г. Воронеж |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Мокроусовой Л.М.,
судей: Поротикова А.И., Федорова В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Правдик А.Н.,
при участии:
от Управления Россвязькомнадзора по Тамбовской области: Лимонов Ю.В., представитель по доверенности б/н от 20.01.2010 г.;
от администрации г. Тамбова: представитель не явился, надлежаще извещён.
от Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова: представитель не явился, надлежаще извещён.
от Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова: представитель не явился, надлежаще извещен
от ТУФА УГИ по Тамбовской области: представитель не явился, надлежаще извещён.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова
на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 г.
по делу N А64-5694/08-14, принятое судьёй Андриановой Т.Е.,
по иску Управления Россвязькомнадзора по Тамбовской области
к Комитету социального развития и демографии администрации г. Тамбова,
при участии третьих лиц - администрации города Тамбова, Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова, ТУФА УГИ по Тамбовской области
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Комитету социального развития и демографии администрации города Тамбова (далее - ответчик) об истребовании из незаконного владения ответчика недвижимого имущества общей площадью 815,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8, комнаты N N 77, 78, 78а, 78б, 80, 81, 81а, 82, 83, 83а, 84, 84а, 85, 86, 87, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 94а, 95, 95а, 95б, 95в, 99, 100, 101, 101а, 102, 102а, 102б, 103, 103а, 103б, 104, 104а, 105 - на первом этаже, NN 61, 61а, 63, 63а, 64, 64а, 65, 66, 67, 68, 68а, 69, 70, 71, 74, 74а, 75, 76 - на втором этаже.
Заявлением от 28.11.2008 года N 02-АГ-01-26/457 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил истребовать из незаконного владения ответчика недвижимое имущество - нежилые помещения N 12 (инвентарный номер 16542/329:1012) в подвале площадью 44,5 кв.м., N 13 (инвентарный номер 16542/329:1013) на 1-2 этаже площадью 833,7 кв.м., общей площадью 878,2 кв.м., в здании, учитываемом в реестре федерального имущества за номером П 24680000006, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Тамбова, Комитет экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Тамбова, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, указывая на незаконность и необоснованность принятого судебного акта, просил его отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители администрации г. Тамбова, Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова, Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Тамбова, ТУФА УГИ по Тамбовской области не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения администрации г. Тамбова, Комитета социального развития и демографии администрации г. Тамбова, Комитета экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Тамбова, ТУФА УГИ по Тамбовской области о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном в материалы дела отзыве ТУФА УГИ по Тамбовской области с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу -без удовлетворения.
В представленных в материалы дела возражениях Комитет по управлению муниципальным имуществом доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд обжалуемый судебный акт отменить, жалобу удовлетворить.
Явившийся в судебное заседание апелляционной инстанции представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11.09.2008 г. распоряжением N 303-р Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области за Управлением федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество общей площадью 815,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д.108/8.
Распоряжением Правительства РФ от 02.06.2008 N 419 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций" Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области переименовано в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Тамбовской области (далее Управление).
Право на объекты недвижимости истребуемые у ответчика закреплены за Управлением в соответствии со статьями 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о территориальном Управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области, обращением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области от 09.07.2008 N 05-МШ-04/713.
Поскольку спорными помещениями в настоящее время пользуется Комитет социального развития и демографии администрации г. Тамбова и Управление не имеет возможности воспользоваться указанным имуществом, 12.09.2008 истец в адрес Комитета направил требование об освобождении указанных помещений в недельный срок с момента получения данного требования.
Ссылаясь на то, что требование об освобождении помещений в добровольном порядке Комитетом социального развития и демографии администрации г. Тамбова не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения. В силу ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Согласно статье 114 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 108, в соответствии с историческим паспортом значится как памятник истории и культуры Российской Федерации "Градостроительный комплекс: женская гимназия и сиротский дом 1840-1845 годов".
Решением исполкома Тамбовского областного Совета народных депутатов от 05.12.1979 г. N 513 "О принятии на государственную охрану памятников истории и архитектуры" Градостроительный комплекс - женская гимназия и сиротский дом, расположенные по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 108, поставлены на государственный учет памятников архитектуры как памятник местного значения.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года N 176 указанные объекты включены в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения как памятник архитектуры и строительства федерального значения.
В 2001 г. объекты внесены в Реестр федеральной собственности с присвоением реестрового номера 06 800 497, что подтверждено выпиской из реестра федерального имущества от 30.01.2001 г. и соответствующим свидетельством.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области от 11.09.2008 года N 303-р за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Тамбовской области закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество - комнаты общей площадью 815,3 кв.м. в здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д. 108/8.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленного представителями сторон акта обследования помещений, расположенных по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Интернациональная, д.108/8 от 14.12.2009 следует, что на день проведения осмотра 30.11.2009 Комитет социального развития и демографии администрации города Тамбова занимает следующие комнаты согласно техническим паспортам от 22.02.1996: N N 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105 на 2-м этаже; NN 61, 61 а, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76 на 1-ом этаже.
Указанный акт составлен со следующими замечаниями: на 1 этаже отсутствуют помещения N N 79, 88, на 2 этаже отсутствуют комнаты NN 72,73. Данные помещения Комитет не занимает. Комнаты 1 этажа NN 77, 78, 80, 92, 103; 2 этаж - NN 61, 61а, 75 - коридорные помещения, комнаты 1 этажа NN 95-99 - туалетные комнаты.
Ответчиком факт владения спорным имуществом не опровергается.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
То обстоятельство, что часть здания была занята муниципальными органами власти, не свидетельствует о наличии права собственности. Передача имущества в порядке ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. из федеральной собственности в муниципальную, документально не подтверждается. Направление документов на передачу на выводы суда повлиять не может.
Принадлежность доли в праве собственности Ладехиной О.А. также не является основанием пользования спорными помещениями в отсутствие доказательств наличия договора, заключенного или одобренного всеми сособственниками.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области от 11.09.2008 года N 303-р о закреплении за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций истребуемых объектов недвижимости вынесено с нарушением норм материального права не нашло своего подтверждения в материалах дела.
Апелляционный суд полагает, что судом области правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.12.2009 г. по делу N А64-5694/08-14 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5694/2008
Истец: Управление Россвязькомнадзора по Тамбовской области
Ответчик: Ответчики, Комитет социального развития и демографии Администрации г. Тамбова
Третье лицо: Третьи лица, АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ТАМБОВА, Комитет экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Тамбова, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, Ладехина Ольга Александровна