Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 г. N 11АП-2356/2010
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от министерства имущественных отношений Самарской области - до перерыва представителя Филатовой Е.В. (доверенность от 31 декабря 2009 N 297), после перерыва представитель не явился, извещено,
от главы городского округа Самара - до и после перерыва представителя Поповой Е.С. (доверенность от 25 декабря 2009 N 01/04-1635),
от третьих лиц: министерства образования и науки Самарской области - до и после перерыва представителя Назмеевой Г.Х. (доверенность от 26 октября 2009 года N 16/3314),
от ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" (правопреемника ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары) - до и после перерыва представителя Рыльского А.И. (доверенность от 20 апреля 2010 N 967),
от департамента управления имуществом городского округа Самары - до и после перерыва представителя Шамилиной Е.Ю. (доверенность от 25 декабря 2009 N 10679),
от министерства культуры Самарской области - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26-28 апреля 2010 года апелляционные жалобы министерства образования и науки Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2010 года
по делу N А55-33674/2009, судья Черномырдина Е.В.,
принятое по заявлению министерства имущественных отношений Самарской области, г.Самара, к главе городского округа Самара, г.Самара, третьи лица: министерство образования и науки Самарской области, г.Самара, ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары, г.Самара, департамент управления имуществом городского округа Самары, г.Самара, министерство культуры Самарской области, г.Самара,
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе безвозмездно передать нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул. Садовая/Ярмарочная д.210/19, из муниципальной собственности в собственность Самарской области и обязании принять решение о передаче вышеуказанного нежилого помещения в собственность Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство имущественных отношений, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к главе городского округа Самара с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе безвозмездно передать нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая/Ярмарочная д. 210/19, из муниципальной собственности в собственность Самарской области и обязании принять решение о передаче вышеуказанного нежилого помещения в собственность Самарской области.
Определением суда от 09 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечены министерство образования и науки Самарской области и ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары.
Определением суда от 23 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены департамент управления имуществом г.о. Самары и министерство культуры Самарской области (т.2, л.д.22).
Решением суда от 02 февраля 2010 года в удовлетворении заявления министерства имущественных отношений Самарской области отказано на том основании, что оспариваемые действия главы городского округа Самара соответствуют законодательству.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт, признать действия главы городского округа Самара, выразившиеся в отказе безвозмездно передать нежилое здание, расположенное по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Садовая/Ярмарочная, д.210/19, из муниципальной собственности в собственность Самарской области незаконными, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В апелляционной жалобе министерство образования и науки просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования министерства имущественных отношений Самарской области, полагая наличие у главы городского округа Самара обязанности передать спорное имущество в собственность Самарской области.
В отзывах на апелляционные жалобы глава городского округа Самара и департамента управления имуществом городского округа Самары просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Заседание суда апелляционной инстанции под председательством судьи Филипповой Е.Г., в составе судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е., назначенное на 05 апреля 2010 года, было отложено на 26 апреля 2010 года в связи необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств по делу в подтверждение приведенных доводов.
В связи с нахождением судьи Юдкина А.А. в служебной командировке в судебном заседании, назначенном на 26 апреля 2010 года, определением суда апелляционной инстанции от 23 апреля 2010 года произведена замена судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е.Г. После замены судьи Юдкина А.А. на судью Попову Е. Г., в соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение дела начато сначала.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя министерства культуры Самарской области, извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители министерства имущественных отношений и министерства образования и науки поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления министерства имущественных отношений.
Представители главы городского округа Самара и департамента управления имуществом городского округа Самары и возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Представитель ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" (правопреемника ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары) согласился с доводами апелляционных жалоб.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары являлся государственным образовательным учреждением начального профессионального образования, осуществлял подготовку для городского округа Самара закройщиков - профессионалов, скорняков - наборщиков, скорняков-раскройщиков, художников по костюму, изготовителей изделий из меха. Учреждение, начиная с 1963 года использовало для образовательной деятельности здание по адресу: г.Самара, ул. Самарская/ул. Ярмарочная, д.201-203/17, общей площадью 1126,3 кв.м и здание литера АА1 общей площадью 504 кв.м по адресу: г. Самара, ул. Садовая/ул. Ярмарочная, д.210/19.
Постановлениями правительства Самарской области от 08 декабря 2005 года N 169 "О передаче объектов из муниципальной собственности в собственность Самарской области" и от 10 сентября 2008 года N 357 "О внесении изменений в постановление правительства Самарской области от 28 декабря 2005 года N 169" из муниципальной собственности г.о. Самара в собственность Самарской области было передано здание, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Самарская/ул. Ярмарочная, д.201-203/17 (т.2, л.д.32-36).
Министерство образования и науки Самарской области предлагало главе городского округа Самара рассмотреть вопрос о передаче занимаемого ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары здания литеры А.А1, расположенного по адресу: г.Самара, ул. Садовая, д.210/ул. Ярмарочная, д.19, площадью 504 кв.м в государственную собственность Самарской области.
Письмом от 31 августа 2009 года исх. N 01/02-6252 в адрес заявителя глава городского округа Самара сообщил, что в целях обеспечения сохранности муниципального имущества, а также соблюдения требований действующего законодательства в части его законного и эффективного использования целесообразно сохранить договор аренды на данное помещение. При этом глава городского округа Самара сослался на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2006 года N 8-П, а также определения от 07 декабря 2006 года N 542, от 04 декабря 2007 года N 828-О-П (т.1, л.д.14).
На основании решения малого совета Самарского горсовета народных депутатов от 17 сентября 1992 года N 222 объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая/ул. Ярмарочная, дом 210/19, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара со следующим реестровыми номерами: нежилое здание, внутренняя литера А-А1-016643, нежилое здание, внутренняя литера А3-003484, что подтверждает выписка из реестра муниципального имущества (т.1, л.д.63).
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12 октября 2005 года N 129-ФЗ, органы местного самоуправления до 01 января 2008 года обеспечивают безвозмездную передачу имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01 января 2008 года данным Федеральным законом, другими федеральными законами.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.
Статья 154 вышеназванного Закона содержит прямой запрет на передачу в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации муниципального имущества, не включенного в такое предложение.
Из конституционно-правового смысла положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П и определениях от 07 декабря 2006 года N 542-О, от 04 декабря 2007 года N 829-О-П, следует, что права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случае лишения их имущества и при реализации процедуры разграничения государственной и муниципальной собственности путем осуществления безвозмездной передачи муниципального имущества в федеральную собственность и государственную собственность субъектов Российской Федерации, предполагается необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, достижения договоренности между передающей и принимающей сторонами и не допускается принудительное отчуждение имущества.
Как видно из материалов дела, глава городского округа Самара возражает против передачи спорного нежилого помещения в государственную собственность Самарской области, что свидетельствует об отсутствии волеизъявления органов местного самоуправления на передачу спорного нежилого помещения в собственность субъекта Российской Федерации. Кроме того, с учетом вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации принудительное отчуждение имущества не допускается.
Довод заявителя о том, что к данным правоотношениям не подлежат применению положения, изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П, суд первой инстанции обоснованно отклонил как противоречащие судебной практике, в том числе постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2009 года по делу NА55-7997/2009.
Утверждение министерства образования и науки Самарской области о том, что спорный объект недвижимости является собственностью Самарской области правомерно не принят судом во внимание, так как противоречит материалам дела, о чем свидетельствует выписка из реестра муниципального имущества (т.1, л.д.63).
По мнению заявителя и ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары, в постановлении правительства Самарской области от 08 декабря 2005 года N169 допущена техническая ошибка. Согласно указанному постановлению в собственность Самарской области передано только здание, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Ярмарочная, д.17. Однако фактически передавалось здание переменной этажности, что подтверждается выпиской из реестра областного имущества от 10 октября 2006 года (т.1, л.д.157), в то время как здание, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Ярмарочная, 17, является одноэтажным.
Между тем данный довод не может быть признан обоснованным, так как материалами дела подтверждается, что объект, расположенный по адресу: г.Самара, ул.Ярмарочная, д.17, и объект, находящийся по адресу: ул. Ярмарочная, д.19, являются разными объектами недвижимости, что подтверждают технический паспорт, а также письмо министерства культуры и молодежной политики Самарской области от 10 апреля 2007 года (т.1, л.д.147-155). Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, частью 8 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" установлен пресекательный срок для передачи муниципального имущества в собственность Российской Федерации и ее субъектов - до 01 января 2008 года. Следовательно, после 01 января 2008 года у органов местного самоуправления отсутствуют правовые основания для уменьшения имущественной массы городского округа. Таким образом, отказ главы городского округа Самары N 01/02-6252 от 31 августа 2009 года соответствует требованиям ст.154 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
По мнению департамента управления имуществом городского округа Самара, министерство образования и науки Самарской области, которому адресован оспариваемый отказ, является ненадлежащим лицом для обращения с требованием о передаче объекта муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации. Данный довод суд первой инстанции обоснованно отклонил, так как оспариваемое решение затрагивает права и законные интересы министерства имущественных отношений Самарской области в части владения, пользования и распоряжения имуществом, а также министерства образования и науки Самарской области как главного распорядителя средств областного бюджета в отношении образовательного учреждения.
Представленные в материалы дела бюджетная смета на 2009 год, сметы расходов на 2005-2008 годы, государственные контракты на энергоснабжение от 11 марта 2009 года, на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01 января 2009 года, на проведение работ по капитальному ремонту от 07 августа 2007 года, 15 октября 2007 года, 15 сентября 2008 года, 12 октября 2009 года, договор на выполнение технической продукции от 01 сентября 2009 года (т.1, л.д.85-131) не подтверждают незаконность оспариваемых действий главы городского округа Самара.
Ссылка министерства образования и науки на судебные акты по делу N А55-976/2008, а также постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2006 года по делу N Ф09-8464/06-СЗ (т.1, л.д.68-78, 79-82) судом правомерно признана несостоятельной. Обстоятельства дел, по которым вынесены указанные судебные акты, и обстоятельства данного дела различны, в частности из судебных актов следует, что предметом рассмотрения были ненормативные правовые акты органов местного самоуправления и государственной власти, которые изданы до 01 января 2008 года.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Доводы ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" о сокращении базы профессионально-технической подготовки (уменьшении площадей учебных и производственных помещений), снижении престижности государственного учебного заведения, снижении специалистов в области легкой промышленности не влияют на законность выводов суда первой инстанции, поскольку не связаны с предметом рассмотрения по данному делу и не являются следствием оспариваемых действий главы г.о.Самара.
Доводы министерства образования и науки Самарской области и ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" о нарушении норм процессуального права в связи с неизвещением судом первой инстанции ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" (правопреемника ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары) о времени и месте рассмотрения дела не принимаются.
Согласно ст.48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. На замену стороны ее правопреемником или на отказ в этом арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте, который может быть обжалован.
Учитывая, что о наличии оснований для правопреемства суду первой инстанции не было известно, поскольку ни реорганизованное лицо, ни его правопреемник, ни учредители суду первой инстанции не представили сведений о реорганизации и не заявили соответствующих ходатайств, судом первой инстанции нарушений норм процессуального права допущено не было.
Кроме того, правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Арбитражный апелляционный суд, удовлетворив ходатайство министерства образования и науки Самарской области, произвел правопреемство в отношении ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности" на правопреемника ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г.Самары, которое не возражало против участия в данном деле. Арбитражный апелляционный суд обеспечил возможность участия в деле ГОУ СПО "Самарский техникум легкой промышленности", принял во внимание приведенные им доводы, в связи с чем отсутствуют основания полагать его права на участие в данном деле нарушенными.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 02 февраля 2010 года следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на министерство образования и науки Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением государственных органов, органов местного самоуправления от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2010 года по делу N А55-33674/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства образования и науки Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: 11АП-2357/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Ответчики, Глава городского округа Самара
Третье лицо: Третьи лица, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство образования и науки Самарской области, Министерство культуры Самарской области, ГОУ НПО профессиональный лицей N 20 моды и стиля г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2010 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2356/2010