г. Пермь |
|
|
N 17АП-4342/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя (ООО "Уралпаркет"): Тихомиров В.А., паспорт, доверенность от 19.05.2009,
от заинтересованного лица (ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2010 года
по делу N А60-1319/2010, принятое судьей Сушковой С.А.
по заявлению ООО "Уралпаркет"
к ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уралпаркет" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 24.11.2009 N 10592 в части пунктов 2; 3; 3.1; 3.2; 4.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15 марта 2010 года по делу N А60-1319/2010 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга 24.11.2009 N 10592 в части пунктов 2; 3; 3.1; 3.2; 4. В порядке распределения судебных расходов с инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Уралпаркет" взыскано 2000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, обжалуемый ненормативный акт признать законным. Данный ненормативный акт считает законным и обоснованным, позицию налогоплательщика - несостоятельной. Утверждает, что у инспекции имелись все правовые основания для доначисления обществу авансового платежа земельного налога за 2 квартал 2009 года.
Так, инспекция считает, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2009 году обществу следовало применить кадастровую стоимость, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП (125 178 750 руб.), которое, по мнению инспекции, вступило в силу 01.01.2009 года, в том числе в редакции Постановления N 458-ПП от 27.04.2009. В обоснование своей правовой позиции налоговый орган ссылается на то, что данное постановление вступило в силу не по истечении 10 дней, как указывает суд, а, согласно п. 1 ст. 94 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N4-ОЗ, через семь дней после его официального опубликования в "Областной газете" (24.12.2008).
Налоговый орган не согласен также с выводом суда о непредоставлении доказательства размещения информации об утверждении кадастровой стоимости на сайте в Интернет на 01.01.2009 года, поскольку инспекцией в материалы дела представлена информация Управления Роснедвижимости. Более того, налоговый орган ссылается на отсутствие законодательно закрепленной за налоговыми органами обязанности по доведению кадастровой стоимости до сведения налогоплательщика.
Заявителем отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя пояснил, что решение суда является законным и обоснованным, указал, что обществом обоснованно применена ставка, установленная ранее действующим Постановлением Правительства Свердловской области. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился в заседание, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08 июля 2009 года общество представило налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0110003:0001 с разрешенным использованием земельного участка - земли общественно-деловой застройки (для общественно-деловых целей), расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, д. 2а.
В соответствии с представленным расчетом сумма авансового платежа, подлежащая уплате за 2 квартал 2009 года, составила 156 261 руб. (авансовый платеж исчислен с кадастровой стоимости земельного участка, равной 78 130 650 руб. и с применением налоговой ставки 0,8% от кадастровой стоимости земли).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка по вопросу правильности применения налоговой базы и исчисления суммы авансового платежа, подлежащего уплате за 2 квартал 2009 года.
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 14880 от 20.10.2009, вынесено решение N 10592 от 24.11.2009 об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
Указанным решением обществу доначислена сумма авансового платежа по земельному налогу в размере 94 097 руб. и пени в размере 3 561 руб. 55 коп.
Полагая, что решение инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга N 10592 от 24.11.2009 является незаконным в части доначисления налога и пени, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, налоговая база по земельному налогу в целях уплаты авансовых платежей за 2 квартал 2009 года не могла быть исчислена налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной (введенной в действие) в текущем налоговом периоде.
Суд при этом указал, что поскольку Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП опубликовано 24.12.2008 года не в полном объеме, в полном же объеме указанное Постановление (вместе с приложениями) опубликовано в "Собрании законодательства Свердловской области" только 19.03.2009, а пункт 4 данного Постановления, в котором указано, что оно вступает в силу с 1 января 2009 года, вообще признан утратившим силу постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2009г. N 458-ПП, оснований полагать, что по состоянию на 01.01.2009 постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП вступило в законную силу, не имеется, в связи с чем данное постановление не могло использоваться для определения налоговой базы по земельному налогу за 2009 год.
Суд апелляционной инстанции, оценив фактические обстоятельства, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения явившегося в судебное заседание представителя заявителя, приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога на землю признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании ст. 393 НК РФ налоговым периодом по налогу на землю признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 1 ст. 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Суд первой инстанции, как было указано ранее, пришел к выводу, что Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 года N 1347-ПП было опубликовано в полном объеме только 19.03.2009 года, поскольку приложения с кадастровой стоимостью не были опубликованы в "Областной газете" от 24.12.2008 N 407.
Данный вывод суда первой инстанции апелляционный суд находит ошибочным, вместе с тем, данный вывод не привел к принятию неправильного решения.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008г. N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Доначисляя земельный налог за 2 квартал 2009 в размере 94 097 руб. и пени в размере 3 561 руб. 55 коп., налоговый орган исходил из того, что указанное Постановление опубликовано, вступило в законную силу по истечении 7 дней с даты его опубликования, а данные о кадастровой стоимости земельных участков доведены до сведения налогоплательщиков до начала первого отчетного периода в 2009 году.
Таким образом, рассчитывая авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2009, налоговый орган использовал кадастровую стоимость земельных участков, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Данное постановление опубликовано в "Областной газете" N 407 24.12.2008 без утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области, при этом в примечании к Постановлению отражено, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Публикация Постановления Правительства Свердловской области в областной газете без приложения не может свидетельствовать о том, что оспариваемое постановление нельзя признать официально опубликованным.
Данные выводы изложены в определении Верховного Суда РФ от 05.08.2009 N 45-Г09-18.
В названном судебном акте определено, что указание в примечании к постановлению о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет", соответствует правилам, установленным ст. 64 Устава Свердловской области, ст. ст. 93, 94, 103 областного Закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области".
Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
Выписки о новой кадастровой стоимости земельных участков, сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет". Эта информация также была опубликована в "Областной газете" N 407 от 24 декабря 2008 года вместе с текстом оспариваемого постановления Правительства Свердловской области.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации признал, что пункт 1 Постановления Правительства Свердловской области от 19 декабря 2008 года N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" официально опубликовано для всеобщего сведения и подлежит применению, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей.
Кроме того, в Определении ВС РФ от 05.08.2009г. сделан однозначный вывод о том, что неопубликование в Областной газете приложений к обжалуемому постановлению Правительства Свердловской области не влечет нарушения прав налогоплательщиков (граждан и организаций) на получение информации о кадастровой стоимости земельных участков. Публикация постановления Правительства Свердловской области в областной газете без слов прилагается (приложения) не может свидетельствовать о том, что оспариваемое постановление нельзя признать официально опубликованным.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о дате опубликования нормативного акта, и, следовательно, вступлении в силу спорного Постановления противоречит вышеприведенному судебному акту, ст. 69 АПК РФ.
Однако, указанный вывод не повлек принятия неверного решения.
В соответствии со статьей 64 Устава Свердловской области все законы и иные нормативные правовые акты, составляющие законодательство Свердловской области, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы и иные нормативные правовые акты Свердловской области применению не подлежат (пункт 1). Официальным опубликованием областного закона, иного нормативного правового акта, относящегося к законодательству Свердловской области, считается публикация его полного текста в "Областной газете". Законы и иные нормативные правовые акты области должны быть официально опубликованы также в "Собрании законодательства Свердловской области" (пункт 2).
Согласно п. 2 ст. 103 Закона Свердловской области от 10.03.1999 N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" официальным опубликованием законов Свердловской области и иных нормативных правовых актов Свердловской области является публикация их полного текста в "Областной газете", а также в "Собрании законодательства Свердловской области".
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 165-О-О от 03.02.2010 нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2005 N 71-О установление наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.
Таким образом, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" по своему характеру порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, следовательно, вступление в силу указанного нормативного акта регламентируется НК РФ.
В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Пункт 1 статьи 393 НК РФ определяет налоговый период по земельному налогу как календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Как указано ранее, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
С учетом положений вышеприведенных правовых норм, поскольку налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и для целей налогообложения не может изменяться в течение начавшегося налогового периода, в связи с чем изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие после начала (в течение) налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Так как кадастровая стоимость земли является основой для исчисления земельного налога, ее увеличение с одновременным применением увеличенных значений в более ранний период, ухудшает положение налогоплательщика, противоречит принципам налогового законодательства.
Учитывая, что днем опубликования данного Постановления является, как указано выше, 24.12.2008 года, датой вступления его в силу является 01.01.2010 года.
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что налоговая база по земельному налогу в целях уплаты авансовых платежей за 1 квартал 2009 года не могла быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной (введенной в действие) в текущем налоговом периоде, является правильным.
Данный вывод суда, согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 10.02.2009 N 11279/08, в Определении от 06.07.2009 N ВАС-8602/09.
Принимая во внимание вышеизложенное, исчисление земельного налога за 2009 год по ставкам, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, по существу, означает исчисление налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, введенной в действие в текущем налоговом периоде, что является недопустимым.
В связи с изложенным, налоговая база по земельному налогу в целях уплаты авансовых платежей за 2 квартал 2009 года не могла быть исчислена налоговым органом, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной (введенной в действие) в текущем налоговом периоде.
Таким образом, требование заявителя о признании незаконным решения инспекции ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от 24.11.2009 N 10592 в части пунктов 2;3;3.1;3.2;4 удовлетворено правомерно.
В связи с изложенным, подлежат отклонению доводы инспекции о том, что при определении кадастровой стоимости спорного земельного участка в 2009 году обществу следовало применить кадастровую стоимость, установленную Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Довод заинтересованного лица, касающийся доведения информации о новой кадастровой стоимости до налогоплательщика, судом не принимается, поскольку, как указано выше, постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП не могло использоваться для определения налоговой базы по земельному налогу за 2009 год.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ налоговым органом при подаче апелляционной жалобы госпошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от 15.03.2010 года по делу N А60-1319/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1319/2010
Истец: ООО "Уралпаркет"
Ответчик: Ответчики, ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4342/2010