г. Томск |
Дело N 07АП-6070/10 |
"30" сентября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего М.Х. Музыкантовой,
судей: Л.И. Ждановой, Т.В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.,
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Немецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.15.2010г.
по делу N А03-3848/2010 (судья Русских Е.В.)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда России в Немецком национальном районе Алтайского края
к Отделению по Немецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
о признании действий незаконными,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 3", Немецкий национальный район, с. Дегтярка,
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Одуванчик", Немецкий национальный район, с. Протасове,
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Дельфинчик", Немецкий национальный район, с. Камыши,
- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ракета", Немецкий национальный район, с. Гальбштадт,
- Администрация Камышинского сельсовета Немецкого национального района, с. Камыши,
- Администрация Немецкого национального района, с. Гальбштадт,
- Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района", с. Гальбштадт
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4", Немецкий национальный район, с. Редкая Дубрава,
- Муниципальное образовательное учреждение "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа", Немецкий национальный район, с. Редкая Дубрава,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Немецком национальном районе Алтайского края (далее - Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Немецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Отделение УФК, Казначейство) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии исполнительных документов - постановлений от 31.07.2007 N 25, от 09.12.2008 N 55, от 22.09.2009 N 80, от 15.09.2009 N 70, от 22.12.2008 N 77, от 08.08.2007 N 56, от 22.09.2009 N 82, от 15.09.2009 N 72, от 19.10.2009 N 103, от 09.12.2008 N 54, от 22.09.2009 N 78, от 15.09.2009 N 62, от 27.12.2007 N 113, от 30.03.2009 N 4, от 20.07.2009 N 12, от 15.09.2009 N 60, от 19.10.2009 N 96, от 24.09.2009 N 86, от 19.10.2009 N 108, от 15.09.2009 N 75, от 24.07.2009 N 44, от 22.09.2009 N 81, от 15.09.2009 N 71, от 19.10.2009 N 102, от 27.08.2009 N 54 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 3", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфинчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета", Администрации Камышинского сельсовета Немецкого национального района, Администрации Немецкого национального района, Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района", Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4", Муниципального образовательного учреждения "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа". об обязании принять указанные исполнительные документы к исполнению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 3", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Одуванчик", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Дельфинчик", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ракета", Администрация Камышинского сельсовета Немецкого национального района, Администрация Немецкого национального района, Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района", Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4", Муниципальное образовательное учреждение "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 14.15.2010г. по делу N А03-3848/2010 признаны незаконными действия отделения Управления Федерального казначейства, выразившиеся в отказе в принятии постановлений Управления Пенсионного фонда от 31.07.2007 N 25, от 09.12.2008 N 55, от 22.09.2009 N 80, от 15.09.2009 N 70, от 22.12.2008 N 77, от 08.08.2007 N 56, от 22.09.2009 N 82, от 15.09.2009 N 72, от 19.10.2009 N 103, от 09.12.2008 N 54, от 22.09.2009 N 78, от 15.09.2009 N 62, от 27.12.2007 N 113, от 30.03.2009 N 4, от 20.07.2009 N 12, от 15.09.2009 N 60, от 19.10.2009 N 96, от 24.09.2009 N 86, от 19.10.2009 N 108, от 15.09.2009 N 75, от 24.07.2009 N 44, от 22.09.2009 N 81, от 15.09.2009 N 71, от 19.10.2009 N 102, от 27.08.2009 N 54 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 3", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфинчик", Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета", Администрации Камышинского сельсовета Немецкого национального района, Администрации Немецкого национального района, Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района", Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4", Муниципального образовательного учреждения "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа", как не соответствующие Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Казначейство принять к исполнению указанные исполнительные документы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение УФК обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе Управлению в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права, а именно : суд не применил закон, подлежащий применению, а также неправильно истолковал закон.
Подробно доводы подателя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Управлением и третьими лицами на апелляционную жалобу не представлены.
УПФР, Отделение УФК и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 3, 5 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда вынесены постановления:
- от 31.07.2007 N 25 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 34000,22 руб. с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N 3";
- от 09.12.2008 N 55 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 40832,47 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик";
- от 22.09.2009 N 80 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 17867,10 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик";
- от 15.09.2009 N 70 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 28163,57 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик";
- от 22.12.2008 N 77 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 40938,20 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик";
- от 08.08.2007 N 56 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 17656,94 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Одуванчик";
- от 22.09.2009 N 82 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 15543,42 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфипчик";
- от 15.09.2009 N 72 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 15610,70 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфинчик";
- от 19.10.2009 N 103 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. в размере 28334,77 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дельфинчик";
- от 09.12.2008 N 54 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 39931,31 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета";
- от 22.09.2009 N 78 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 21535,15 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета";
- от 15.09.2009 N 62 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 38788,67 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета";
- от 27.12.2007 N 113 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 30463,06 руб. с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Ракета";
- от 30.03.2009 N 4 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 19919,26 руб. с Администрации Камышинского сельсовета Немецкого национального района;
- от 20.07.2009 N 12 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 26076,63 руб. с Администрации Камышинского сельсовета Немецкого
национального района;
- от 15.09.2009 N 60 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 3863,84 руб. с Администрации Камышинского сельсовета Немецкого
национального района;
- от 19.10.2009 N 96 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 24330,79 руб. с Администрации Камышинского сельсовета Немецкого
национального района;
- от 24.09.2009 N 86 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 13386,80 руб. с Администрации Немецкого национального района;
- от 19.10.2009 N 108 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 4345,15 руб. с Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района";
- от 15.09.2009 N 75 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 3251,84 руб. с Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района";
- от 24.07.2009 N 44 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 4147,93 руб. с Муниципального учреждения культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района";
- от 22.09.2009 N 81 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 35223,10 руб. с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4";
- от 15.09.2009 N 71 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 28273,60 руб. с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4";
- от 19.10.2009 N 102 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 33907,38 руб. с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N 4";
- от 27.08.2009 N 54 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 126,50 руб. с Муниципального образовательного учреждения "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа".
Данные постановления направлены для принудительного исполнения в Отдел судебных приставов Немецкого национального района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.
Судебным приставом-исполнителем исполнительные производства, возбужденные по вышеуказанным исполнительным документам, окончены в связи с отсутствием у должников имущества и денежных средств, на которые можно обратить взыскание.
Управление Пенсионного фонда обратилось в Отделение УФК с заявлением от 12.02.2010 исх. N 100 о принятии перечисленных выше постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов для исполнения.
Отделение УФК письмом от 19.02.2010г. N 02/05-03-65 возвратило исполнительные документы без исполнения со ссылкой на то обстоятельство, что постановления учреждения Пенсионного фонда согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации не входят в число исполнительных документов и не могут быть приняты на исполнение в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что действия Отделения УФК, выразившиеся в отказе в принятии постановлений о взыскании со страхователей недоимки, пеней и штрафов к исполнению, являются незаконными, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования Пенсионного фонда, суд первой инстанции исходил из того, что нормы Федерального закона об обязательном пенсионном страховании, устанавливающие внесудебный порядок исполнения исполнительных документов, являются специальными относительно положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, кроме того, в части 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не установлен исчерпывающий перечень видов исполнительных документов, а частями 3 и 3.1 статьи 242.1 не указано основание возвращения исполнительного документа в связи с не отнесением его к таковым.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в пунктах 3 и 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пунктам 14, 15 статьи 25.1 Закона N 167-ФЗ решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятое в порядке пункта 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения, которое производится в порядке, установленном Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного Законом предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы.
При этом, исключений для бюджетных учреждений Закон N 167-ФЗ не предусматривает, правила о судебном порядке взыскания с них задолженности по страховым взносам и пеням не содержит.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 названного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.05.2007 г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2010 г. N ВАС-779/10.
Исходя из установленных при рассмотрении спора обстоятельств дела, арбитражным судом первой инстанции правильно применены изложенные выше нормы материального права и на основании части 4 статьи 200 АПК РФ сделан обоснованный вывод о неправомерности возврата постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.07.2007 N 25, от 09.12.2008 N 55, от 22.09.2009 N 80, от 15.09.2009 N 70, от 22.12.2008 N 77, от 08.08.2007 N 56, от 22.09.2009 N 82, от 15.09.2009 N 72, от 19.10.2009 N 103, от 09.12.2008 N 54, от 22.09.2009 N 78, от 15.09.2009 N 62, от 27.12.2007 N 113, от 30.03.2009 N 4, от 20.07.2009 N 12, от 15.09.2009 N 60, от 19.10.2009 N 96, от 24.09.2009 N 86, от 19.10.2009 N 108, от 15.09.2009 N 75, от 24.07.2009 N 44, от 22.09.2009 N 81, от 15.09.2009 N 71, от 19.10.2009 N 102, от 27.08.2009 N 54.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 14.15.2010г. по делу N А03-3848/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3848/2010
Истец: ГУ-Управление ПФ РФ в Немецком национальном районе Алтайского края
Ответчик: Отделение по Немецкому национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
Третье лицо: Муниципальное учреждение культуры "Межпоселенческий музей истории Немецкого национального района", Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Редкодубравская детская школа искусств N4", Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская музыкальная школа N3", Муниципальное образовательное учреждение "Редкодубравская средняя общеобразовательная школа", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Ракета", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Одуванчик", Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Дельфинчик", Администрация Немецкого национального района Алтайского края, Администрация Камышинского сельсовета Немецкого национального района