Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 октября 2010 г. N 10АП-4571/2010
г. Москва |
|
|
Дело N А41-44019/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макаровской Э.П.,
судей Виткаловой Е.Н., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Старостиным Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Костанов С.С. - доверенность от 30.11.2009 N 272.11, Иванова Н.П. - доверенность от 30.11.2009 N 272.11,
от ответчика: Шутков В.И. - доверенность от 19.05.2010 N 65-Д, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2010 г.
по делу NА41-44019/09, принятое судьей Бирюковой Е.В.
по заявлению Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области к Управлению Роснедвижимости по Московской области,
третьи лица: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Совет депутатов Пушкинского муниципального района Московской области, Государственное учреждение "Автомобильная база МО РФ", Форосенко Максим Владимирович, Никифоров Петр Федорович, Стиславская Оксана Леонидовна, Волкова Надежда Алексеевна, Алиев Мед Иванович, Карцева Ирина Валерьевна, Комаров Владимир Иванович
о признании недействительными решений от 22.09.2008 N 6939 и N 6940,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области к Управлению Роснедвижимости по Московской области (правопреемник - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области, далее - Управление, Росреестр) со следующими требованиями:
- истребовать из Отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области решение о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 22.09.2008 N 6940 и N6939;
- признать недействительными решения Отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 22.09.2008 N 6939, решения Отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 22.09.2008 N 6940.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции заявленные требования уточнены, уточнения приняты судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- признать недействительным решение от 22.09.2008 N 6939 Отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о постановке на кадастровый учет земельного участка с площадью 9 952 кв.м. с кадастровым номером 50:13:080301:459;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области исключить запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с площадью 9 952 кв.м. с кадастровым номером 50:13:080301:459;
- признать недействительным решение от 22.09.2008 N 6940 Отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 24 988 кв.м. с кадастровым номером 50:13:080301:460;
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области исключить запись о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с площадью 24 988 кв.м. с кадастровым номером 50:13:080301:460.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Администрация Пушкинского муниципального района Московской области, Совет депутатов Пушкинского муниципального района Московской области, Государственное учреждение "Автомобильная база МО РФ", Форосенко Максим Владимирович, Никифоров Петр Федорович, Стиславская Оксана Леонидовна, Волкова Надежда Алексеевна, Алиев Мед Иванович, Карцева Ирина Валерьевна, Комаров Владимир Иванович.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2010 г. в удовлетворении заявленных Администрацией городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить, считая, что при принятии решения суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у Управления отсутствуют основания для отнесения спорных земельных участков к государственной собственности; одним из необходимых документов для постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 50:13:080301:459 и 50:13:080301:460 является документ, устанавливающий и удостоверяющий право собственности на объект недвижимости; если Управление указывает в кадастровом паспорте собственника, то представление документов, перечисленных в ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", обязательно, в противном случае, по мнению заявителя, сведения, указанные в кадастровом учете, будут недостоверными, что является недопустимым; следовательно, у Управления отсутствовали все необходимые, установленные законом, документы для постановки на кадастровый учет земельных участков площадью 9952 кв.м. и 24988 кв.м. с кадастровыми номерами 50:13:080301:459 и 50:13:080301:460.
Представители Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области, Стиславской О.Л., Волковой Н.А., Форосенко М.В., Алиева М.И., Карцевой И.В., Комарова В.И. в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области, Стиславской О.Л., Волковой Н.А., Форосенко М.В., Алиева М.И., Карцевой И.В., Комарова В.И.
В судебном заседании представители Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского, Администрации Пушкинского муниципального района Московской области, Никифорова П.Ф. поддержали доводы апелляционной жалобы Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Московской области, Государственного учреждения "Автомобильная база МО РФ" (представитель "Войсковая часть 83466") против удовлетворения жалобы возражали по основаниям, изложенным в судебном акте и в отзыве Управления на апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда - законным.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании решений отдела по Пушкинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков от 22.09.2008 N 6940 (далее - Решение 1), от 22.09.2008 N 6939 (далее - Решение 2) 21.10.2008 осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков площадью 2,4988 га, 0,9952 га, расположенных по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Черкизово, п/л "Звездочка", с присвоением кадастровых номеров 50:13:080301:460 и 50:13:080301:459. Сведения о правах отсутствуют.
Не согласившись с указанными решениями о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка от 22.09.2008 N 6939 и N 6940, Администрация городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, оформленного в соответствии с приказом Минюста России от 20.02.2008 N 34 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества", и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
На основании ч.2 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Частью 1 статьи 22 Закона о кадастре установлен состав необходимых для постановки на государственный кадастровый учет документов: межевой план; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя).
В соответствии с ч.4 ст. 21 Закона о кадастре орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные Законом о кадастре.
Согласно ч. 12 ст. 38 Закона о кадастре форма межевого плана и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Указанные форма межевого плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", вступившим в силу 01.01.2009.
При этом, с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 08.08.2008 N 11013-ИМ/Д23 "О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству", до принятия ведомственного нормативного акта, устанавливающего форму и требования к подготовке межевого плана, во всех случаях, связанных с необходимостью представления в орган кадастрового учета межевого плана, в орган кадастрового учета представляется Описание земельных участков, оформляемое в соответствии с Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327.
Согласно п.2 ч.1 ст. 22 Закона о кадастре с заявлением в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с ч.3 ст. 38 Закона о кадастре, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
С учетом положений ч.1 ст. 39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Таким образом, местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию, а копии документов, подтверждающих разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, представляются для кадастрового учета только в случае осуществления государственного кадастрового учета уточнения местоположения границ земельного участка, сведения о котором уже внесены в Реестр объектов недвижимости.
Следовательно, копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, не является документом-основанием постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
Указанный вывод также подтверждают положения п.2 ч.5 ст. 27 Закона о кадастре, согласно которому при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении указанных границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Как следует из материалов дела, согласно документам кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 50:13:080301:460 Решение 1 принято в связи с рассмотрением органом кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 12.08.2008 рег. N 13.2/08-6029 Пичужкина С.А., действующего от имени ГУ "Автомобильная база Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности от 07.08.2008, межевого плана, оформленного в виде Описания земельного участка согласно приказу Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327 "Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет" (далее - Приказ N П/327).
Согласно документам кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 50:13:080301:459 Решение 2 принято в связи с рассмотрением органом кадастрового учета заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 12.08.2008 рег. N 13.2/08-6028 Пичужкина С.А., действующего от имени ГУ "Автомобильная база Министерства обороны Российской Федерации" по доверенности от 07.08.2008, межевого плана, оформленного в виде Описания земельного участка согласно Приказу N П/327.
Действующим законодательством не предусмотрено основание отказа в осуществлении кадастрового учета по причине отсутствия согласования местоположения границ земельного участка в случае обращения в орган кадастрового учета за постановкой на государственный кадастровый учет земельного участка.
Согласно положениям п.6 ч.1 ст. 22 Закона о кадастре копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок является документом-основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, документы о правах представляются для кадастрового учета при:
- учете изменений такого объекта недвижимости;
- учете адреса правообладателя;
- снятии с учета такого объекта недвижимости
при условии отсутствия сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости, то есть при отсутствии указанного документа в кадастровом деле на указанный земельный участок. Следовательно, копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок, не предусмотрена действующим законодательством как документ-основание для постановки на кадастровый учет земельного участка.
С учетом изложенного, постановка на государственный кадастровый учет указанных земельных участков осуществлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, действовавшей на момент обращения в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением.
Законом установлено, что до 1 ноября 2008 года вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков, которые соответственно изготавливались, утверждались и использовались в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ или с учетом части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ в период со дня вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ до 1 ноября 2008 года, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ).
Доводы заявителя о том, его права нарушены в связи с тем, что спорный земельный участок находится на территории пос. Черкизово в границах муниципального образования Пушкинского района, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как нахождение земель в границах муниципального образования не исключает их принадлежность и к федеральной, и к частной.
Предоставление спорных земельных участков в бессрочное пользование Автобазе происходило в период с 1957 по 1960гг. В указанный период действовал Земельный кодекс РСФСР (введен в действие 01.12.1922). Согласно ЗК РСФСР все земли, в чьем бы ведении они ни находились, являлись государственными.
"Войсковая часть 83466" является учреждением Министерства обороны РФ и входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, учтено в отраслевом разделе Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) Министерства обороны РФ (письмо Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации от 29.01.2010 N 314/7/252 - т.4, л.д. 96; свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 27.01.2010 77 N 012634353, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 27.01.2010 77 N 012634354, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 19.07.2010 77 N 013301497 - т.4, л.д. 93-95). Автомобильная база МО РФ подчинена ФБУ "Войсковая часть 83466" приказом Министра обороны РФ и входит в ФБУ "Войсковая часть 83466" на правах филиала, который находится по адресу: 123022, г. Москва, ул. Пресненский Вал, 9 (выписка из ЕГРЮЛ - т.4, л.д. 101). Согласно Общему положению о ФГУ "Войсковая часть 83466", утвержденному Министром обороны Российской Федерации 18.01.2010, имущество Учреждения находится в Федеральной собственности; земельные участки, необходимые для достижения Учреждением своих целей, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (т.4, л.д. 104-116).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2009 по делу N А41-К2-13738/07, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010, признано недействительным с момента издания Постановление Главы Администрации поселка Черкизово Пушкинского района Московской области от 25.11.2002 N 258 "О разрешении выкупа дополнительного земельного участка в поселке Черкизово, ул. Набережная, д. 34 "А" гр. Никофорову П.Ф.". Указанные судебные акты оставлены без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.08.2010 N КГ-А41/7776-10.
Из данных судебных актов следует, что Московский городской прокурор в интересах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского района Московской области за N 258 от 25.11.2002 "О разрешении выкупа дополнительного земельного участка в пос. Черкизово, ул. Набережная, д. 34 "А" гражданину Никифорову П.Ф.". При этом требования были мотивированы тем, что спорный участок земли относится к землям оборонного комплекса, является федеральной собственностью и находится в постоянном (бессрочном) пользовании ГУ "Автомобильная база Министерства обороны Российской Федерации".
Судами установлено, что решениями исполкома Московского областного Совета депутатов трудящихся от 18.04.1957 N 363/8 и от 20.08.1960 N 1043/26 земельные участки выделены Автобазе Минобороны СССР под территорию пионерлагеря. Протоколом от 18.04.1961 N 12 Исполком Калининградского районного Совета депутатов трудящихся утвердил представленный план установления границ земельных участков площадью 3,22 га, предоставленных для пионерлагеря Автобазы Минобороны СССР. На основании указанного протокола принят Типовой акт о предоставлении земельного участка площадью 3,22 га в постоянное бессрочное пользование Автобазе Минобороны СССР для возведения пионерлагеря на 200 мест. Типовым актом также утвержден план данного земельного участка площадью 3,22 га с указанием его координат. По состоянию на 01.01.2006 на указанном земельном участке были расположены объекты недвижимости, относящиеся к собственности Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок площадью 3,22 га был предоставлен ГУ "Автомобильная база Министерства обороны Российской Федерации", которое является правопреемником Автобазы Минобороны СССР, в пользование для строительства пионерлагеря.
Согласно п. 10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", действовавшего на момент принятия постановления Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского района Московской области за N 258 от 25.11.2002, земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые ненормативные акты не нарушают права и законные интересы Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на нее незаконно какие-либо обязанности, не создают иных препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обратного Администрацией городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области не доказано; не указаны нормы закона или иного правового акта, которым не соответствуют оспариваемые решения органа кадастрового учета, не доказано нарушение оспариваемыми решениями права заявителя по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) должностных лиц соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2010 г. по делу N А41-44019/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Э.П. Макаровская |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44019/09
Истец: Администрация городского поселения Черкизово Пушкинского муниципального района Московской области
Ответчик: Управление Роснедвижимости по Московской области
Третье лицо: Администрация Пушкинского района, Совет депутатов Пушкинского муниципального района, Государственное учреждение "Автомобильная база МО РФ", Форосенко М.В., Никифоров П.Ф., Стиславская О.Л., Волкова Н.А., Алиев М.И., Карцева И.В., Комаров В.И.