г. Пермь |
|
|
N 17АП-3664/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой М.С.
судей Богдановой Р.А., Няшина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой Л.В.
при участии:
от истца (общество с ограниченной ответственностью НПО "Ижстек") - не явились,
от ответчика (Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска") - не явились,
от ответчика (Муниципальное образование "город Ижевск") - не явились,
от ответчика (Управление финансов Администрации г. Ижевска) - не явились,
от ответчика (Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска) - не явились
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2010 года
по делу N А71-17907/2009, принятое судьей Желновой Е.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью НПО "Ижстек"
к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", Муниципальному образованию "город Ижевск", Управлению финансов Администрации г. Ижевска, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
о взыскании долга по муниципальному контракту, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью НПО "Ижстек" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска" и Муниципального образования "город Ижевск" о взыскании с ответчиков солидарно задолженности по муниципальному контракту N 74/2.1.7.8. от 24.10.2008 в размере 968 757 руб. 00 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 59 757 руб. 41 коп. за период с 03.04.2009 по 25.11.2009.
Определением суда от 11 января 2010 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление финансов Администрации г. Ижевска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска (л.д. 60-61).
Определением суда от 04 февраля 2010 года на основании ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уточнении иска: проси взыскать с ответчиков солидарно сумму иска - 968 757 руб. долг, 59 757 руб. 71 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами с последующим начислением процентов по день фактической оплаты долга. Данным определением суда Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве соответчика (л.д. 83-84).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом заявлено ходатайство о взыскании суммы задолженности и процентов с МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска", и о привлечении к субсидиарной ответственности МО "город Ижевск" при недостаточности денежных средств, ходатайство судом удовлетворено (протокол судебного заседания - л.д. 106).
Решением суда от 24 февраля 2010 года исковые требования удовлетворены (л.д. 109-113).
Ответчик (МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Ижевска") просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований в отношении ГЖУ отказать.
В обоснование апелляционной жалобы приведены следующие доводы.
Судом правомерно и обоснованно сделан вывод о том, что контракт N 74/2.1.7.8. от 24.10.2008 является муниципальным, заключенным ГЖУ в интересах муниципального образования и в пределах выделенных лимитов. При этом судом не принят во внимание факт того, что денежные средства в пределах, доведенных до ГЖУ лимитов, до настоящего времени не выделены, что также подтверждается ответчиками и материалами дела.
Судом необоснованно применены нормы права о субсидиарной ответственности, в соответствии со ст. 48, 120 Гражданского кодекса РФ учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества, создавшего его публичного образования, поэтому может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
От договоров (контрактов), заключаемых учреждением для обеспечения собственных нужд и во исполнение своей уставной деятельности - управление многоквартирными домами, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При исполнении муниципального контракта обязательства возникают у муниципального образования и не являются обязательствами учреждения.
Ответчик (Управление финансов Администрации г. Ижевска) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В отзыве приведены следующие доводы.
В силу п. 2 ст. 763 ГК РФ муниципальный заказчик - ГЖУ самостоятельно принял на себя обязательство производить оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном п. 4 муниципального контракта.
Согласно п. 1 ст. 241.1 Бюджетного кодекса РФ все денежные средства Муниципального образования "город Ижевск" находятся на едином счете, открытом органу Федерального казначейства в учреждении Центрального банка РФ для учета средств бюджета и осуществления операций по поступлениям в бюджет и выплатам из бюджета.
Сметы бюджетных учреждений включают все доходы и расходы учреждений, доводы ГЖУ относительно того, что для собственных нужд учреждение заключает договоры в порядке, установленном Гражданским кодексом, несостоятельны. Все закупки учреждение осуществляет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска" (Заказчик) и ООО НПО "Ижстек" (Исполнитель) 24 октября 2008 года заключили муниципальный контракт N 74/2.1.7.8 (в редакции дополнительного соглашения N1 от 24.11.2008), по условиям которого Исполнитель принял на себя обязательства, связанные с приведением диспетчерского контроля лифтов в жилых домах г.Ижевска в соответствие требованиям раздела 13.ПБ10-558-03 "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов (утв. постановлением Госгортехнадзора России N 31 от 16.05.2003) согласно по-адресного списка (л.д. 12-18).
Порядок расчетов определен сторонами в п.4.1-4.2 контракта, в соответствии с которыми Заказчик перечисляет предоплату в размере 30% от стоимости работ. При этом, окончательный расчет в течение 60 дней со дня подписания акта приемки выполненных работ и приемки Заказчиком счетов-фактур Исполнителя.
Исполнитель по мотиву, что работы по контракту им выполнены, а Заказчиком работы не оплачены, обратился в арбитражный суд с иском, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования на основании ст. ст. 309, 310, 711, 395 Гражданского кодекса РФ, исходил из следующего.
В соответствии с п.3.2.1 контракта Заказчик производит оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном Разделом 4 контракта.
Выполнение истцом работ на сумму 968 757 руб., предусмотренных условиями заключенного между сторонами контракта, подтверждено представленными в материалы дела актом о приемке выполненных работ от 11.12.2008, подписанным Заказчиком без замечаний, справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 11.12.2008 (л.д. 19-22).
Поскольку материалами дела подтверждается наличие задолженности ответчика перед истцом в размере 968 757 руб., задолженность в указанной сумме подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно п.1.4 представленного в материалы дела Устава МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска", утвержденного постановлением Администрации г.Ижевска N 431 от 17.06.2008 Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности по обязательствам за выполнение муниципального заказа субсидиарную ответственность несет Администрация города Ижевска.
В соответствии с п.10.7 муниципального контракта N 74/2.1.7.8 от 24.10.2009 контракт заключен Заказчиком-МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска" от имени муниципального образования "город Ижевск" в целях организации исполнения муниципального заказа для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах бюджета города Ижевска согласно п.4.4 контракта финансирование работ, предусмотренных Контрактом, производится в пределах средств, выделенных из бюджета города Ижевска.
Учитывая, что ответчик - МУ "Городское жилищное управление- Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска" при заключении Контракта действовал в интересах Муниципального образования "город Ижевска", контракт N 74/2.1.7.8 от 24.10.2008 заключен для муниципальных нужд города Ижевска, что субсидиарным должником по обязательствам, вытекающим из данного Контракта, является само Муниципальное образование "город Ижевск", на которое следует возложить субсидиарную ответственность.
В соответствии с п. 9.1 контракта стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий контракта в соответствии с действующим законодательством. В силу ст.395 ГК РФ требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению.
Вышеизложенные выводы суда первой инстанции соответствуют указанным судом, имеющимся в материалах дела доказательствам. Применение судом норм права о субсидиарной ответственности - ст. 120 Гражданского кодекса РФ является правомерным, исходя из следующего.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не принят во внимание факт того, что денежные средства в пределах, доведенных до ГЖУ лимитов, до настоящего времени не выделены, что также подтверждается ответчиками и материалами дела, при исполнении муниципального контракта обязательства возникают у муниципального образования и не являются обязательствами учреждения, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие нормам ст. 763 Гражданского кодекса РФ и условиям заключенного сторонами муниципального контракта. МУ "Городское жилищное управление-Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Ижевска" в порядке, предусмотренном ст. 4, 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", получило полномочия муниципального заказчика. Поэтому, заключив муниципальный контракт и действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, оно обязано в силу ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплатить выполненные для муниципальных нужд работы в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Следует также указать, что в материалах настоящего дела имеются платежные поручения N 2581 от 22.06.2009 на сумму 968 757 руб. 00 коп. N 6403 от 09.12.2008 на сумму 290 670 руб. 00 коп., в которых назначением платежа является оплата работ по спорному муниципальному контракту (л.д. 47, 48).
Кроме того, как верно указывает в отзыве на апелляционную жалобу Управление финансов Администрации г. Ижевска, сметы бюджетных учреждений включают все доходы и расходы учреждений, доводы ГЖУ относительно того, что для собственных нужд учреждение заключает договоры в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, несостоятельны, все закупки учреждение осуществляет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Заключение контракта, из которого возникли спорные по настоящему делу правоотношения, состоялось по результатам аукциона, что подтверждено протоколом аукциона от 13 октября 2008 года (л.д. 51-52).
Итак, решение суда является законным и обоснованным, принятым при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, отмене не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы, относятся на её заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2010 года по делу N А71-17907/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
М.С. Крымджанова |
Судьи |
В.А. Няшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-17907/2009
Истец: ООО НПО "Ижстек"
Ответчик: Ответчики, Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска, Управление финансов Администрации г. Ижевска, МУ "Городское жилищное управление - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", МО "Город Ижевск"
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16049/10
17.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16049/10
11.08.2010 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6036/10-С4
11.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3664/2010