г. Томск |
Дело N 07АП-8721/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Колупаевой В. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Бородулиной И.И.
от заявителя: Тимошкин Ю.В. по доверенности от 23.07.2010г.
от заинтересованного лица: Сопруненко Н.А. по доверенности от 15.10.2010г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово
на определение Арбитражного суда Кемеровской области о принятии обеспечительных мер от 21 июля 2010 года
по делу N А27-9215/2010 (судья Мишина И.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МД Кемерово"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово
о признании недействительным решения от 31.03.2010 N 46, в части,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "МД Кемерово" (далее - ООО "МД Кемерово", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.03.2010 N 46 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначислений по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль в общем размере 3 822 052 руб., пени в размере 762 757 руб., штрафа в размере 765 568 руб.
Одновременно заявителем подано ходатайство о принятии обеспечительных мер по заявлению в виде приостановления действия решений налогового органа от 31.03.2010 N 46, от 23.06.2010 N 19862, требования N 33535 по состоянию на 28.05.2010, а также запретить налоговому органу осуществлять меры принудительного взыскания, направленные на исполнение указанных выше решений, требования по взысканию в бесспорном порядке суммы недоимки, пеней, штрафов до принятия судом решения по существу спора.
Определением суда 21 июля 2010 года заявление общества о принятии обеспечительной меры удовлетворено частично: действие решения Инспекции от 31.03.2010 N 46 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначислений по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль в общем размере 3 822 052 руб., пени в размере 762 757 руб., штрафа в размере 765 568 руб., приостановлено до вступления в силу судебного акта по настоящему делу; в остальной части отказано.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Кемеровской области отменить, ссылаясь на нарушение судом основ судопроизводства - состязательности и равноправия сторон, закрепленные в статьях 8, 9 АПК РФ; невозможность взыскания недоимки и пени; нарушение интересов бюджета РФ.
Общество в представленном отзыве просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а определение суда без изменения, указав, что принятие обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения в соответствующей части до вступления в законную силу судебного акта , приводит к уменьшению негативных последствий действия ненормативных правовых актов налогового органа и обеспечит защиту имущественных интересов заявителя, не нарушая при этом баланс частных и публичных ин6тесов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), находит определение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявление ООО "МД Кемерово" ( правопреемник ООО "Мега Кемерово") о принятии обеспечительной меры мотивировано тем, что налоговый орган может реализовать свое право на принудительное взыскание денежных средств и применить оспариваемый акт до вынесения судебного решения по существу спора.
Частично удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае имеются установленные законом основания для применения обеспечительных мер в рамках, относящихся к предмету спора.
Согласно статье 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность, что предполагает не только возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права и охраняемого законом интереса, но и реальность исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ (часть 1 статьи 197 АПК РФ).
В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 N 83).
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 90 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В силу пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 55 от 12.10.2006, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
Перечень обеспечительных мер, установленный частью 1 статьи 91 АПК РФ, не является исчерпывающим.
Согласно части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Предметом требований заявителя по настоящему делу является признание недействительным решения от 31.03.2010 N 46 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначислений по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, в общем размере 3 822 052 руб., пени в размере 762 757 руб., штрафа в размере 765 568 руб.; заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия обжалуемого решения от 31.03.2010 N 46 Инспекции подано в пределах предмета основных требований заявителя и находится в непосредственной взаимосвязи с таким предметом.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), при наличии задолженности налогоплательщику направляется требование об уплате налога, сбора, пени.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено взыскание в бесспорном порядке налога, сбора и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, при отсутствии или недостаточности которых налоговый орган в силу статьи 47 НК РФ вправе обратить взыскание за счет имущества.
Таким образом, вывод о реальной возможности неблагоприятных последствий для общества в случае непринятия обеспечительных мер основан на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Материалами дела установлено, что у налогового органа имеется реальная возможность взыскания суммы задолженности в порядке статей 46 - 47 НК РФ в бесспорном порядке, что в свою очередь, может причинить ему значительный ущерб и затруднить хозяйственную деятельность. Доказательств обратного налоговый орган в нарушении статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Частью 7 статьи 201 АПК РФ установлено, что решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Поскольку предметом заявленных по настоящему делу требований является признание частично недействительным акта налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, является предотвращение для налогоплательщика неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании ненормативного акта в оспариваемой части.
В случае полного или частичного удовлетворения судом заявления общества о признании указанного ненормативного акта недействительным, осуществленное взыскание сумм по оспариваемому решению будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, существует реальная возможность принудительного взыскания денежных средств общества до рассмотрения дела по существу, что может в будущем осложнить непосредственную реализацию заявителем своих прав в случае удовлетворения заявления, вызвать необходимость применения дополнительных мер для восстановления своего правового положения, а также привести к значительному ухудшению имущественного положения заявителя, возникновению ущерба его деятельности и интересам.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно сделал вывод о необходимости применения обеспечительных мер, кроме того, с учетом размера доначисленных к уплате налогов, пеней, штрафов (5 350 377 руб.), и, принимая, во внимание то, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия в виде нарушения нормальной хозяйственной деятельности, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ, которые вытекают из существа оспариваемого решения.
Суд первой инстанции правомерно указал, что любое изъятие денежных средств налогоплательщика без законных оснований является нарушением его конституционных прав как собственника; взыскание с налогоплательщика сумм налога при наличии его возражений относительно законности такого взыскания до вынесения судом решения по существу возникшего спора, должно рассматриваться в качестве ущемления прав налогоплательщика как собственника, лишением его возможности в полной мере реализовывать соответствующие правомочия (статья 35 Конституции Российской Федерации).
Доводы Инспекции об отсутствии правовых оснований для принятия обеспечительных мер несостоятельны.
Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.
При этом принятие обеспечительных мер применительно к заявленным обществом требованиям не приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, поскольку не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемых ненормативных актов при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора; потери бюджета в связи с принятием обеспечительной меры в виде приостановления действия оспариваемого решения невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог будет взыскан с учетом пени.
Установленная же статьей 79 НК РФ процедура возврата налогоплательщику из бюджета излишне взысканных сумм налоговых платежей, как показывает судебная практика, продолжительна во времени.
Кроме того, в данном случае выплата процентов на сумму излишне взысканного налога, начисление которых предусмотрено пунктом 5 статьи 79 НК РФ, производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличивает расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.11.2004 N 390-О, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражным судом, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражного суда и на основании принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
Потери бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования Инспекции невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог взыскиваться с учетом пени, возросшей за период неуплаты налога.
Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание общий размер подлежащей взысканию суммы и начисление пени в соответствующей налогу части, не принятие обеспечительных мер приведет к возникновению неблагоприятных последствий для финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и причинению значительного ущерба и может затруднить исполнение судебного акта.
Исходя из положений части 2 статьи 7 и части 3 статьи 8 АПК РФ, арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Апелляционная инстанция считает, что данные требования соблюдены судом первой инстанции при решении вопроса о применении обеспечительных мер; ссылка налогового органа на нарушение судом принципов судопроизводства (состязательности и равноправия сторон), закрепленных в статьях 8, 9 АПК РФ, а также положений статьи 94 АПК РФ, признается несостоятельной.
С учетом изложенного, обеспечительные меры приняты при наличии оснований, предусмотренных статьей 90 АПК РФ, соответствуют критериям разумности и обоснованности, вытекают из существа оспариваемого обществом решения, не нарушают баланса интересов налогоплательщика и публичных интересов, не влекут за собой утрату исполнения оспоренного акта налогового органа при отказе обществу в удовлетворении требований по существу спора.
Таким образом, определение Арбитражного суда Кемеровской области о принятии обеспечительных мер от 21 июля 2010 по делу N А27-9215/2010 признается судом апелляционной инстанции законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статье 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Кемеровской области о принятии обеспечительных мер от 21 июля 2010 года по делу N А27-9215/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9215/2010
Истец: ООО "МД Кемерово"
Ответчик: ИФНС России по г.Кемерово
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3133/11
01.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3133/11
10.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3133/11
19.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8721/10