г. Хабаровск |
|
01 февраля 2010 г. |
N 06АП-5977/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Михайловой А.И., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Конфедератовой К.А.
при участии в заседании:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович: не явился;
от администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от Министерства имущественных отношений Амурской области: представитель не явился;
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы" (Амурэлектросеть): представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Благовещенска
на решение от 11 ноября 2009 года
по делу N А04-6284/2009 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
о признании недействительными отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 29.06.2009 N 01-19/3480 и отказа Министерства имущественных отношений Амурской области, выраженного в письме от 21.07.2009 N 14-35/5884, в выборе земельных участков, как несоответствующих Земельному кодексу Российской Федерации
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (Амурэлектросеть)
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - индивидуальный предприниматель Архипов Э.А., предприниматель) обратился с заявлением в арбитражный суд о признании недействительными отказа администрации города Благовещенска, выраженного в письме от 29.06.2009 N 01-19/3480 и отказа Министерства имущественных отношений Амурской области, выраженного в письме от 21.07.2009 N 14-35/5884, в выборе земельных участков по заявлениям от 27.04.2009 N 3333з, N 3334з, N 3335з, как несоответствующих Земельному кодексу Российской Федерации.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Амурские коммунальные системы" (Амурэлектросеть) (далее - ОАО "АКС").
Решением от 11.11.2009 суд требования предпринимателя удовлетворил частично. Признал недействительным отказ в выборе земельного участка по заявлению от 27.04.2009 N 3335з, как несоответствующий нормам земельного законодательства. В остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда в части признания недействительным отказа в выборе земельного участка по заявлению от 27.04.2009 N 3335з, администрация города Благовещенска обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить, поскольку, по его мнению, судом неверно применены нормы материального права, а также не в полном объеме исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Администрация города Благовещенска, Министерство имущественных отношений Амурской области и ОАО "АКС", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Предприниматель Архипов Э.А. в представленном отзыве просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. 27.04.2009 обратился с заявлением вх. N 3335з в Министерство имущественных отношений Амурской области о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в г. Благовещенске в районе ул. Лазо, 42, с приблизительным размером 80х28м., для строительства гаражей боксового типа.
Администрация города Благовещенска на запрос Министерства имущественных отношений Амурской области письмом от 29.06.2009 N 01-19/3480 сообщила о невозможности выбора земельного участка, поскольку не выполняется противопожарный разрыв 9,0 метров до трансформаторной подстанции, кроме того, по запрашиваемым земельным участкам проложены подземные кабельные линии электропередач.
Письмом от 21.07.2009 N 14-35/5884 Министерство имущественных отношений Амурской области сообщило индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. о том, что в соответствии с заключениями администрации города Благовещенска обеспечить выбор интересующих земельных участков не представляется возможным.
Не согласившись с отказами государственных органов, предприниматель обратился в суд.
Удовлетворяя частично требования предпринимателя, суд пришел к выводу о незаконности отказа в выборе земельного участка по заявлению от 27.04.2009 вх. N 3335з, поскольку администрацией города Благовещенска нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления мэра г. Благовещенска от 16.03.2009 N 422 к процедуре выбора земельного участка.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательства, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 31 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Частью 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ), копия которого с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю (часть 7 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (частью 8 статьи 31 ЗК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающем этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, администрация города Благовещенска указанные работы не проводила, акт выбора земельного участка, испрашиваемого предпринимателем Архиповым Э.А., не оформляла и, соответственно, никаких решений по нему не принимала.
При этом в составе администрации создана комиссия по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска, постановлением мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 422 утвержден ее Регламент, согласно пункту 1.2 которого процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок.
Регламентом предусмотрены такие действия при подготовке материалов для рассмотрения комиссии, как выезд специалиста на запрашиваемый земельный участок, подготовка схемы его расположения на топооснове, оформление акта выбора.
Согласно пункту 2.5 Регламента при выявлении в ходе согласования акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка, которая подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии.
Таким образом, следует признать, что администрацией города Благовещенска не соблюдена процедура выбора земельного участка при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
В связи с этим указанный отказ не может быть признан законным, поскольку администрацией города Благовещенска не были определены варианты расположения участка на местности, возможность корректировки такого расположения, в том числе путем изменения его площади, что входит в ее обязанности.
В связи с изложенным, вывод администрации города Благовещенска о невозможности предоставления индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. земельного участка по заявлению от 27.04.2009 вх. N 3335з, изложенный в письме от 29.06.2009 N 01-19/3480, правомерно признан судом недействительным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Также являются незаконными аналогичные выводы в отказе Министерства имущественных отношений Амурской области в предоставлении земельного участка, выраженном в письме от 21.07.2009 N 14-35/5884.
Доводы администрации города Благовещенска о том, что, судом первой инстанции не дано должной оценки доводам в части того, что при вынесении оспариваемого решения администрации от 29.06.2009 N 01-19/3480 действовало постановление мэра г. Благовещенска от 09.06.2009 N 941 "Об утверждении порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска и состава Комиссии по выбору земельных участков для строительства" суд находит несостоятельными, поскольку на момент обращения Архипова Э.А. с заявлением о выборе земельного участка (на момент возникновения правоотношений) действовало постановление мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 442, которое и должно применяться к данным правоотношениям.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба администрации города Благовещенская подлежит отклонению, а решение арбитражного суда Амурской области оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 11 ноября 2009 года по делу N А04-6284/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6284/2009
Истец: ИП Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация города Благовещенска
Третье лицо: Третьи лица, ОАО "Амурские коммунальные системы"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1273/2011
10.02.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6238/2010
04.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2908/2010
01.02.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5977/2009