г. Томск |
Дело N 07АП-9130/10 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Солодилова
судей: Л.И. Ждановой Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой
при участии:
от заявителя: Топтун А.А. по доверенности от 29.07.2010 (на 3 года)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Экспертная организация "С-Контроль"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.09.2010 по делу N А45-14488/2010 (судья Чернова О.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Экспертная организация "С-Контроль"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области
о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2009 N 50-10/349,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Экспертная организация "С-Контроль" (далее - ОАО ЭО "С-Контроль", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области (далее - территориальное управление) по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 N 50-10/349 о привлечении ОАО ЭО "С-Контроль" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 07.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- акт приемки, который суд посчитал подтверждением оказания услуг, это лишь один из элементов процедуры принятия работ, составляемый на наиболее ранних его этапах. Исходя из положений Контракта, документом, подтверждающим факт оказания услуг для нерезидента, является совокупность документов: основным документом является Счет, на котором указана дата акцептования, печати и подписи сторон, дополнением к Счету является акт, который подписывается - оформляется сторонами исключительно в целях соблюдения налогового законодательства РФ;
- датой реального подписания счетов и актов является дата акцепта на счете - 04.08.2009;
- с учетом местонахождения нерезидента документооборот между сторонами осложняется большой потерей времени при согласовании документов, поэтому реальное исполнение ч. 5 ст. 23 ФЗ N 173-ФЗ "документы представляются агентами валютного контроля в подлиннике или в форме надлежаще заверенной копии" стало возможным только после получения документов по почте 20.10.2009г., что подтверждается копией почтового уведомления DHL 7904925556, а также выпиской из Журнала регистрации входящих писем N 2 Заявителя, приложенных к материалам дела и свидетельствуют об объективных обстоятельствах, не зависящих от Заявителя непредставления документов в срок до 15.07.2009г.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО ЭО "С-Контроль", проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25.02.2009 ОАО ЭО "С-Контроль" подписало заказ на поставку N 4500536343 с нерезидентом-Эксон Нефтегаз Лимитед (Багамы) по предоставлению услуг по тестированию методом неразрушающего контроля. Общая сумма заказа составляет 713 527, 50 долларов США. Срок действия заказа в соответствии с изменением к заказу на поставку от 25.02.2009 N 4500536343 до 31.12.2010.
30.06.2009 сторонами подписан акт приемки выполненных работ на сумму 32 068,86 долларов США.
Срок представления в банк ПС подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах истек 15.07.2009г.
Справка о подтверждающих документах и указанные акты были представлены заявителем в уполномоченный банк только 12.11.2009г., что свидетельствует о несоблюдении заявителем сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям и является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
В отношении ОАО ЭО "С-Контроль" Территориальным управлением Росфиннадзора в Новосибирской области был составлен протокол об административном правонарушении от 22.06.2010г. N 50-10/349.
Постановлением Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Новосибирской области от 07.07.2010г. N 50-10/349 ОАО ЭО "С-Контроль" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным оспариваемого постановления.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что факт наличия в действиях общества состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с нормами Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления также устанавливаются Банком России.
Положениями пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что Банк России устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, обязанность представления которых закреплена пунктом 1 частью 2 статьи 24 названного Федерального закона N 173-ФЗ.
Указанный порядок установлен инструкцией Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
В силу пункта 1 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета и отчетности по валютным операциям, осуществляемым резидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению N 258-П, является формой учета по валютным операциям для резидентов, требования о представлении которой в уполномоченный банк установлены инструкцией N 117-И и Положением N 258-П.
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) (пункт 2.2 Положения N 258-П).
Согласно пункту 2.4 Положения N 258-П резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У указанный пункт 2.4 Положения N 258-П изложен в иной редакции, согласно которой резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий, в частности, 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях - дата составления подтверждающего документа.
Исходя из положений Контракта, документом, подтверждающим факт оказания услуг для нерезидента, является совокупность документов: основным документом является Счет, на котором указана дата акцептования, печати и подписи сторон, дополнением к Счету является акт, который подписывается - оформляется сторонами исключительно в целях соблюдения налогового законодательства РФ и не является свидетельством приема каких-либо работ (раздел 20 пункты 2, 3, 6 Контракта).
Таким образом, датой оформления документов, подтверждающих реальное выполнение работ, оказание услуг, является дата акцепта на счете - 04.08.2009.
Исходя из этого, подтверждающие документы должны были быть представлены резидентом в банк ПС до 15.09.2009.
Однако, учитывая, что данные документы были получены обществом от нерезидента лишь 20.10.2009, что подтверждается копией почтового уведомления DHL 7904925556, а также выпиской из Журнала регистрации входящих писем N 2 Заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии реальной возможности представить справку о подтверждающих документах и акты в установленный срок, что свидетельствует об отсутствии вины в действиях общества и исключает возможность привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции данное обстоятельство не учел, указал на наличие возможности исполнения в срок требований действующего законодательства.
Таким образом, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, вынесено при не соответствии выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, что, в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, является основанием для его отмены.
Поскольку по правилам, предусмотренным частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная ОАО ЭО "С-Контроль" платежным поручением N 427 от 10.09.2010 государственная пошлина подлежит возврату в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 07.09.2010 по делу N А45-14488/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 N 50-10/349 о привлечении ОАО ЭО "С-Контроль" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Возвратить открытому акционерному обществу Экспертная организация "С-Контроль" уплаченную платежным поручением N 427 от 10.09.2010 государственную пошлину в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14488/2010
Истец: ОАО "Экспертная организация "С-Контроль"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9130/10