г. Владимир |
Дело N А39-626/2010 |
15 октября 2010 года |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2010.
Полный текст постановления изготовлен 15.10.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Вечканова А.И.,
судей Соловьевой М.В., Ершовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Рузаевский завод химического машиностроения", г.Рузаевка Республики Мордовия,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.06.2010
по делу N А39-626/2010, принятое судьей Никишиной Т.Л.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения", г.Звенигород Московской области, в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" "Коммунальные ресурсы", г.Рузаевка Республики Мордовия,
к открытому акционерному обществу "Рузаевский завод химического машиностроения", г.Рузаевка Республики Мордовия,
о взыскании 122 280 руб. 82 коп.,
в судебном заседании приняли участие представители:
от истца - не явился, извещен (уведомление N 14800);
от ответчика - не явился, извещен (уведомления N 14799, 14802),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" в лице филиала общества с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" "Коммунальные ресурсы" (далее - истец, ООО "Системы жизнеобеспечения" "Коммунальные ресурсы") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Рузаевский завод химического машиностроения" (далее - ответчик, ОАО "Рузхиммаш") о взыскании 122 280 руб. 82 коп. повышенной платы за превышение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением от 30.06.2010 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленные исковые требования. Кроме того, взыскал с ответчика в пользу истца 4 668 руб. 43 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
ОАО "Рузхиммаш", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность судебного акта, заявитель отметил, что приложения N 1 от 26.03.2007, от 14.05.2009 к Правилам приема производственных сточных вод в систему канализации утверждены истцом в одностороннем порядке. Полагает, что в нарушение пункта 4 Порядка взимания с организаций повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 09.04.2004 N 122, нормы предельно-допустимых концентраций Советом депутатов городского поселения Рузаевка не утверждались. При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика спорной платы у арбитражного суда не имелось.
Судебное заседание 17.09.2010 в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было отложено на 08.10.2010.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.01.2009 между ООО "Системы жизнеобеспечения" "Коммунальные ресурсы" (поставщик) и ОАО "Рузхиммаш" (абонент) заключен договор N 079, в соответствии с которым абонент осуществляет эксплуатацию систем водопровода и канализации, в сфере оказания услуг по водоснабжению и канализации на основании действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 4.6 договора абонент обязан вносить повышенную плату за превышение установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных в систему канализации истца сточных водах. Плата вносится абонентом в течение 7 дней с даты получения счета на оплату.
Согласно пункту 2.5.1 договора поставщик вправе осуществлять контроль за установленными нормативами сброса загрязняющих веществ путем отбора проб сточной воды. Отбор производится в любое время суток в присутствии представителя абонента, назначенного приказом, как ответственного лица, уполномоченного подписывать акты отбора сточных вод.
Пунктом 2.6.11 договора предусмотрена обязанность абонента осуществлять аналогичный контроль совместно с поставщиком в порядке, предусмотренном пунктом 2.5.1 договора.
02.04.2009 истцом и ответчиком совместно был проведен отбор проб сточных вод в контрольном колодце ответчика, о чем составлен двухсторонний акт N 21.
Проведенным анализом отобранной пробы был установлен факт сброса абонентом сточных вод, качество которых не соответствует нормативам предельно-допустимых концентраций: проба N 1 - по 1 загрязнителю, проба N 2 - по 3 загрязнителям, что подтверждается актами результатов анализов N 11 от 13.04.2009, N 12 от 13.04.2009, содержащими подпись представителя ответчика.
На основании полученных данных истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 02.04.2009 по 24.06.2009, исходя из объема стоков, суммы по тарифу и кратности действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод. Для оплаты ПДК загрязняющих веществ истец в адрес ответчика выставил счет от 31.07.2009 N 35 на общую сумму 122 280 руб. 82 коп.
Неоплата ответчиком имеющейся задолженности явилась поводом истцу для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила) абонент должен обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В соответствии с пунктом 65 Правил контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольно- канализационных колодцах.
Согласно пункту 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" от 31.12.1995 N 1310 установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 09.04.2004 N 122 утвержден Порядок взимания с организаций повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия (далее - Порядок), который распространяется на организации, осуществляющие водоотведение в системы канализации населенных пунктов, (абонентов) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, и регулирует механизм взимания платы организациями ВКХ за фактический прием сточных вод и загрязняющих веществ от абонентов в системы канализации населенных пунктов.
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что фактический прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия включает в себя: услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ в количествах, соответствующих установленным нормативам водоотведения; сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ. Условия приема загрязняющих веществ в сточные воды, отводимые абонентами в системы канализации населенных пунктов, разрабатываются организациями ВКХ исходя из предельно- допустимых сбросов загрязняющих веществ на выпусках системы канализации в водные объекты с учетом фактической эффективности очистки загрязняющих веществ на очистных сооружениях (пункт 3).
За превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации населенных пунктов с абонентов взимается повышенная плата, размер которой определяется исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязнений в сточных водах, в следующих размерах: за превышение допустимой концентрации по одному загрязнителю в однократном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, одновременно по двум показателям - в двухкратном, по трем - в трехкратном и т.д. (но не более пяти тарифов за один кубометр) (пункт 7 Порядка).
В соответствии с пунктом 8 Порядка повышенная плата за превышение концентрации вредных веществ в сточных водах рассчитывается по объему сточных вод с момента обнаружения нарушения до очередного отбора организациями водопроводно-канализационного хозяйства (не реже одного раза в месяц), при этом абонент должен представить в течение месяца мероприятия по доведению сбрасываемых сточных вод до норм предельно- допустимой концентрации, в противном случае повышенная плата взимается за три месяца.
Судом первой инстанции установлено, что расчет нормативов предельно- допустимых концентраций загрязняющих веществ, произведен истцом, как организацией ВКХ, и отражен в приложении N 1 разработанных истцом Правил.
Довод заявителя о том, что нормативы предельно допустимых концентраций и Правила приема производственных сточных вод в систему ООО "Системы жизнеобеспечения "Коммунальные ресурсы" установлены истцом самостоятельно с нарушением нормативно закрепленной процедуры, является несостоятельным, поскольку названные Правила утверждены руководителем предприятия истца, согласованы главой администрации городского поселения Рузаевка, Мордовским управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия.
Поскольку наличия иных нормативных актов, устанавливающих нормы ПДК загрязняющих веществ, а также доказательств, подтверждающих отмену или признание в установленном законом порядке указанных Правил недействующими, не представлено, у суда не имелось оснований для их неприменения.
Ссылка ОАО "Рузхиммаш" на несогласование сторонами в договоре нормативов ПДК загрязняющих веществ, а следовательно, отсутствие оснований для их применения, не принимается. Согласно пункту 1 Правил N 167 под нормативами водоотведения или нормативами сброса следует понимать установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил N 167 предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая, что данные нормативы были установлены, отсутствие их в договоре не влечет освобождение ответчика от уплаты повышенной платы за превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах.
Обстоятельства спора, связанные с наличием оснований для взыскания с ответчика в пользу истца платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив факт превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента, сбрасываемых в систему канализации, который подтвержден документально, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что требование истца о взыскании платы в сумме 122 280 руб. 82 коп. правомерно и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах арбитражный суд вынес законное решение.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются в связи с вышеизложенным.
Судебный акт соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, апелляционным судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 30.06.2010 по делу N А39-626/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Рузаевский завод химического машиностроения", г. Рузаевка Республики Мордовия, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-626/2010
Истец: ООО "Владимирская региональная компания по реализации газа"
Ответчик: ОАО "Теплосеть"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2010 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4122/2010