г. Санкт-Петербург |
|
|
Дело N А56-88455/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-1395/2010)
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2009
по делу N А56-88455/2009 (судья Хохлов Д.В.),
принятое по заявлению ООО "Отель "Достоевский"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от истца (заявителя): Широков Д.Н., доверенность от 04.05.2010.
от ответчика (должника): не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отель "Достоевский" (далее - ООО "Отель "Достоевский", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Росфиннадзор, Управление) от 21.07.2009 по делу об административном правонарушении N 40-09/3261 о назначении заявителю административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 17.12.2009 требования общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела, просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у общества имелась реальная возможность для своевременного предоставления справки о подтверждающих документах одновременно с актом, с учетом предусмотренных п.п 7.6, 7.8 контракта сроков, даже при условии возникновения разногласий, что не противоречило бы действующему законодательству. Кроме того, податель жалобы считает, что принятые обществом меры в виде проведенной переписки в представленной форме нельзя считать достаточными мерами, направленными на соблюдение требований валютного законодательства.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы без их участия.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы Управления, по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.10.2008 между ООО "Отель "Достоевский" и компанией "Norus Ltd" (Виргинские острова) (нерезидент) заключен договор N 08-53С (далее - контракт) возмездного оказания услуг (л.д.31-35).
Как указано в пункте 7.8 контракта, не позднее 10 дней после окончания месяца, в котором были оказаны услуги по проживанию, общество представляет нерезиденту акт об оказании услуг, который оформляется последним в установленном порядке и возвращается в адрес общества в течение 15 дней с момента получения.
В ходе исполнения обязательств по контракту общество оформило акт об оказании услуг от 08.12.2008 N 00005287 (л. д. 39).
Справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк (ПС) 25.02.2009 (л.д.33).
В результате проведения проверки соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации Управление пришло к выводу о нарушении обществом срока представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях, предусмотренного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления Управлением протокола об административном правонарушении от 30.06.2009 N 40-09/3261 и вынесено постановление от 21.07.2009 N 3228 в соответствии, с которым общество признано виновным в совершении правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением о привлечении ООО "Отель "Достоевский" к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, исходил из того, что Управлением не представлены доказательства вины общества во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционный суд заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения на основании следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 24 и части 4 статьи 5 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
К формам учета по валютным операциям для резидентов относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившее в силу 27.01.2008).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения (с учетом редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению.
Указанные документы представляются резидентом в банк ПС в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в приведенном абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
В силу части 6 статьи 15.25 КоАП РФ объективную сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими к выяснению по делу об административном правонарушении, является установление виновности лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности, Общество в ходе административного расследования представило Управлению объяснения о причинах позднего представления справки, а также документы, подтверждающие подписание иностранным контрагентом по договору акта об оказании услуг за несколько дней до представления этого акта вместе со справкой в банк ПС.
Управление посчитало обстоятельство позднего подписания акта иностранным контрагентом по контракту необъективной причиной нарушения срока, установленного для представления справки о подтверждающих документах в банк ПС, и сделало вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Между тем пунктом 7.8 контракта предусмотрена процедура подписания акта об оказании услуг обеими сторонами.
По смыслу пунктов 2.1, 2.2 и 2.4 Положения N 258-П в данном случае правовое значение имеют согласованные резидентом и нерезидентом условия контракта, в соответствии с которыми общество как резидент действовало разумно и адекватно реакции нерезидента. Доказательств иного административным органом не представлено.
Таким образом, для установления в ходе административного расследования, наличия правовых оснований привлечения общества к административной ответственности, Управление должно было определить дату фактического подписания акта об оказании услуг иностранным контрагентом в соответствии с контрактом.
Управление посчитало обстоятельство позднего подписания акта иностранным контрагентом по контракту необъективной причиной нарушения срока, установленного для представления справки о подтверждающих документах в банк ПС, и сделало вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела акт, подписанный нерезидентом (компанией "Norus Ltd" (Виргинские острова) в соответствии с условиями пункта 7.8 контракта, получен обществом 20.02.2009 по факсимильной связи (л.д.40).
Следовательно, справка о подтверждающих документах представлена в банк ПС 25.02.2009 в пределах установленного срока, что свидетельствует об отсутствии в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Кроме того, как следует из оспариваемого постановления Управления, общество привлечено к административной ответственности не только за нарушение срока предоставления учета и отчетности по валютным операциям, но и за нарушения порядка их предоставления.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что у общества отсутствовала возможность указать в справке о подтверждающих документах иную дату, кроме даты составления акта обществом, поскольку в акте об оказании услуг не отражена дата его подписания иностранным контрагентом по договору.
Неправильное оформление справки о подтверждающих документах не образует объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ), и не может быть расценено как виновное нарушение порядка представления формы учета применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление не доказало наличие признаков административного правонарушения, совершенного обществом.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2009 по делу N А56-88455/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88455/2009
Истец: ООО "Отель "Достоевский"
Ответчик: Ответчики, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора СПб
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1395/2010