г. Хабаровск |
|
28 января 2010 г. |
N 06АП-5765/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 27.10.2009
по делу N 04-6565/2009 Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Антоновой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Архипова Эдуарда Александровича
к Администрации города Благовещенска
об оспаривании ненормативного акта
третье лицо - Министерство имущественных отношений Амурской области
Индивидуальный предприниматель Архипов Эдуард Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации города Благовещенска в выборе земельного участка, расположенного в г.Благовещенске, в районе ул.Кузнечная, д.25 для строительства гаражей боксового типа, выраженного в письме от 24.07.2009 N 526/19.
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
По мнению заявителя основания, приведенные муниципальным органом власти в оспариваемых ненормативных актах является незаконным, поскольку фактические измерения (промеры на местности) с целью уточнения фактического расположения земельного участка, корректировка его размеров, использование возможности сдвига в ту или иную сторону, для соблюдения требований об охранных зонах, им не проводились, следовательно, требования статьи 31 Земельного кодекса РФ о выборе земельного участка для строительства Администрацией города Благовещенска фактически не выполнены. Заявителем также указано, что ответчик должен был обеспечить выбор земельного участка, предложить иные варианты размещения земельного участка и утвердить акт выбора земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Амурской области.
Решением суда от 27.10.2009 заявленные требования удовлетворены: отказ Администрации города Благовещенска признан недействительным, на Администрацию города Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о выборе земельного участка по заявлению Архипова Э.А. (вх. 4842з от 04.06.2009). С Администрации города Благовещенска в пользу ИП Архипова Э.А. взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 100 рублей. При этом суд исходил из того, что бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Благовещенска обратилась с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование жалобы ссылается на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора и несоответствие вывода суда материалам дела.
По мнению заявителя, подача предпринимателем в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка для строительства не влечет безусловной обязанности последнего осуществить выбор земельного участка, поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в осуществлении выбора земельного участка при наличии обстоятельств, прямо указывающих на невозможность размещения объекта. Полагает, что законодательство не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по разработке варианта выбора земельного участка.
Заявитель, представители Администрации города Благовещенска и Министерства имущественных отношений Амурской области в судебное заседание арбитражного апелляционного суда не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В представленном отзыве ИП Архипов Э.А. выразил согласие с состоявшимся по делу судебным актом, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции законно и обосновано исходя из нижеследующего.
Судом установлено, что 04.06.2009 индивидуальный предприниматель Архипов Э.А. обратился в Министерство имущественных отношений Амурской области с заявлением (вх.N 4842з) о рассмотрении вопроса по оформлению акта выбора земельного участка, расположенного в г.Благовещенске, в районе ул.Кузнечная, д. 25, с размерами 30 м х 20 м для строительства гаражей боксового типа, а также о согласовании места размещения объекта строительства и принятия решения о предоставлении данного земельного участка в долгосрочную аренду.
Минимуществом Амурской области на основании Закона Амурской области от 26.06.2009 N 221-03 "О внесении изменений в Закон Амурской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" указанное заявление совместно с актом приема-передачи от 06.07.2009 N 07-03 документов на земельные участки, расположенные в г. Благовещенске, государственная собственность на которые не разграничена было направлено для рассмотрения в администрацию г. Благовещенска.
Администрация города Благовещенска письмом от 24.07.2009 N 526/19 сообщила Архипову Э.А. об отсутствии возможности обеспечить выбор земельного участка.
Не согласившись с указанным решением ИП Архипов Э.А, оспорил его в арбитражном суде.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 стать 198 АПК РФ).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, включающий: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2, 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Частью 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно - защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 ЗК РФ), копия которого с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю (часть 7 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (частью 8 статьи 31 ЗК РФ).
В целях реализации и соблюдения положений пунктов 2-5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации мэром города Благовещенска вынесено постановление от 16.03.2009 N 442 (действующие в период спорных правоотношений) "Об утверждении состава и регламента комиссии по выбору земельных участков для строительства на территории муниципального образования города Благовещенска" (далее - Постановление N 442).
Согласно пункту 1.2. Постановления N 442 процедура выбора земельного участка не проводится только при наличии утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен запрашиваемый участок. При отсутствии утвержденной документации комиссия обеспечивает выбор земельного участка для размещения объекта строительства в соответствии с порядком согласования акта о выборе земельного участка членами комиссии (пункт 1.3).
Пунктом 2.5 предусмотрено, что при выявлении в ходе согласования членами комиссии акта выбора обстоятельств, препятствующих выбору земельного участка, комиссия имеет право вносить необходимые изменения в схему расположения земельного участка. Измененная (окончательная) схема расположения земельного участка подлежит повторному согласованию всеми членами Комиссии в порядке, установленном настоящим регламентом.
Из анализа указанных норм следует, что принятию решения о предоставлении земельных участков для строительства должно предшествовать проведение работ по их формированию, в том числе предварительное согласование размещения участка, которое оформляется актом о выборе земельного участка с указанием проекта его границ и решением о предварительном согласовании места размещения участка, утверждающем этот акт. При этом обязанность по обеспечению выбора земельного участка возложена на орган местного самоуправления.
Между тем как следует из материалов дела, администрация города Благовещенска указанные работы не проводила, акт выбора земельного участка, испрашиваемого предпринимателем Архиповым Э.А., не оформляла и, соответственно, никаких решений по нему не принимала.
Таким образом, следует признать, что Администрацией города Благовещенска не соблюдена процедура выбора земельного участка при принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства.
Материалами дела подтверждается, что заявитель в установленном Земельным кодексом РФ порядке обратился в компетентный орган с заявлением о рассмотрении возможности выбора земельного участка для строительства гаражей боксового типа, указав размеры запрашиваемого участка, приложив его схему.
Поскольку органы власти, имея возможность выбора любого земельного участка, расположенного в пределах территорий, указанных заявителем, ею не воспользовались, иные варианты не рассматривали и не проводили по ним процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, обязанность по обеспечению выбора земельных участков исходя из целей их предоставления, возложенная на Администрацию города Благовещенска надлежаще не исполнена, в связи с чем выбор земельных участков не является обеспеченным по смыслу пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим указанный отказ не может быть признан законным как по причине несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, так и в связи с невозможностью проверить наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
В силу вышеизложенного отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующее законодательство, регламентирующее спорные отношения, не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по разработке вариантов выбора земельного участка с учетом корректировки места размещения объекта.
Судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание доводы Администрации г.Благовещенска о том, что земельный участок не мог быть предоставлен предпринимателю по причине того, что запрашиваемый земельный участок не соответствует условиям СНиП 2.07.01-89*, так как ответчиком не доказано получение данных сведений в процессе осуществления установленной Земельным кодексом Российской Федерации процедуры выбора земельного участка.
Ссылка Администрации города Благовещенска на то, что судом неверно дана оценка совместной схеме, составленной предпринимателем и администрацией, отклоняется, поскольку указанная схема составлена после рассмотрения вопроса о выборе земельного участка и вынесения обжалуемого ненормативного акта и во исполнение определения Арбитражного суда Амурской области.
Доводы Администрации города Благовещенска о том, что, судебной инстанцией не дано должной оценки доводам заявителя в части того, что при рассмотрении и даче Администрацией города Благовещенска оспариваемого решения от 24.07.2009 действовало постановление мэра г.Благовещенска от 09.06.2009 N 941 "Об утверждении порядка выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска и состава Комиссии по выбору земельных участков для строительства" суд находит несостоятельными, поскольку на момент обращения Архипова Э.А. с заявлением о выборе земельного участка (на момент возникновения правоотношений) действовало постановление мэра города Благовещенска от 16.03.2009 N 442, которое и должно применяться к данным правоотношениям.
Кроме того, положениями разделов 2 и 3 Постановления N 941 предусмотрено, что решение вопроса о выборе земельных участок для строительства выносится только после предварительного рассмотрения вопроса управлением организации городского строительства о возможности размещения объекта строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка, что также не было осуществлено уполномоченными органами.
В связи с изложенным, вывод администрации города Благовещенска о невозможности предоставления индивидуальному предпринимателю Архипову Э.А. земельного участка, изложенный в письме от 24.07.2009 N 526/19, правомерно признан судом недействительным и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 27.10.2009 по делу N А04-6565/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6565/2009
Истец: ИП Архипов Эдуард Александрович
Ответчик: Ответчики, Министерство имущественных отношений Амурской области, Администрация г. Благовещенска
Третье лицо: Третьи лица
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1124/11
08.02.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6322/2010
27.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2569/2010
28.01.2010 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5765/2009