г. Томск |
Дело N 07АП-8124/10 (А67-4115/2010) |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.К. Калиниченко
судей: И.Н. Мухиной, В.М. Сухотиной
при ведении протокола судьей Сухотиной В.М.,
при участии в заседании:
от истца - Титова И.Ю. по доверенности N 03-03/406 ТФ от 17.08.10
от ответчика - Сагеева М.А. по доверенности N 42 от 14.10.10
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 47"
на решение Арбитражного суда Томской области от 22 июля 2010 года
по делу N А67-4115/2010 (судья Попилов М.О.)
по иску открытого акционерного общества "ТГК N 11"
к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 47" г. Томска
о взыскании 16 830, 26 рублей
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "ТГК N 11" обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 47" города Томска" о взыскании 16 830, 26 рублей, из которых 16 133, 19 рублей задолженность за холодную воду для нужд горячего водоснабжения, 574, 71 рубль проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда первой инстанции от 22 июля 2010 года (резолютивная часть объявлена 21 июля 2010 года) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе и письменных пояснениях к ней просит его отменить, в удовлетворении иска отказать. Указал, что услуга за потребленную холодную воду для нужд горячего водоснабжения не предусмотрена муниципальным контрактом N 1001367 от 01.12.2009 г., лимиты денежных обязательства не заложены на оплату оказанной услуги. Заявленные истцом требования, полагает апеллянт, являются увеличением цены и объемов потребления муниципального контракта. Тепловая энергия в горячей воде случае выступает в качестве "законченного" товара, который поставляется абоненту. Муниципальным контрактом не предусмотрена обязанность абонента оплачивать приобретенную истцом, в целях её подготовки и поставки уже подогретой воды своим абонентам, холодную воду. Контракт предусматривает поставку истцом ответчику тепловой энергии в горячей воде. Тепловая энергия в горячей воде в данном случае выступает в качестве "законченного" товара, который поставляется абоненту. Отношения ОАО Территориальная генерирующая компания N 11" со сторонними организациями не входят в предмет регулирования контракта.
Истец письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала жалобу, просила решение отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель истца просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта - решения Арбитражного суда Томской области от 22 июля 2010 года по делу N А67-4115/2010 проверены в апелляционном порядке, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (Энергоснабжающая организация (ЭСО) и МОЙ СОШ N47 г. Томска (абонент) заключен муниципальный контракт энергоснабжения тепловой энергией от 01.12.2008г. N 1001367, согласно которому ЭСО обязуется подавать абоненту согласованное количество тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, установленное на момент заключения контракта ориентировочно (Приложение N1) в соответствии с графиком ее подачи в течение срока действия настоящего контракта, а абонент обязуется полностью и своевременно оплачивать принятую энергию по ценам и в порядке, определенных сторонами в условиях настоящего контракта" (п.1.1.).
В соответствии с пунктом 5.1. контракта, цена настоящего контракта на срок его действия ориентировочно составляет 4 216 304 рубля. В случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, цена настоящего контракта подлежит изменению.
Согласно п. 4.1 расчеты абонента с ЭСО за полученную тепловую энергию осуществляются на основании показаний приборов учета, допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих.
Порядок расчетов за тепловую энергию определен в разделе 6 контракта от 01.12.2008г. "Порядок расчетов за тепловую энергию".
В период с июля по ноябрь 2009 г. ответчику выставлены счета-фактуры на оплату тепловой энергии в горячей воде. Счета-фактуры за указанный период не содержали данные по оплате за холодную воду для услуг ГВС. Объем потребленной ответчиком тепловой энергии подтвержден актами приема-передачи.
Потребленная тепловая энергия оплачена полностью, задолженность отсутствует, что не отрицается истцом.
Как указало ОАО "ТГК N 11", услуга "горячее водоснабжение" является комплексной и представляет собой технологический процесс, состоящий из поставки холодной воды до Центрального теплового пункта и подогрева, передачи истцом подготовленной воды для нужд горячего водоснабжения.
В связи с тем, что истец производит покупку холодной воды для нужд горячего водоснабжения у МУП "Томский энергокомплекс", и, полагая, что обязанность по оплате приобретенной им холодной воды должна возлагаться на контрагента по договору энергоснабжения от 01.12.2009 г. N 1001367 - ответчика, истец произвел доначисление за оказанную услугу в размере 16 133, 19 руб., в том числе: за июль 2009 г. в размере 2 754,45 руб., за август 2009 г. в размере 1 442,81 руб., за сентябрь 2009 г. в размере 3 934, 92 руб., за ноябрь 2009 г. в размере 4 066, 09 руб., за декабрь 2009 г. 3 934,92 рубля.
МОУ СОШ N 47 г. Томска оплату не произвело, задолженность составила 16 133, 19 рублей, что и явилось основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие в муниципальном контракте от 01.12.08 N 1001367 не предусмотрена обязанность абонента оплачивать приобретенную истцом, в целях ее подготовки и поставки уже подогретой воды своим абонентам, холодную воду.
Отклоняя выводы первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
Суд первой инстанции, исследовав обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что отношения сторон регулируются нормами § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Кодексе.
Вместе с тем, судом первой инстанции необоснованно указано, что условиями муниципального контракта от 01 декабря 2008 года N 1001367 предусмотрена обязанность абонента оплачивать приобретенную истцом, в целях ее подготовки и поставки уже подогретой воды своим абонентам, холодную воду.
Из материалов дела следует, что контракт предусматривает поставку истцом ответчику тепловой энергии в горячей воде. Тепловая энергия в горячей воде в данном случае выступает в качестве "законченного" продукта, товара, который и поставляется покупателю (абоненту).
При этом отношения ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" со сторонними организациями не входят в предмет регулирования контракта.
Таким образом, муниципальный контракт от 01 декабря 2008 года N 1001367 регулирует отношения только между ЭСО и абонентом и только по поставке тепловой энергии в горячей воде и из его условий не вытекает обязанность абонента - МОУ СОШ N47 г. Томска оплачивать холодную воду, приобретенную истцом у сторонней организации.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию и включены в исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию. Цены (тарифы) на иные виды продукции (услуг) в электроэнергетике (не указанные в перечне о государственном регулировании цен) определяются по соглашению сторон и не подлежат регулированию (пункт 3 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
Из положений Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию. Тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию (мощность).
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют следующие полномочия: устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; устанавливают тарифы на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; осуществляют контроль за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проводят проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положениями об органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утверждаемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, составленными на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. Подпунктами 3 и 4 названной нормы определено, что к регулируемым тарифам (ценам) относятся, в том числе регулируемые тарифы на тепловую энергию (мощность) на розничном рынке; тарифы (размер платы) и (или) их предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни на услуги, оказываемые на розничном рынке тепловой энергии (мощности) организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Согласно пункту 57 Основ ценообразования тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
Таким образом, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.
Пунктом 60 Методических указаний установлено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла, то есть при закрытой системе теплоснабжения.
Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго 12.09.1995 N ВК-4936, закрытая система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
Согласно пункту 1 статьи 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. В силу пункта 6.13 раздела II данного Положения она имеет право давать разъяснения по вопросам расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке.
В пункте 10 информационного письма Федеральной службы по тарифам от 12.08.2005 N ДС-4928/14, действовавшего до 31.08.2007, по вопросу применения пункта 60 Методических указаний разъяснено, что "химочищенная вода относится к затратам по статье "Сырье, основные и вспомогательные материалы, используемые при производстве тепловой энергии". Затраты на подготовку подпиточной воды (обессоленной, горячей химочищенной воды) в связи с невозвратом конденсата или химочищенной воды из систем ГВС в тарифе на тепловую энергию не должны учитываться. Потребитель должен оплачивать расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Цена на химочищенную воду должна учитывать стоимость покупки питьевой (или свежей технической) воды по утвержденным в установленном порядке ценам и оплату химводоочистки по договорным ценам.
Если стороны не согласны на договорные цены, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может выступить в качестве эксперта в определении цены, но не может ее устанавливать своим решением".
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 31.08.2007 N СН-5083/12 также дано разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
Таким образом, восполнение потерь теплоносителя (подпиточная вода) не является неотъемлемой частью процесса по поставке теплоэнергии потребителям, следовательно, исходя из требований Закона N 41-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" стоимость расходов по подпиточной воде не должна включаться в структуру тарифов на тепловую энергию и регулироваться уполномоченным органом.
Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, обязанность по оплате холодной воды для нужд горячего водоснабжения возложена на юридическое лицо, чьи сети непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения.
Вместе с тем МОУ СОШ N 47 г. Томска согласно п. 1.4. устава является некоммерческой организацией, финансируется из бюджета г. Томска, в связи чем, исходя из статьи 38.1. Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. На основании постановления от 27.11.2007 года N 858 "О подведомственности распорядителей и получателей бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств" главным распорядителем бюджетных средств МОУ СОШ N 47 г. Томска является Департамент образования администрации г. Томска, распорядителем бюджетных средств - муниципальное учреждение "Централизованная бухгалтерия по обслуживанию муниципальных общеобразовательных учреждений г. Томска".
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает правомерными доводы апеллянта об отсутствии у него обязательств перед истцом по оплате холодной воды для нужд горячего водоснабжения.
При таких обстоятельствах, исследовав представленные в дело документы, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что согласно положениям статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательственных отношений между ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" и МОУ СОШ N47 г. Томска не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает решение суда первой инстанции не соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 рублей относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 2 статьи 269, п.3 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 22 июля 2010 года по делу N А67-4115/2010 отменить.
ОАО "ТГК N 11" в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "ТГК N 11" в пользу МОУ СОШ N 47 г. Томска 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.К. Калиниченко |
Судьи |
И.Н. Мухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4115/2010
Истец: ОАО "ТГК N11"
Ответчик: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N47 г. Томска