г. Томск |
Дело N 07АП-9119/10 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Солодилова
судей: Л.И. Ждановой Т.В. Павлюк
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой
при участии:
от заявителя: Кулешова Л.А. по доверенности от 02.12.2009 (на 3 года)
от заинтересованных лиц: без участия
третьего лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.08.2010
по делу N А27-5809/2010 (судья Петракова С.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Прокопьевское шахтопроходческое управление"
к Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области
о признании незаконными действий,
третье лицо - ФГУП "ФКЦ "Земля",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Прокопьевское-шахтопроходческое управление "Производственно-строительная фирма" (ООО "ПШУ "Производственно-строительная фирма", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (Управление Росреестра) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2009. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп.
О признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва (Росреестр) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987, 55 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2009 г.
Об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости 1 924 руб. 26 коп. за кв.м.),
Об обязании Управление Федеральной службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово включить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в земельный кадастр.
Решением от 16.08.2010 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с указанным решением, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области обратились с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- для построения модели по 9 ВРИ были определены факторы стоимости, в наибольшей степени влияющие на стоимость земельных участков в данной группе, которые использовались и являлись достаточными для построения статистической модели. Произведен статистический анализ рыночной информации, построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости на основе построения статистической модели в порядке определенном п. 2.2.1 Методических указаний. Кроме того, ввиду недостаточности информации о рыночной стоимости земельных участков 9 ВРИ, оценщиком использовалась рыночная стоимость объектов-аналогов, что подтверждено Отчетом N 1/ГКР/140-015д об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков;
- Управлением Росреестра по Кемеровской области и Росреестром были представлены необходимые документы подтверждающие, что кадастровая стоимость земельного участка заявителя, внесенная в государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной кадастровой оценки земель;
- проверка рыночной информации на достаточность и достоверность заинтересованным лицом была проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве ООО "ПШУ "Производственно-строительная фирма" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
В отзыве ФГУП "ФКЦ "Земля" поддержало позицию апеллянта, просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Кемеровской области, ФГУП "ФКЦ "Земля", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии представителей данных лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:30:0101022:40, является ранее учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 19.01.2005 с видом разрешенного использования "под промышленные предприятия".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0101022:40 определена в размере 44 238 987 руб. 55 коп., удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере 1924 руб. 26 коп./ кв.м.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0101022:40 площадью 22990 кв.м., определена Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля", г. Москва, по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области без учета анализа рыночных цен, и является недостоверной, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением от 16.08.2010 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп., выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2009. и внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп.
Признал незаконными действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987, 55 руб., выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2009 г.
Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного земельного кадастра сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101022:40, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, Кемеровская область, ул. Проектная, 121, в размере 44 238 987 руб. 55 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости 1 924 руб. 26 коп. за кв.м.
В остальной части заявленные требования оставил без удовлетворения.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из законности и обоснованности заявленного Обществом требования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила проведения государственной оценки земель).
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 5 Правил проведения государственной оценки земель государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В силу пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов урегулирован разделом 2 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей.
Согласно пункту 2.2.1 Методических указаний статистическая модель строится с учетом факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, сведений о значении таких факторов, группировки земельных участков на основе рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (пункт 2.2.2); для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости (2.2.5).
В апелляционной жалобе заинтересованные лица указывают, что построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществлялось на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене земельных участков. Для построения модели был определен фактор стоимости, в наибольшей степени влияющий на стоимость земельных участков в данной группе, который использовался и являлся достаточным для построения статистической модели.
Однако, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний порядок построения статистической модели соблюдён, в том числе, определён состав факторов стоимости, проведён сбор сведений о значении этих факторов, проведён сбор рыночной информации, а также расчёт кадастровой стоимости с учётом перечисленных элементов, в материалы дела не представлено.
Заинтересованными лицами не представлено данных, свидетельствующих о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен, как того требует пункт 5 Правил.
Пункт 2.2.5 Методических указаний в целях определения достоверности собранной рыночной информации предписывает провести ее статистический анализ. На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.
Ввиду недостаточности информации о рыночной стоимости земельных участков 9 ВРИ, оценщиком использовалась рыночная стоимость объектов-аналогов, что подтверждено Отчетом N 1/ГКР/140-015д об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков;
Отчет N 1/ГКР/140-015д, подготовленный ООО "Группа комплексных решений", и использованный ФГУП "ФКЦ "Земля" в качестве информации о рыночной стоимости земельных участков, содержит информацию об оценке рыночной стоимости "гипотетических" земельных участков, расположенных по адресу: РФ, Кемеровская область, г. Кемерово и предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
При этом содержащиеся в отчете N 1/ГКР/140-015 сведения не позволяют сопоставить данные участки с участком ООО "ПШУ"Производственно-строительная фирма" по их характеристикам, влияющим на определение рыночной стоимости либо сделать вывод о том, что те или иные конкретные характеристики влияния на данную стоимость не оказывают.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке приводятся иные сведения, которые необходимы для полного недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта отраженных в отчете.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, доказательства, свидетельствующие о том, что при проведении оценки земельных участков была собрана достаточная и достоверная информация о земельных участках, необходимая для проведения государственной кадастровой оценки земель, а кадастровая оценка проведена на основании статистического анализа рыночных цен в соответствии с пунктом 5 Правил, в материалы дела не представлены.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (в представленном виде) не содержит описание расчетов и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки, что не соответствует пункту 9.2 Административного регламента.
Заинтересованными лицами в материалы дела не представлено достаточных сведений об используемых исходных данных, позволяющих оценить их достоверность и объективность, а также сделать вывод о наличии оснований для расчета как удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере 1 924 руб. 26 коп. за кв.м., так и государственной кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка.
Материалами дела не доказано, что кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков и внесенная Управлением Роснедвижимости в государственный кадастр недвижимости, определена на основе результатов государственной оценки земель, проведенной с соблюдением требований, предъявляемых к такой оценке.
При этом заявителем в материалы дела представлен отчет независимого оценщика ООО "Бизнес" N 25-04-10 от 16.04.2010 "Об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 22 990, 13 кв.м, кадастровым номером 42:32:0101022:0040, расположенного по адресу : Кемеровская обл., г. Прокопьевск, ул. Проектная, 121", рыночная стоимость данного земельного участка на 16.04.2010 составила 11 196 000 руб., что значительно меньше кадастровой стоимости, определенной ФГУП "ФКЦ "Земля".
В связи с этим суд апелляционной инстанции отмечает, что заинтересованными лицами не представлено доказательств, а также не указано фактических обстоятельств, на основании которых кадастровая стоимость, определяемая с использованием рыночных сведений, определена в размере, намного превышающем рыночную стоимость с учетом положений статьи 66 ЗК РФ о том, что кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (редакция, действовавшая на момент определения кадастровой стоимости).
В соответствии с пунктом 8 Административного регламента в обязанность Управления Росреестра входит контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
- подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Между тем, формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, а также расчёта кадастровой стоимости без учёта перечисленных элементов.
Расчет удельного показателя стоимости земельного участка должен производиться с учетом сведений о рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено доказательств того, что кадастровая оценка проведена с учетом статистического анализа рыночных цен.
При изложенных обстоятельствах, внесение Управлением Росреестра необоснованно завышенной кадастровой стоимости земельного участка нарушены права законные интересы заявителя, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса РФ, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости каждого земельного участка и внесении этих данных в государственный кадастр недвижимости.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.08.2010 по делу N А27-5809/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
А.В. Солодилов |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5809/2010
Истец: ООО "Производственно-строительная фирма "Прокопьевское шахтопроходческое управление"
Ответчик: Федеральное Агентство Кадастра объектов недвижимости, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии(Росреестр), Управление Роснедвижимости по Кемеровской области
Заинтересованное лицо: Управление Росреестра по Кемеровской области
Третье лицо: ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5809/10
23.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5809/10
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6793/11
06.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6793/11
18.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6793/11
17.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-5809/2010
26.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9119/10
16.08.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-5809/10