Центр Аренды", ООО "ЛигалИнвест", ООО "ПромИнвестКапитал", ООО "СК "ДИНАМО".
Определением от 23 сентября 2009 года ООО "Аронсо", Бугаева Л.А., ООО "Патер", ООО "Интур-Капитал", ООО "Военспецлесхоз" также привлечены к участию в деле в качестве ответчиков (т.7, л.д. 27-29).
Арбитражный суд Московской области решением от 14 декабря 2009 года отказал ФАС России в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционных жалобах ФАС России и Прокуратура Московской области просят решение суда первой инстанции от 14.12.09 г. отменить, как вынесенное с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность решения суда проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства и доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании приказов N 7 от 10.10.2007 г. Управления лесного хозяйства по Московской области и городу Москве Мослесхоз организовал и провел 19 декабря 2007 года лесной аукцион по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности (т.9, л.д. 109-113).
По результатам проведения вышеуказанных аукционов с победителями торгов заключены соответствующие договоры аренды.
На основании решения N 1 17/33-08 ФАС России вынесено предписание N АГ/15993 от 30 июня 2008 года об устранении допущенных нарушений (т.2, л.д. 51-52).
Мослесхоз вышеуказанное предписание не исполнило, в связи с чем истец обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая ФАС России в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оснований для признания недействительным аукциона, проведенного ответчиком 19 декабря 2007 года, не имеется.
Заявители апелляционных жалоб, оспаривая решение суда первой инстанции, указывают, что в силу ст. 79 ЛК РФ, а также в соответствии с аукционной документацией торгов, назначенных на 19 декабря 20078 года, лесной аукцион должен проводиться в открытой форме, что означает, что в торгах может принять участие любое лицо.
Заявители полагают, что аукционная документация торгов, назначенных на 19.12.07 г., в нарушение пункта 4 статьи 79 ЛК РФ не содержит сведений о порядке подачи заявки на участие в аукционе, информации об установлении предварительной записи для подачи заявки, а также о порядке, сроках и организации предварительной записи на участие в аукционе.
Заявители апелляционных жалоб также считают, что предоставленное время приема заявок на участие в аукционе - 4 часа - оказалось недостаточным для подачи заявок всеми желающими и привело к ограничению конкуренции при проведении аукциона.
Заявители апелляционных жалоб ссылаются на то, что суд первой инстанции при разрешении спора не принял во внимание решение ФАС России от 16 июня 2008 года N 1 17/33-8, которым установлены нарушения, допущенные Мослесхозом при проведении оспариваемого аукциона, а также постановление ФАСМО N КА-А40/2126-09, которым отказано в признании вышеуказанного решения недействительным.
ФАС России и Прокуратура Московской области считают необоснованной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-58255/07-95-398 по иску ФГУ "Звенигородский лесхоз" о признании недействительными приказов Лесхоза N N 4,6,7, поскольку в рамках указанного дела исследовался вопрос о полномочиях Мослесхоза на проведение лесных аукционов, а не правомерность их проведения и их соответствие действующему законодательству.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы арбитражный апелляционный суд признает обоснованными
В соответствии с положениями ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
Согласно требованиям ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, при этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В силу ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 26.07.06 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе, по иску антимонопольного органа.
Пунктом 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Приказом Рослесхоза от 09.08.2007 г. N 368 утверждено Положение об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, пунктами 6.4.2., 6.4.3. которого предусмотрено, что Мослесхоз осуществляет на территории лесничеств и лесопарков, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации не передается органам государственной власти Московской области, полномочия по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда и заключению договоров аренды лесных участков.
Данным приказом определено также время начала и окончания срока приема заявок: 12 декабря 2007 года с 10 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин.
Извещение о проведении лесного аукциона опубликовано в газете "Подмосковье. Ежедневные новости", а также размещено на официальном сайте Мослесхоза в сети Интернет по адресу: http://www.mosleshoz.ru. а также на сайтах www.rosleshoz.gov.ru. iwww.mosreg.ru.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке и сроках ее подачи.
В извещении о проведении аукциона указано, что прием заявок с прилагаемыми документами осуществляется 12 декабря 2008 года по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 39а, кабинет 1305, при этом в документации по проведению лесного аукциона, назначенного на 19 декабря 2007, указано, что заявки на участие в лесном аукционе должны быть получены организатором аукциона в кабинетах 1304-1305.
Из материалов дела следует, что Мослесхоз организован прием заявок таким образом, что не все желающие принять участие в аукционе смогли подать соответствующие заявки.
Балансодержателем здания, в котором находится Мослесхоз, является Управление Росприроднадзора по Центральному федеральному округу и пропускной режим допуска посетителей в здание установлен балансодержателем здания.
При наличии единого пропускного режима в здание по Варшавскому шоссе д. 39, установленного балансодержателем, 12 декабря 2007 Мослесхоз осуществлял заменяющий основной пропускной режим, при этом в общем порядке разовые пропуска в Мослесхоз через бюро пропусков Управления Росприроднадзора по Центральному федеральному округу не оформлялись.
Данную функцию по разрешению на проход в здание взяли на себя представители Мослесхоза.
Сотрудники ответчика по телефону, указанному в извещении о проведении аукциона (8(499)615-98-89), записывали желающих подать заявку на участие в лесном аукционе в список, по которому осуществлялся проход заявителей в здание Мослесхоза в день, указанный в извещении о проведении аукциона, для подачи заявок на участие в лесном аукционе.
Фиксация присвоения порядковых номеров в списках прохода в здание Мослесхоза и факта обращения с просьбой о внесении в такой список сотрудниками Мослесхоза не производилась, при этом время приема заявок - 4 часа - оказалось недостаточным для подачи заявок всеми желающими, поскольку указанные лица не были включены в список, по которому осуществлялся пропуск лиц для подачи заявок.
Аукционная документация по проведению лесного аукциона, назначенного на 19 декабря 2007 года, не содержит сведений о порядке подачи заявки на участие в аукционе, что подтверждается копиями аукционной документации, находящимися в материалах дела.
Своими действиями Мослесхоз ограничил конкуренцию на торгах, нарушив тем самым требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах при проведении торгов, если организаторами торгов являются федеральные органы исполнительной власти.
Судом первой инстанции не исследованы данные обстоятельства и не дана их правовая оценка, что является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации Федерального запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.
Действия Мослесхоза противоречат положениям статьи 76 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку лишили потенциальных участников возможности принять участие в торгах.
Указанные действия Мослесхоза оказали существенное влияние на результаты торгов, что, в свою очередь, привело к неэффективному использованию государственного имущества, поскольку указанные действия уменьшили возможность участия в торгах потенциальных участников и, следовательно, повлияли на формирование цены реализации.
Из материалов дела следует, что протоколы о результатах аукциона от 19 декабря 2008 года подписаны 14.03.2008 г., а победителями аукциона по отдельным лотам признаны:
- по лоту N 1 - ЗАО "Стрела", цена лота - 675 675 руб.; по лоту N 2 - ООО "Бизнес гарант", цена лота - 254 299, 20 руб.; по лоту N 3 - ЗАО "Октопус", цена лота - 967 443, 75 руб.; по лоту N 4 - ООО "Столица-Инвест", цена лота -1 722 050, 4 руб.; по лоту N 5 - ООО "АРОНСО", цена лота - 279 300 руб.; по лоту N 6 - Бугаева Людмила Анатольевна, цена лота -24 570 руб.; по лоту N 7 - ООО "Василиса", цена лота -220 392,9 руб.; по лоту N 8 - ООО "Просторы", цена лота - 870 699,9 руб.; по лоту N 9 - ООО "Виктория", цена лота - 773 955,6 руб.; по лоту N 10 - ООО "Патер", цена лота - 20 897,1 руб.; по лоту N 11 - ООО "Интур-Капитал", цена лота - 304 054,3 руб.; по лоту N 13 - Дзюба Оксана Викторовна, цена лота -11 172 руб.; по лоту N 14 - ООО "Центр Аренды", цена лота - 1 857 799,7 руб.; по лоту N 15 - ООО "ЛигалИнвест", цена лота - 748 153, 43 руб.; по лоту N 17 - ООО "ПроИнвестКапитал", цена лота - 2 364 862,5 руб.; по лоту N 19 - Сухарев Александр Сергеевич, цена лота - 11 302,2 руб.; по лоту N 20 - ООО "Военспецлесхоз", цена лота- 172 757,55руб.
По лоту N 18 аукцион признан несостоявшимся.
С учетом того, что по лоту N 18 аукцион признан несостоявшимся, то договор аренды в соответствии со ст. 80 ЛК РФ заключен с единственным участником, претендовавшим на данный лот, а именно: ООО "Спортивный клуб "ДИНАМО" по начальной цене предмета аукциона.
Нарушение Мослесхозом положений ст. ст. 447, 448 ГК РФ, ст. 79 ЛК РФ, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции привело к тому, что в количество участников аукциона не превышало 1-2 на один лот, при этом права на заключение договоров аренды лесных участков, расположенных в районе Рублевского шоссе, сроком на 49 лет, были проданы ограниченному кругу лиц по стартовым ценам (450-650 рублей за сотку), при рыночной стоимости - более 5 тысяч долларов за сотку.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены от продажи прав (имущества), выставленных на аукцион. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи.
Согласно части 2 статьи 1 Закон о защите конкуренции целью этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд полагает, что Мослесхоз при проведении лесного аукциона 19 декабря 2008 года, нарушило интересы собственника имущества, заинтересованного в продаже прав на имущество за наиболее высокую цену, выявленную в ходе аукциона.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федераций от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, в том числе осуществляющим контроль и надзор за соблюдением федеральными органами исполнительной власти антимонопольного законодательства.
В период с 14 апреля 2008 года по 13 мая 2008 года Инспекцией ФАС России на основании ст. 22, п. 11 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции и на основании приказа ФАС России от 11.04.2008 г. N 123 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения антимонопольного законодательства Мослесхозом.
Основанием для возбуждения Комиссией ФАС России дела N 1 17/33-08 о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства послужили результаты проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения Мослесхозом антимонопольного законодательства, а также обращение ООО Управляющая компания "Офис-сервис", Игнатова В.М., Ващенко С.А., ООО "Воронцовка 15", ООО "Серебряные ключи", ООО "ЛесРесурс" о незаконном отказе в допуске Мослесхозом к подаче заявок на участие в лесных аукционах по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенных на 19 и 20 декабря 2007 года.
ФАС России установлено нарушение Мослесхозом положений ст. ст. 447, 448 ГК РФ, ст. 79 ЛК РФ, а также ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно частям 1, 3 статьи 23 и части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства комиссия разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Нарушения, допущенные Мослесхозом при проведении аукциона 19.12.08 г., явились основанием для выдачи антимонопольным органом предписания от 16 июня 2008 по делу N 1 17/33-08 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в котором Мослесхозу предписано при проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, не совершать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции, в том числе: в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать порядок подачи заявок на участие в лесных аукционах с учетом имеющегося в занимаемом здании, пропускного режима; устанавливать срок подачи заявок на участие в лесных аукционах, обеспечивающий возможность подачи таких заявок всеми лицами, желающими принять участие в лесных аукционах, но не менее 14 рабочих дней; а также в извещениях о проведении аукционов, в аукционной документации предусматривать возможность подачи заявок на участие в лесных аукционах, в том числе, путем направления по почте.
Ссылку ответчиков на то, что следует исследовать правомерность проведения торгов по каждому лоту, участвующему в торгах 19 декабря 2008 года, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
Нормы ст. 449 ГК РФ, а также Закон о защите конкуренции не связывают наступление ответственности в зависимость от количества лиц, нарушение прав которых является основанием для вменения заявителю совершения необоснованного ограничения доступа к участию в лесных аукционах.
Исходя из вышеизложенного, нарушения, допущенные в отношении одного из потенциальных участников аукциона, являются безусловным основанием для признания действий организатора аукциона необоснованными в связи с ограничением доступа к участию в лесных аукционах.
То обстоятельство, что решение N 1 17/33-08 и предписание ФАС России соответствует положениям Закона о защите конкуренции, подтверждены постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.04.2009 г. N КА-А40/2126-09, которым принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Мослесхозом требований о признании недействительными вышеуказанных решения и предписания антимонопольного органа.
В постановлении суд кассационной инстанции указал, что ФАС России обоснованно признал совокупность действий Мослесхоза приведшими к ограничению конкуренции при проведении аукционов, в том числе, 19 декабря 2008 года, а именно: установление необоснованно короткого периода времени на подачу заявок (без учета большого количества желающих принять участие в аукционах); не указание в извещениях о предварительной записи на проход в здание Мослесхоза для подачи заявок; запрет для заявителей на возможность подачи заявок посредством почтовой связи; нарушение открытой формы торгов; не принятие заявок через канцелярию; не оформление пропусков для прохода в здание Мослесхоза по заявкам, направленным телеграммами.
Ссылку суда первой инстанции на то, что соответствие действующему законодательству положений приказа N 7 от 10.10.2007 г. о проведении лесных аукционов являлось предметом судебного исследования в решении Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2008 г. по делу N А40-58255/07-94-398, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.08 г. и постановлением ФАС МО 06.05.08 г., которым ФГУ "Звенигородский лесхоз" отказано в удовлетворении требований о признании незаконными полностью приказов N 4 от 08.10.2007 г., N 6 от 10.10.07 г., N 7 от 10.10.2007 г. о проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, арбитражный апелляционный суд не может признать состоятельной.
В рамках указанного дела рассматривался вопрос о полномочиях Мослесхоза на проведение лесных аукционов в соответствии с приказами N N 4,6,7, при этом сами приказы на их соответствие Закону о защите конкуренции не исследовались.
В соответствии с ч. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный апелляционный суд полагает, что требования ФАС России о признании недействительным проведенный ответчиком лесной аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенный на 19.12.2007 г. (протокол о результатах аукциона подписан 14.03.2008 г.) и заключенных по его результатам сделок, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд первой инстанции при вынесении судебного акта по настоящему делу неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применил нормы материального права, в связи с чем решение от 14 декабря 2009 года в силу части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2009 года по делу N А41-16606/09 отменить.
Признать недействительным проведенный Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва лесного аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, назначенного на 19.12.2007 (протокол о результатах аукциона подписан 14.03.2008) и заключенных по его результатам сделок, а именно:
4) договора аренды - регистрация N 50-50-11/046/2008-022 от 16.03.2009, срок: с 16.03.2009 на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 3,45 га. Местоположение объекта: Московская обл., Красногорский район, Москворецкое лесничество, Опалиховское участковое лесничество, квартал N 45, выдел 28-31. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/036/2007-294, заключенного в пользу ООО "Бизнес гарант", ИНН: 7707637559, ОГРН: 1077759755578, дата гос. регистрации 05.09.2007, наименование рег. органа: Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве, КПП: 770701001; место нахождения: 103055, Россия, г. Москва, ул. Лесная, д. 35/2, тел. (499) 9735715;
8) договора аренды - регистрация N 50-50-20/123/2008-207 от 14.05.2009, срок: с 14.05.2009 на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 9 га. Местоположение объекта: Московская обл., Одинцовский район, Москворецкое лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал N 67, выдел 1. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/038/2007-042, заключенного в пользу ООО "Просторы", ИНН: 5024083968, ОГРН: 1065024025395, дата гос. регистрации 09.11.2006, наименование рег. органа: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Красногорску Московской обл., КПП: 502401001; место нахождения: 143420, Россия, Московская обл., Красногорский р-он, д/п Архангельское, д. 17, кв. 9;
12) договора аренды - регистрация N 50-50-98/020/2009-191 от 01.06.2009, срок: с 01.06.2009 на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 35 га. Местоположение объекта: Московская обл., Одинцовский район, Москворецкое лесничество, Подушкинское участковое лесничество, квартал N 22, выдел 13, 14; квартал N 23, выдел 3, 4. 7, 8, 9, 12, 13 квартал N 26 выдел 2, 3, 10, 11, 15, 16, 20, 21-26; квартал N 27 выдел 1, 4, 9, 11, 13. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-98/036/2007-373, заключенного в пользу ООО "ПроИнвестКапитал", ИНН: 7723633174, ОГРН: 1077761773980, дата гос. регистрации 26.10.2007, наименование рег. органа: Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве, КПП: 772301001; место нахождения: 115432, Россия, г. Москва, пр. 2-й Южнопортовый. д. 12А, корп. 1, стр.1, тел. (495) 7888311, факс 7888317;
16) договора аренды - регистрация N 50-50-09/028/2008-190 от 25.07.2009, срок: с 25.07.2009 на 49 лет, в отношении лесного участка для осуществления рекреационной деятельности площадью 2,5 га. Местоположение объекта: Московская обл., Солнечногорский р-он, Дмитровское лесничество, Истринское участковое лесничество, квартал N 61, выдел 9. Кадастровый (условный) номер объекта: 50-50-09/028/2008-190, заключенного в пользу ООО "Военспецлесхоз", ИНН: 5015009083, ОГРН: 1075015001852, дата гос. регистрации 30.07.2007, наименование рег. органа: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Московской области, КПП 501501001; место нахождения: 143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Пролетарская, д. 49.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16606/09
Истец: Федеральная антимонопольная служба(ФАС) России
Ответчик: Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, ООО "Бизнес Гарант", ООО "военспецлесхоз", ООО "Василиса", ЗАО "Стрела", ЗАО "Октопус, ООО "Виктория", ООО "Столица-Инвест", ООО "Просторы", ООО "Центр Аренды", ООО "Василиса", ООО "Спортивный клуб "ДИНАМО", Дзюба О.В., ООО "ЛигалИнвест", ООО "Патер", ООО "ПроИнвестКапитал", ООО "Аронсо", Сухарев А.С., Бугаева Л.А., ООО "Интур-Капитал"
Третье лицо: Прокуратура Московской области
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14566/10
15.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14566/10
15.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 14566/10
27.04.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-466/2010
27.04.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-474/2010