г. Чита |
Дело N А19-12656/2010 |
"3" ноября 2010 года |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 ноября 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2010 года
по делу N А19-12656/2010
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ДорСибСтрой"
к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия,
(суд первой инстанции судья Позднякова Н.Г.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Иркутской области: не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДорСибСтрой" (далее - ООО "ДорСибСтрой", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Правительству Иркутской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении для строительства административного здания земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7283 площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г.Иркутска по ул.Волжская в аренду сроком на пять лет и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ДорСибСтрой" путем принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7283 площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г.Иркутска по ул.Волжская.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу, Правительство Иркутской области было обязано в двухнедельный срок с момента обращения заявителя принять решение о предоставлении земельного участка заявителю.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Иркутской области и третье лицо Министерство имущественных отношений Иркутской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Правительство Иркутской области в апелляционной жалобе указывает на то, что заявителем представлен не полный пакет документов, в связи с чем, у Правительства Иркутской области отсутствовали законные основания для принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемого участка. Установление судом первой инстанции обязанности Правительства Иркутской области принять решение о предоставлении земельного участка ООО "ДорСибСтрой" недопустимо, так как противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, допускающему вариативность принятия соответствующего решения. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока на оспаривание бездействия Правительства Иркутской области заявителем не представлено.
Министерство имущественных отношений Иркутской области в апелляционной жалобе указало на то, что распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется с учетом рекомендаций совещательного органа, сформированного Губернатором Иркутской области, протоколом заседания Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области от 09.04.2010 г. N 3 было решено рекомендовать Правительству Иркутской области отказать ООО "ДорСибСтрой" в предоставлении земельного участка. Таким образом, Правительство Иркутской области не может предоставить данный земельный участок заявителю.
Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что 24.11.2006 г. ООО "ДорСибСтрой" обратилось к мэру г. Иркутска с заявлением о выборе земельного участка площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Волжская и утверждении акта выбора земельного участка для дальнейшего предоставления в аренду сроком на пять лет для строительства административного здания.
Постановлением Администрации г. Иркутска от 06.08.2009 г. N 031-06-2650/9 "О предварительном согласовании ООО "ДорСибСтрой" места размещения административного здания в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Волжская" утвержден акт выбора указанного земельного участка и с ООО "ДорСибСтрой" согласовано место размещения административного здания на данном земельном участке.
В отношении названного земельного участка ООО "ДорСибСтрой" были проведены кадастровые работы, и он был поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 38:36:000022:7283).
ООО "ДорСибСтрой" обратилось в Правительство Иркутской области с заявлением от 20.01.2010 г. о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7283 площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Волжская, в аренду сроком на пять лет для строительства административного здания.
В связи с тем, что решения о предоставления земельного участка ООО "ДорСибСтрой" или отказе в предоставлении земельного участка не было принято, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В рассматриваемом случае предоставление Обществу земельного участка для строительства осуществлялось с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из материалов дела видно, что Постановлением Администрации г. Иркутска от 06.08.2009 г. N 031-06-2650/9 предварительно согласовано место размещения административного здания на данном земельном участке, в связи с чем, Правительство Иркутской области было обязано принять решение о предоставлении указанного земельного участка для строительства.
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в двухнедельный срок на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка.
Суд первой инстанции установил, что с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и приложенным к нему кадастровым паспортом Общество обратилось в Правительство Иркутской области с заявлением о предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 38:36:000022:7283 площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Волжская, в аренду сроком на пять лет для строительства административного здания (до истечения трехлетнего срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта). Правительство Иркутской области в установленный срок не приняло решение о предоставлении Обществу испрашиваемого земельного участка.
Довод Правительства Иркутской области в апелляционной жалобе о том, что представленное заявителем санитарно-эпидемиологическое заключение не соответствует действующей форме, в связи с тем, отсутствуют законные основания для принятия решения о предоставлении ООО "ДорСибСтрой" испрашиваемого земельного участка, является необоснованным в связи со следующим.
Действующим Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 г. N 364/143-ПП предусматриваются сроки проверки предоставленного заявителем пакета документов, согласно пункту 68 Положения, которые составляют 5 рабочих дней, по истечении которых представленный заявителем пакет документов должен быть возвращен заявителю при выявлении недостатков.
В связи с тем, что о выявленном недостатке пакета документов заявителю не было известно до рассмотрения дела в Арбитражном суде Иркутской области, не оправдывает бездействие Правительства Иркутской области.
Доводы апелляционных жалоб о том, что предоставление земельного участка возможно только после рассмотрения данного вопроса Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области являются несостоятельными в силу следующего.
Вопрос о предоставлении земельного участка ООО "ДорСибСтрой" дважды был предметом рассмотрения Земельной комиссией при Губернаторе Иркутской области (л.д. 44-47, 76-79).
Кроме того, вопрос о предоставлении земельного участка должен решаться в двухнедельный срок с момента обращения заявителя с заявлением (п.2 ст.32 ЗК РФ), то есть до 4 февраля 2010 года, следовательно, замечания земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, которые носят рекомендательный характер и должны были рассматриваться Правительством Иркутской области до принятия соответствующего решения, никоим образом не освобождают Правительство Иркутской области от принятия решения по заявлению ООО "ДорСибСтрой" о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка для строительства в установленный законом срок.
Довод Правительства Иркутской области в апелляционной жалобе о том, что установление судом первой инстанции обязанности Правительства Иркутской области принять решение о предоставлении земельного участка ООО "ДорСибСтрой" недопустимо, так как противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, является несостоятельным в связи со следующим.
Суд первой инстанции в резолютивной части решения указал на обязанность Правительства Иркутской области о принятии решения по заявлению ООО "ДорСибСтрой", таким образом, никакого противоречия Земельному кодексу Российской Федерации судом апелляционной инстанции в решении суда первой инстанции не установлено. Правительство Иркутской области вправе принять любое решение по заявлению ООО "ДорСибСтрой" о предоставлении ООО "ДорСибСтрой" из земель населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:7283 площадью 768 кв.м., расположенного в Октябрьском районе г. Иркутска по ул. Волжская.
С учетом изложенного, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что решение по заявлению ООО "ДорСибСтрой" должно было быть принято в двухнедельный срок со дня обращения заявителя, Правительство Иркутской области, не приняв данное решение, допустил незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции и не влияют на законность оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционные жалобы на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2010 года по делу N А19- 12656/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2010 года по делу N А19-12656/2010 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12656/2010
Заявитель: ООО "ДорСибСтрой"
Заинтересованное лицо: Правительство Иркутской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4328/2010