г. Киров |
|
|
Дело N А28-14085/2009-425/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятско-Полянском районе Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2009
по делу N А28-14085/2009-425/21, принятое судом в составе судьи Кулдышева О.Л.,
по заявлению открытого акционерного общества "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" о предоставлении отсрочки исполнения решения от 06.10.2009, принятого
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятско-Полянском районе Кировской области
к открытому акционерному обществу "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот",
третье лицо: Вятскополянский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области,
о взыскании 17703120 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятско-Полянском районе Кировской области (далее - Управление) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Кировской области к открытому акционерному обществу "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот" (далее - Общество) о взыскании 17703120 рублей задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 06.10.2009 требования Управления удовлетворены: с Общества в полном объеме взыскана сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также взыскана в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 20000 рублей.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2009 требования Общества удовлетворены: ему предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.03.2010.
Управление с принятым определением суда не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит определение суда от 09.12.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции по апелляционной жалобе Управление указывает, что предоставление отсрочки по исполнению решения суда нарушает права застрахованных лиц на своевременное, полное пенсионное обеспечение.
Кроме того, Управление считает, что по аналогии с положениями статей 62, 106, 122 Налогового кодекса Российской Федерации, срок уплаты платежей не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение, ведется производство по делу о налоговом правонарушении, а неуплата в установленные сроки страховых взносов, по мнению Управления, по своей природе является налоговым правонарушением.
Общество представило отзыв на жалобу, в котором против доводов Управления возражает, ссылаясь при этом на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П и на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 798-О и указывает, что в данной ситуации не происходит никакого нарушения прав застрахованных лиц на получение назначаемых данной категории граждан выплат.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило.
Управление, Общество и Вятскополянский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Общество ходатайствует о рассмотрении жалобы без участия его представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) и в соответствии с пунктом 2 статьи 14 и статьей 24 указанного закона обязано своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с тем, что Обществом обязанность по своевременной уплате страховых взносов за 1 квартал 2009 года исполнена не была, Управлением в адрес Общества было направлено требование от 08.07.2009 N 279 с предложением добровольно погасить имеющуюся у него задолженность.
Данное требование Обществом в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения Управления за взысканием имеющейся у Общества задолженности в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 требования Управления о взыскании с Общества задолженности по страховым взносам за 1 квартал 2009 года в размере 17 703 120 руб. удовлетворены в полном объеме.
Арбитражный суд Кировской области нашел заявление Общества подлежащим удовлетворению и, руководствуясь статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вынес 09.12.2009 определение о предоставлении отсрочки исполнения решения от 09.10.2009 до 31.03.2010.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив жалобу Управления, отзыв Общества, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены определения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, а устанавливает лишь критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. Арбитражный суд с учетом конкретных обстоятельств дела, а также интересов, как должника, так и взыскателя, определяет наличие возможности предоставления отсрочки (рассрочки).
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, приведенные Обществом в обоснование своего заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, а именно: 2) приказ от 30.07.2009 N 338 "О продлении простоя" (т.1, л.д.68), 4) письмо Вятскополянского межрайонного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области от 23.09.2009 о наличии в производстве у судебных приставов в отношении Общества 1993 исполнительных производств на общую суммы, подлежащую взысканию 252 710 тыс.руб. Кроме того, в данном письме сообщается также следующая информация:
- 04.08.2008 наложен арест на денежные средства, находящиеся и поступающие в кассу Общества;
- 05.08.2008 в отношении всех расчетных счетов Общества (11 рублевых и 8 валютных счетов) вынесены постановления об обращении взыскания;
- 11.08.2008 вынесены постановления о применении мер по обеспечению исполнения в виде запрета на все регистрационные действия в отношении объектов недвижимости (289 объектов) и автотранспорта (183 единицы), принадлежащих Обществу на праве собственности;
- 26.08.2008 наложен арест на 69 единиц автотранспорта на общую сумму 8963500 рублей;
- вынесены постановления о взыскании на дебиторскую задолженность;
- наложен арест на готовую продукцию;
- 21.08.2009 и 01.09.2009 наложен арест на объекты недвижимого имущества;
Таким образом, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, исследовав обстоятельства рассматриваемого дела, пришел к правомерному выводу о том, что Общество находится в тяжелом финансовом положении, данные обстоятельства затрудняют исполнение решения суда от 09.10.2009 и, как следствие этого, правомерно предоставил Обществу отсрочку по исполнению решения от 09.10.2009 сроком до 31.03.2009.
Довод Управления о том, что вынесением такого определения о предоставлении отсрочки нарушаются права застрахованных лиц, признается арбитражным апелляционным судом несостоятельным, так как определение о предоставлении отсрочки не освобождает Общество от уплаты страховых взносов, а лишь устанавливает порядок их уплаты путем определения конечной даты для погашения Обществом имеющейся у него задолженности.
Не может быть признана основанной на законе ссылка Управления на статьи 62, 106 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации в силу следующего.
В соответствии со статьей 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Законом N 167-ФЗ, согласно статье 1 которого данный закон устанавливает, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона N 167-ФЗ).
Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье Закона N 167-ФЗ, контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.
Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации установлен статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Из приведенных норм законодательства о налогах и сборах и законодательства о пенсионном обеспечении следует, что данное законодательство регулирует самостоятельные виды правоотношений, в каждом из которых установлен особый порядок привлечения к ответственности и взыскания образовавшихся недоимок по налогам (сборам) либо по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поэтому применение аналогии к данным правоотношениям неправомерно.
Кроме того, нормами налогового законодательства оговаривается особый порядок установления налогового правонарушения, совершение которого в силу статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации может препятствовать предоставлению налогоплательщику отсрочки, рассрочки уплаты налогов (сборов) налоговыми органами.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций рассматривается вопрос о предоставлении отсрочки по правилам статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исполнения судебного акта, в рассматриваемом случае - решения Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 года при установлении наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение указанного судебного акта.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обоснованно с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Кировской области от 09.10.2009 года по делу N А28-14085/2009-425/21.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления по изложенным в ней доводам у арбитражного апелляционного суда не имеется, вынесенное судом первой инстанции определение является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации данная апелляционная жалоба госпошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Кировской области от 09.12.2009 по делу N А28-14085/2009-425/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вятско-Полянском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Хорова |
Судьи |
Л.Н. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-14085/2009
Истец: ГУ-Управление ПФ РФ в Вятско-Полянском районе Кировской области, ГУ Управление ПФ РФ в Вятско-Полянском районе Кировской области
Ответчик: Ответчики, ОАО "Вятско-Полянский машиностроительный завод "Молот"
Третье лицо: Третьи лица, Вятскополянский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2010 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-206/2010