г. Томск |
Дело N 07АП-8728/10 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Солодилова
судей: Л.И. Ждановой Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой
при участии:
от заявителя: Таргоний А.А. - протокол N 14 от 03.05.2006
от заинтересованного лица: Дериглазова О.В. по доверенности от 12.07.2010 (по 12.07.2011)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.08.2010
по делу N А27-7259/2010 (судья Обухова Г.П.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Юридическая компания "Право-Плюс"
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании незаконным решения N 17 от 31.03.2010,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Юридическая компания "Право-Плюс" (далее ЗАО "ЮК "Право-Плюс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала N 2, (далее - Фонд социального страхования) N 17 от 31.03.2010 о непринятии расходов, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала отделения) фонда на цели обязательного социального страхования в сумме 107 593,33 руб.
Решением от 05.08.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на законность решения N 17 от 31.03.2010, при этом указывает следующее:
- документов об отмене или признании недействительным приказа об утверждении штатного расписания на 2008 год, в котором генеральному директору установлен должностной оклад в размере 6600 рублей, страхователем не представлено. Ссылка страхователя на техническую ошибку, допущенную при представлении документов в июне 2008 года, когда была представлена копия данного приказа, необоснованна;
- страхователь ввёл в заблуждение суд о том, что Таргоний А.А. в августе 2009 года работала на условиях неполного рабочего времени и то, что заработная плата ей была начислена из расчёта работы по 6 часов, а не по 8 часов, тем самым ставя под сомнение и те документы, которыми страхователь пытается доказать и опровергнуть наличие в его же документах разногласий именно по тем моментам, по которым страховщиком и были не приняты к зачёту расходы при проведении документальной выездной проверки.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве ЗАО "ЮК "Право-Плюс" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании Фонд социального страхования настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
В свою очередь представитель ЗАО "ЮК "Право-Плюс" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.02.2010 Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка страхователя - ЗАО "ЮК "Право-Плюс", с целью проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала) Фонда.
В ходе проверки установлено, что в расчетном периоде ЗАО "ЮК "Право-Плюс" завышена начисленная заработная плата, размер пособия исчислен с января 2008 г. по декабрь 2008 г. из размера заработной платы, начисленной исходя из оклада генерального директора Таргоний А.А. в размере 18 000 руб. по приказу N 01-п от 09.01.2008, который противоречит аналогичному приказу об утверждении штатного расписания с 09.01.2008, где оклад генеральному директору установлен в размере 6600 руб., представленному страхователем ранее при камеральной проверке в июле 2008 года.
Результаты проверки оформлены актом от 27.02.2010 г. N 2000012с/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фонд социального страхования пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия расходов, произведенных страхователем в сумме 42361 руб. 45 коп. на выплату пособия по беременности и родам Таргоний А.А. и расходов в сумме 65 231 руб. 88 коп., связанных с выплатой Таргоний А.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период с января по ноябрь 2009 года. Кроме того, Фонд социального страхования пришел к выводу, что Таргоний А.А. не имела права на пособие по уходу за ребенком в августе и декабре 2009 г. за период нахождения на работе, так как согласно представленным копиям табеля учета рабочего времени Таргоний в данных месяцах работала по 8 часов в день, то есть полный рабочий день.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию; граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются застрахованными лицами.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - с момента заключения трудового договора с работодателем.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, к которым согласно пункту 1 статьи 7 настоящего Федерального закона относится материнство.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 8 названного Закона пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет являются видами страхового обеспечения.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата указанных пособий осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страховщика (Фонда) по своевременной выплате страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 225-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
В силу части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, в связи с материнством.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотрены Законом N 255-ФЗ, а также Законом N 81-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что на основании листа нетрудоспособности Таргоний А.А. ЗАО "ЮК "Право-Плюс" выплачены пособие по беременности и родам в размере 81 159,39 руб. и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период январь-ноябрь 2009 года в размере 65 231,88 руб.
С целью возмещения расходов понесенных в связи с выплатой указанных пособий, общество представило в Фонд социального страхования необходимый пакет документов. Указанное обстоятельство Фондом не отрицается.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку в силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность по доказыванию обоснованности совершения оспариваемых действий государственного органа и их соответствия закону и иному нормативному правовому акту возлагается на соответствующий орган, который их совершил, следовательно, в данном случае на Фонде социального страхования лежит бремя доказывания того, что Общество выплатило работнику пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период январь-ноябрь 2009 года в нарушение действующего законодательства.
Не оспаривая наличие между Таргоний А.А. ЗАО "ЮК "Право-Плюс" трудового договора, не отрицая факт наступления страховых случаев, Фонд социального страхования указывает, что данные пособия исчислены не правильно, так как в расчетном периоде завышена заработная плата работника. Фонд социального страхования полагает, что пособие должно быть начислено из размера оклада 6600 руб., без учета ее увеличения с 01.01.2008 года.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что генеральному директору ЗАО "ЮК "Право-Плюс" Таргоний А.А. с 01.01.2008 увеличен оклад с 6 600 руб. до 18 000 руб., данное обстоятельство подтверждается, представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров Общества от 09.01.2008 N 16, дополнительным соглашением к трудовому договору от 09.01.2008, приказом N 01-п от 09.01.2008, расчетными ведомостями.
Указывая на необоснованность начисления пособий из размера оклада в размере 18 000 руб., Фонд социального страхования ссылается на представленную Обществом ранее, при проведении камеральной проверки в июне 2008 года, копию штатного расписания от 09.01.2008 года, в соответствии с которой оклад Таргоний А.А. был установлен в размере 6 600 руб.
Вместе с тем, учитывая, что факт повышения оклада с 01.01.2008 подтверждается представленными в материалы дела документами, а факт выплаты заработной платы Таргоний А.А. с 01.01.2008 с учетом повышения, Фондом социального страхования не оспаривается, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований в не принятии расходов, произведенных ЗАО "ЮК "Право-Плюс" в связи с выплатой пособия по беременности и родам в размере и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период январь-ноябрь 2009 года из расчета оклада работника в размере 18 000 руб.
Следовательно, отказ в принятии расходов ЗАО "ЮК "Право-Плюс" на выплату пособия по беременности и родам в размере 42 361,45 руб. и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет за период январь-ноябрь 2009 года в размере 65 231,88 руб., является необоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что документов об отмене или признании недействительным приказа об утверждении штатного расписания на 2008 год, в котором генеральному директору установлен должностной оклад в размере 6600 рублей, страхователем не представлено, не принимается судом апелляционной инстанции в качестве основания для признания позиции Фонда социального страхований обоснованной, так как при наличии документов, подтверждающих факт повышения оклада, необходимость в отмене или признании недействительным приказа об утверждении штатного расписания на 2008 год, отсутствовала.
Согласно абзацу 9 статьи 13 Закона N 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в том случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
В апелляционной жалобе Фонд указывает на необоснованность позиции суда относительно правомерности расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком за август 2009 года, при этом ссылается на представленную в суд апелляционной инстанции расчетную ведомость за август 2009 года, которая, по мнению Фонда, подтверждает факт выхода на работу в данном месяце Таргоний А.А. на условиях полного рабочего дня.
Однако материалы дела содержат расчетную ведомость за август 2009, которая содержит данные относительно начислений Таргоний А.А., отличающиеся от данных, отраженных в расчетной ведомости, представленной Фондом.
Учитывая, что в двух экземплярах расчетной ведомости за август 2009 содержатся сведения противоречащие друг другу, суд апелляционной инстанции, на основании статьи 71 АПК РФ, не принимает данный доказательства.
Таким образом, поскольку Фондом социального страхования не представлены доказательства, подтверждающие факт исполнения Таргоний А.А. трудовых функций в августе 2009 на условиях полного рабочего дня, вывод суда о неправомерности решения Фонда в данной части является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Фондом социального страхования в апелляционной жалобе не опровергнут вывод суд о нарушении порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суд о незаконности решения Фонда социального страхования N17 от 31.03.2010.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.08.2010 по делу N А27-7259/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7259/2010
Истец: ЗАО Юридическая компания "Право-Плюс"
Ответчик: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 2