г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от ОАО "МРСК Волги" - представителя Баутдинова Р.М., доверенность от 01 марта 2010 года N Д/10-174,
от министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: комитета по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 мая 2010 года апелляционную жалобу министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2010 года
по делу N А55-12247/2009, судья Мешкова О.В.,
принятое по заявлению ОАО "МРСК Волги", г.Саратов,
к министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара,
третье лицо: комитет по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области, Самарская область, с.Шигоны,
о признании незаконным предписания от 15 мая 2009 года N 18,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "МРСК Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) от 15 мая 2009 года N 18 об устранении нарушения лесного законодательства (т.1, л.д.27).
На основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "МРСК Волги" заявил об отказе от заявленных требований в части признания незаконным предписания управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства N 18 от 15 мая 2009 года, выразившегося в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередач ВЛ-10 кВ.
Суд, руководствуясь положениями ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял отказ от заявленных требований в указанной части, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Определением суда от 26 октября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области (т.1, л.д.95).
Решением суда от 19 января 2010 года заявление удовлетворено частично. В части признания незаконным предписания Управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 15 мая 2009 года N 18, выразившегося в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередач ВЛ-10 кВ, принят отказ заявителя от заявленных требований и производство по делу в указанной части прекращено. Предписание управления государственного лесного контроля и надзора департамента лесного хозяйства Самарской области об устранении нарушения лесного законодательства от 15 мая 2009 года N 18 в части обязания устранить нарушение, указанное в пункте 1 предписания N 70 от 11 декабря 2008 года, а именно: привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ, признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации и Лесному кодексу Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области просит решение суда о признании незаконным предписания N 18 от 15 мая 209 года в части обязания устранить нарушение, указанное в пункте 1 предписания N 70 от 11 декабря 2008 года, а именно: привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ, отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку судом не учтено, что лесные участки, используемые ОАО "МРСК Волги" для эксплуатации линиями электропередачи ВЛ-35 кВ, относятся землям лесного фонда в границах Шигонского лесничества, а предоставление лесных участков в целях строительства линейных объектов осуществляется на основании указанных в законе видов вещного права, в том числе и на праве аренды. В этой связи заявитель, эксплуатирующий линейный объект, расположенный на лесных участках, по мнению министерства, обязан оформить свои права на участки, на которых непосредственно расположен линейный объект.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, выслушав пояснения представителя ОАО "МРСК Волги", арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в обжалуемой части в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 15 мая 2009 года Управление государственного лесного контроля и надзора Департамента лесного хозяйства Самарской области выдало ОАО "МРСК Волги" предписание N 18 об устранении нарушения лесного законодательства.
Согласно указанному предписанию ОАО "МРСК Волги" должно в срок до 15 июля 2009 года устранить нарушение, выразившееся в неприведении в соответствие с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ согласно статьям 9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки соблюдения лесного законодательства от 15 мая 2009 года, составленный по итогам внеплановой проверки выполнения заявителем предписания от 11 декабря 2008 года N 70, выданный на основании актов проверки соблюдения лесного законодательства N 110-113 от 11 декабря 2008 года.
В соответствии с пунктом 1 предписания департамента лесного хозяйства Самарской области от 11 декабря 2008 года N 70 директору филиала ОАО "МРСК Волги" - Самарские распределительные сети Жигулевского производственного отделения было предписано привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда в частности для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ согласно статьям 9, 21, 45 Лесного кодекса Российской Федерации в срок до 01 мая 2009 года в связи с допущением обществом указанных статей Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В силу пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе форма предписания.
В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании N 18 от 15 мая 2009 года существо нарушения лесного законодательства РФ описано, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен. В этой связи несостоятелен вывод суда первой инстанции о том, что в предписании не указано, в чем конкретно выразилось нарушение.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов.
При этом исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Из вышеизложенного следует, что субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на размещение линий электропередачи на участках лесного фонда и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела, заявитель заключил с муниципальным образованием - муниципальный район Шигонский - договоры аренды земельных участков под всеми своими воздушными линиями напряжением 35 кВ, расположенными на территории Шигонского района: договор аренды земельных участка от 04 июня 2008 года N 12, договор аренды земельного участка от 04 июня 2008 года N 13, договор аренды земельного участка N 31 от 19 ноября 2008 года. По истечении срока действия указанных договоров заключены аналогичные договоры аренды на 10 лет, а именно: договор аренды от 04 мая 2009 года N 13, от 26 мая 2009 года N 22, от 26 мая 2009 года N 23. По вышеуказанным договором в аренду переданы земельные участки под воздушными линиями электропередачи напряжением 35 кВ заявителя на территории Шигонского района.
Между тем у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. Договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки под опорами линий электропередачи напряжением 35 кВ в Шигонском районе поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые ОАО "МРСК Волги" линии электропередачи находятся на территории Шигонского лесничества, что подтверждается лесоустроительной документацией, свидетельством и другими документами, представленными в материалы дела, и заявителем не оспаривается. Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством РФ об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством РФ. Правила деления размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 года N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи, опор линий связи, обслуживающих электрические сети.
Пунктом 2 указанных правил установлено, что воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, пунктами 3-4 предусмотрен порядок определения минимального размера земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи.
В силу п.21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в таких зонах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года, для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов сетевого хозяйства в охранных зонах осуществляются: а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением, в соответствии с п.2.2 ст.45 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Из данных Правил следует, что для установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства осуществляется вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением. Таким образом, заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
Для указанных целей предоставление лесных участков законодательство не предусматривает.
Вместе с тем пункт 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации требует оформления прав на использование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены линии электропередачи, в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, от граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
То обстоятельство, что права ОАО "МРСК Волги" на земельные участки, занятые линиями электропередач, оформлены в соответствии с земельным законодательством и поставлены на кадастровый учет, не отменяет действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Заявитель оспаривает законность предписания N 18 от 15 мая 2009 года, а не предписания N 70 от 11 декабря 2009 года. О том, что государственным лесным инспектором Чупраковым Н.В. вынесено предписание N 18 от 15 мая 2009 года заявителю стало известно только 15 мая 2009 года. Следовательно, трехмесячный срок, предусмотренный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на момент обращения ОАО "МРСК Волги" в Арбитражный Самарской области не истек.
Доводы заявителя о неуказании в оспариваемом предписании конкретных действий по устранению нарушений несостоятельны, поскольку в предписании указаны адреса и площади участков лесного фонда, используемые заявителем, перечислены нарушенные нормы Лесного кодекса Российской Федерации, из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании. За разъяснением порядка исполнения заявитель мог обратиться в министерство.
На основании п.1,2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 19 января 2010 года в обжалуемой части (в части признания незаконным предписания от 15 мая 2009 года N 18 в части обязания устранить нарушение, указанное в пункте 1 предписания N 70 от 11 декабря 2008 года, а именно: привести в соответствие с лесным законодательством использование участков лесного фонда для эксплуатации линий электропередачи ВЛ-35 кВ) следует отменить; в удовлетворении заявленных ОАО "МРСК Волги" требований отказать.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ОАО "МРСК Волги" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы, расходы по уплате госпошлины за подачу заявления в суд первой инстанции относятся на ОАО "МРСК Волги".
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2010 года по делу N А55-12247/2009 отменить в обжалуемой части.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "МРСК Волги" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "МРСК Волги" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 11АП-2625/2010
Истец: ОАО "МРСК Волги"
Ответчик: Ответчики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Третьи лица, Комитет по управлению муниципальным имуществом Шигонского района Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3845/2010