Проблемы консолидации и формирования налоговой отчетности при оценке
перспектив введения системы консолидированного налогоплательщика
В настоящее время наблюдается новая волна интереса к вопросам налогообложения холдингов, в частности, к оценке перспектив введения института консолидированного налогоплательщика в Российской Федерации. На основании опыта использования системы консолидированного налогоплательщика в зарубежных странах можно выделить следующие характеристики системы:
компании, объединенные под общим владением материнской организации, признаются единым налогоплательщиком;
обязанности по уплате налогов от имени всей группы исполняет материнская организация;
по налоговым обязательствам группы ведется консолидированная налоговая отчетность и заполняется единая налоговая декларация;
доходы и расходы членов группы, возникшие после консолидации, объединяются с возможностью их взаимозачета;
прибыль по внутригрупповым операциям признается после ее реализации в транзакции с третьими лицами, не входящими в группу.
Как следствие, к числу преимуществ данного налогового режима можно отнести большее соответствие налогового бремени реальному экономическому контуру предприятия, не привязанному к его юридической оболочке. В рамках системы консолидированного налогоплательщика у компаний, входящих в группу, появляется возможность зачета прибылей, заработанных одними компаниями группы, с убытками, понесенными другими компаниями, а также большая маневренность в части структурирования финансирования расходов группы. Для государства введение системы консолидированного налогоплательщика в ряде случаев позволяет снять остроту проблем, связанных с трансфертным ценообразованием, а также с экономической обоснованностью расходов, возникающих вследствие оказания услуг одними предприятиями группы другим предприятиям группы.
В статье 13 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" содержится упоминание о том, что в случаях и в порядке, установленных законодательством РФ о налогах, договором о создании финансово-промышленной группы, участники этой группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков. Однако на практике эта норма не работает, поскольку в ст. 19 Налогового кодекса РФ отсутствует упоминание о возможности рассмотрения групп организаций в качестве консолидированных налогоплательщиков.
Очевидно, что вопрос о необходимости и целесообразности введения института консолидированного налогоплательщика нуждается в детальном исследовании. Подтверждением тому является факт, что в Российской Федерации уже предпринималась попытка реализации данного налогового режима, которая в силу недостаточной проработанности ряда ключевых вопросов потерпела поражение. Так, первоначальный проект части первой НК РФ, представленный Правительством РФ, включал в себя главу 7 "Консолидированная группа налогоплательщиков", состоявшую из семи статей. В них содержалось определение понятия "консолидированная группа налогоплательщиков", а также устанавливались условия ее образования, порядок регистрации, права и обязанности группы и ее участников, специфика операций по реализации товаров (работ, услуг) между участниками консолидированной группы, условия изменения ее состава и ликвидации.
На наш взгляд, при исследовании вопроса о целесообразности введения института консолидированного налогоплательщика, так же как и при формировании любой другой законодательной инициативы, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении выгод, получаемых бизнесом и государством, и издержек, возникающих вследствие усложнения системы учета и соответственно процедур налогового контроля. В этой связи представляется достаточно важным оценить, в какой степени применяемые в бухгалтерском учете принципы консолидации могут быть использованы при формировании системы консолидированного налогоплательщика и насколько обременительным будет составление дополнительной налоговой отчетности.
При разработке положений законодательства, касающихся введения системы консолидированного налогоплательщика, должны быть определены следующие основополагающие вопросы, непосредственно связанные с формированием консолидированной отчетности:
периметр группы (т.е. критерии объединения компаний в качестве консолидированных налогоплательщиков);
принципы консолидации (правила объединения доходов и расходов и исключения нереализованных прибылей и убытков).
В настоящее время в качестве базы для анализа могут быть использованы подходы к консолидации, определенные в национальных документах по бухгалтерскому учету: в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности*(1) (далее - Рекомендации), а также в стандартах финансовой отчетности, принятых в мировой практике, в частности международных стандартах финансовой отчетности, выпущенных Советом по международной отчетности - IAS 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность".
В Рекомендациях определено, что бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную отчетность, если головная организация:
обладает более 50% голосующих акций акционерного общества или более 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и обществом договором;
может иными способами определять решения, принимаемые дочерним обществом.
Устанавливаются некоторые изъятия из консолидации, которые предусматривают возможность невключения в сводную отчетность отдельных дочерних обществ при выполнении ряда условий. Однако в целом очевидна тенденция включения в консолидированную отчетность всех дочерних предприятий вне зависимости от их вида деятельности и местонахождения.
При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный отчет о прибылях и убытках не включаются:
выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации и затраты, приходящиеся на эту реализацию;
дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводном отчете о прибылях и убытках отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу;
любые иные доходы и расходы, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.
Стандарт IAS 27 также определяет, что доходы и расходы от внутригрупповых операций элиминируются: прибыли и убытки, являющиеся результатом сделок внутри группы и признанные в составе активов, таких как запасы и основные средства, исключаются из стоимости соответствующих активов.
Положения IAS 27 в отношении периметра группы являются более проблемными сточки зрения соответствия требованиям системы консолидированного налогоплательщика, поскольку налоговое законодательство должно быть построено скорее на четких правилах, нежели на оценочных суждениях. В соответствии c IAS 27 помимо критериев консолидации, связанных с владением более чем половиной голосующих прав или возможностью иным образом определять финансовую и операционную политику организации, при определении необходимости включения в консолидированную отчетность той или иной компании в расчет должны приниматься потенциальные голосующие права.
Также IAS 27 устанавливает, что наличие и эффект от потенциальных прав голоса (таких, как ценные бумаги, конвертируемые в голосующие акции, опционы), реализуемых и конвертируемых на текущий момент, включая потенциальные права голоса, которыми обладает другая организация, учитываются при оценке способности компании управлять финансовой и операционной политикой другой организации. Практическая реализация указанных принципов в ряде случаев может привести к тому, что в состав группы будут включаться компании, фактическая доля владения которыми на отчетную дату составляет менее 50%, и не будут включаться компании с долей владения более 50%.
В то же время практически во всех странах к основным принципам группировки компаний в рамках системы консолидированного налогоплательщика относятся такие действия, как исключение из консолидации:
компаний-нерезидентов;
компаний, применяющих особые налоговые режимы (применительно к российской системе налогообложения это упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
компаний с долей владения менее 90- 95%, а во многих случаях и менее 100%;
компаний, занимающихся отдельными видами деятельности (имеются в виду кредитные организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании, некоммерческие организации).
Очевидно, что состав группы для целей составления консолидированной налоговой отчетности может существенно отличаться от состава для целей финансовой отчетности, в связи с чем у компаний будут возникать дополнительные расходы, связанные с формированием отчетности для целей налогообложения. Трудоемкость этих процедур напрямую зависит от того, какие требования будут предъявляться к документам, представляемым налогоплательщиками налоговым органам. Если помимо налоговых расчетов организации должны будут сдавать в налоговый орган полноценную консолидированную налоговую отчетность (по аналогии с финансовой отчетностью отдельной организации, которую налоговые органы привыкли использовать при проведении контрольных процедур*(2)), затраты на подготовку налоговой отчетности будут непомерно высоки. Таким образом, вероятно, в качестве налоговой отчетности должны использоваться специальные консолидационные расчеты, содержащие минимально необходимый для формирования налоговой базы набор показателей без составления полноценной отчетности, аналогичной консолидированной финансовой отчетности группы.
Говоря о технологии консолидации, необходимо отметить, что, на наш взгляд, целесообразно введение "регламентированной свободы, по аналогии с системой, описанной в настоящее время в ст. 318 и 319 НК РФ для расчета остатков незавершенного производства и готовой продукции с целью налогообложения. Это связано с тем, что расчет нереализованной прибыли (т.е. исключение прибыли от внутригрупповых операций до ее признания в сделке с третьими лицами) представляет собой достаточно сложный процесс, в значительной степени зависящий от специфики деятельности конкретной организации (сфера деятельности, особенности учетной системы, глубина аналитического учета, объем и содержание внутригрупповых транзакций). Если объем транзакций велик и внутригрупповые операции происходят регулярно, расчет нереализованной прибыли практически всегда предполагает применение аналитических расчетных методов, основанных на неких усредненных показателях. Навязывание единственно возможного расчета консолидационных поправок приведет к потере связи с экономикой конкретных предприятий, как это и произошло с принятием первоначальной редакции ст. 318 и 319 Налогового кодекса РФ при вступлении в силу главы 25 Кодекса. Гибкость налогового законодательства в этом случае позволит в максимальной степени использовать данные финансовой отчетности, что снизит дополнительные трудозатраты.
С учетом изложенного при разработке нормативного обеспечения системы консолидированного налогоплательщика необходимо:
четко определить периметр консолидации, основываясь исключительно на целесообразности формирования группы для целей налогообложения;
максимально упростить требования к налоговой отчетности по группе компаний;
приблизить процедуры консолидации для расчета финансового результата в целях налогообложения к процедурам, используемым при подготовке консолидированной финансовой отчетности.
Е.С. Тютюнникова,
заместитель директора по методологии департамента
международной финансовой отчетности компании "ФБК"
"Ваш налоговый адвокат", N 1, январь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112.
*(2) Требования о представлении в налоговые органы финансовой отчетности организации содержатся в ст. 23 НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru