г. Тула |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2010 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Дорошковой А.Г., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству
на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010
по делу N А62-9293/2009 (судья Алмаев Р.Н.),
принятое по заявлению ООО "Плодородие"
к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству
о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора для разработки и добычи торфа в границах утвержденного горного отвода распоряжением главы администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм на Рябцевское месторождение торфа,
при участии:
от заявителя: Францкевича Ю.Н. - представителя по доверенности от 30.04.2010,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
апелляционная жалоба рассмотрена 19.05.2010 в порядке ст.ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 12.05.2010.
Общество с ограниченной ответственностью "Плодородие" (далее - ООО "Плодородие", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора для разработки и добычи торфа в границах утвержденного горного отвода распоряжением главы администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм на Рябцевском месторождении торфа, оформленный письмом от 11.09.2009 N1808 (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст.266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившегося лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что 25 марта 2009 года Обществу была выдана лицензия на право пользования недрами серия СМО N 80036 вид ТЭ с целевым назначением и видами работ добыча торфа на Рябцевском месторождении с последующей переработкой на удобрение и топливо. Участок недр расположен в 12 км ЮВ г. Гагарина, вблизи д.д.Величково, Рябцево, Коробкино, Гагаринский район, Смоленская область. Право пользования земельным участком получено от администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (согласование от 12.02.2009 N284). Участок недр имеет статус горного отвода. Срок окончания действия лицензии 31 марта 2014 года (т.1, л.д.24).
Решение о предоставлении Обществу права пользования недрами на Рябцевском месторождении торфа принято Департаментом Смоленской области по природным ресурсам 25.02.2009 (т.1, л.д.32).
Распоряжением главы Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм заявителю был предоставлен горный отвод площадью 103 га для добычи торфа на Рябцевском месторождении в границах, установленных горноотводным актом N 88 на добычу общераспространенного полезного ископаемого (т.1,л.д.10-13).
Согласно заключению к материалам Общества на предоставление горного отвода на Рябцевском месторождении торфа, выданному отделом геологии и лицензирования по Смоленской области Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от 13.02.2008 N 63, границы испрашиваемого горного отвода площадью 103 га полностью совпадают с контуром утвержденных балансовых запасов о месторождении в границах промышленной залежи. Территория над горным отводом свободна от строений, представлена болотом низинного типа с ровной кочковатой поверхностью, частично покрытой мелколесьем и кустарниками (т.1, л.д.39-40).
Акт выбора земельного участка от 23.04.2009 N 14-09 Обществом был направлен в Департамент для согласования.
Рассмотрев указанный акт выбора земельного участка, письмом от 11.09.2009 N 1808 Департамент отказал в согласовании акта выбора для разработки и добычи торфа в границах утвержденного горного отвода распоряжением главы Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм на Рябцевском месторождении торфа.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В части 5 статьи 102 ЛК РФ определено, что в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
На основании части 6 статьи 102 ЛК РФ отнесение лесов к ценным лесам осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Законодательством допускается использование лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесах для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 105 ЛК РФ разработка месторождений полезных ископаемых запрещается в зеленых зонах.
Использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 109 "Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых".
При использовании лесов лесничества для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов допускается в случаях, определенных земельным и градостроительным законодательством.
В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при их отсутствии - участки невозобновившихся лесосек, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов.
Согласно ст.7 ЛК РФ, действовавшего в момент регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
В силу положений п.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
При этом на основании абз. 3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на момент регистрации за Российской Федерацией права собственности на участок лесного фонда, государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Следовательно, в случае невнесения в государственный земельный кадастр данных о границах земель лесного фонда земельный участок не получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако государственный кадастр, из которого можно было бы усмотреть вхождение спорного участка в состав земель лесного фонда, суду Управлением не представлен.
При этом каких-либо документов, свидетельствующих о принадлежности спорного земельного участка, на котором расположен горный отвод (для разработки и добычи торфа в границах утвержденного горного отвода распоряжением главы Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм на Рябцевском месторождении торфа) к землям лесного фонда находящегося в собственности Российской Федерации ответчик также не представил.
Доказательств того, что предоставленный Обществу горный отвод площадью 103 га (в границах установленных горноотводным актом N 888) входит в границы зеленой зоны суду не представлено.
Ссылка апелляционной жалобы на справку от 22.07.2001 N 142, выданную Гагаринским межрайонным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, судом отклоняется.
Имеющиеся в материалах дела документы (л.д.80-83) не могут быть приняты в качестве материалов лесоустройства в связи с несоответствием их требованиям п.1.2.2 Приказа Рослесхоза от 15.12.1994 года N 265 "Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России". Данной нормой предусмотрено, что проекты организации и ведения лесного хозяйства и другие материалы лесоустройства после утверждения их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Указанные выше документы не содержат сведений об утверждении их государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
Иных документов, отвечающих признакам материалов лесоустройства, в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010 по делу N А62-9293/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9293/2009
Истец: ООО "Плодородие"
Ответчик: Ответчики, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству
Третье лицо: Третьи лица