г. Владивосток |
|
17 февраля 2010 г. |
Дело N А24-3379/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю: Акимова Л.Н. по доверенности от 19.01.2010 N 02-20 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 299614; Распопова Л.В. по доверенности от 11.01.2010 N 02-1 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, удостоверение УР N 299769;
от ООО Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки": Ходосова О.П. по доверенности о 21.01.2010 со специальным полномочиями сроком на 1 год, паспорт 30 04 337943, выдан 14.10.2005;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 3 по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-69/2010
на решение от 25.11.2009 судьи А.М. Сакун
по делу N А24-3379/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" (далее - заявитель, ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 01.06.2009 N N 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1853, 07-34/1854, 07-34/1855.
Решением суда от 25.11.2009 требования заявителя удовлетворены частично. Суд признал недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчасткому краю от 01.06.2009 N 07-34/1850 в части неуплаты земельного налога в сумме 174 285 руб., N 07-34/1851 в части неуплаты земельного налога в сумме 174 285 руб. и начисленной пени в сумме 37 560 руб., N 07-34/1852 в части неуплаты земельного налога в сумме 174 289 руб., начисленной пени в сумме 323 323 руб. 62 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафов в размере 34 857 руб. и 189 928 руб. 50 коп. соответственно, N 07-34/1853 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб. и начисленной пени в сумме 26977 руб., N 07-34/1854 в части неуплаты земельного налога в сумме 174 285 руб. и пени в сумме 21 239 руб., N 07-34/1115 в части неуплаты земельного налога в сумме 74 285 руб., N 07-34/1855 в части неуплаты земельного налога в сумме 174 285 руб. и начисленной пени 15 359 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 25.11.2009, Межрайонная ИФНС России N 2 по Камчатскому краю просит его отменить в части удовлетворенных требований общества как незаконное, в обоснование заявленных требований указала следующее. Спорные земельные участки выделены обществу из земель в черте Паратунского поселения, в кадастровом плане отнесены к категории земель "земли поселений". При этом, по мнению заявителя апелляционной жалобы, независимо от того, что в связи с изменением границ Паратунского сельского поселения спорные земельные участки в новые границы не вошли, а стали относиться к межселенным землям Елизовского района, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, то есть зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Ссылку суда на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 5-Г06-57 инспекция считает несостоятельной, поскольку в указанном Определении речь идет о земельных участках, не прошедших процедуру межевания, не имеющих границ и площади, в то время как в отношении двух спорных участков общества этого утверждать нельзя. Являющаяся налоговой базой кадастровая стоимость земельных участков N 41:05:01 01 103:009 и N 41:05:01 01 103:00012, принадлежащих обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, определена на основании сведений органов Роснедвижимости по Камчатскому краю, которые осуществляют ведение Государственного реестра земельных участков.
Учитывая, что земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:01 01 103:009 и 41:05:01 01 103:00012 предоставлены ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" на основании постановлений главы Паратунской сельской администрации Елизовского муниципального районного образования от 27.12.1994 N N 259 и 260, то есть до вступления в силу Земельного кодекса РФ, налоговый орган полагает, что в данном случае подлежат применению положения пунктов 3, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", в силу которых общество является обладателем права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки и при отсутствии их государственной регистрации.
Учитывая, что на спорных земельных участках не располагаются объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, применение обществом при расчете земельного налога за спорные периоды пониженной ставки 0,3 %, инспекция считает неправомерным, полагает, что применению подлежит ставка 1,5 %.
В ходе рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции определением от 01.02.2010 по ходатайству налогового органа в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика - Межрайонная ИФНС России N 2 по Камчасткому краю в связи с реорганизаций путем слияния на Межрайонную ИФНС России N 3 по Камчатскому краю.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" в письменном отзыве на апелляционную жалобу налогового органа, с учетом дополнений, указывает на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:01 01 103:009 и 41:05:01 01 103:00012 юридически и документально остались не переведенными из категории земель "населенных пунктов" в "межселенные земли". В связи с этим примененный инспекцией размер ставки земельного налога 1,5 %, предусмотренный для "межселенных земель" при перерасчете суммы земельного налога, исчисленного обществом по ставке 0,3 %, заявитель считает неправомерным. Также общество ссылается на нахождение на спорных земельных участках объектов жилого назначения и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что является в соответствии со статьей 394 Налогового кодекса РФ основанием для расчета налога по ставке 0,3%.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции 11.02.2010 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15.02.2010. После окончания перерыва лица, участвующие в деле, присутствовавшие в зале судебного заседания до объявления перерыва, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, что не является препятствием для продолжения судебного заседания после окончания перерыва в соответствии с частью 5 статьи 163 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
03.12.2008 ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" направило по телекоммуникационным каналам связи в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Камчатскому краю расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал 2008 года, полугодие 2008 года и налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год.
В ходе камеральных налоговых проверок представленных обществом налоговых расчетов по авансовым платежам и налоговой декларации по земельному налогу, инспекцией установлены неполная уплата налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу и самого налога в связи с неправильным применением налоговой ставки налога 0,3 % вместо 1,5 % за указанные периоды, а также несвоевременное представление авансовых расчетов за полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал, полугодие 2008 года, налоговой декларации за 2007 год.
По результатам камеральных налоговых проверок инспекцией составлены акты проверок от 23.03.2009 N N 07-35/1072, 07-35/1078, 07-35/1080, 07-35/1079, 07-35/1081, 07-35/1082 и 01.06.2009 вынесены следующие решения:
N 07-34/1115, в соответствии с которым обществу предложено уплатить земельный налог за 1 квартал 2007 года в сумме 174 285 руб..
N 07-34/1850, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб. и предложено уплатить земельный налог за 2 квартал 2007 года в сумме 174 285 руб.,
N 07-34/1851, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог 9 месяцев 2007 года в сумме 174 285 руб. и пени в сумме 37 560 руб.,
N 07-34/1852, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 108 928 руб., пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 34 857 руб., предложено уплатить земельный налог за 2007 год в сумме 174 289 руб. и пени в сумме 32 323 руб.,
N 07-34/1853, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог за 1 квартал 2008 года в сумме 174 285 руб. и пени в сумме 26 977 руб.,
N 07-34/1854, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 50 руб., предложено уплатить земельный налог за 2 квартал 2008 года в сумме 174 285 руб. и пени в сумме 21 239 руб. 38 коп.
Указанные решения инспекции общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 07.08.2009 N 09-17/07077 решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю N N 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1852, 07-34/1853, 07-34/1854 от 01.06.2009 оставлены без изменения.
Не согласившись с вынесенными Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю решениями N N 07-34/1115, 07-34/1850, 07-34/1851, 07-34/1852, 07-34/1853, 07-34/1854 от 01.06.2009, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно материалам дела ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в с Паратунка, Паратунское шоссе, 25 для размещения лечебно - оздоровительного комплекса "Жемчужина Камчатки" и пионерлагеря (летнего детского лагеря) - базы отдыха "Восход", что подтверждается государственными актами К40-02-06 N 00229 и К40-02-06 N 00230.
В соответствии с решением Паратунской сельской администрации о выделении двух участков земли N 259 от 27.12.1994 и N 260 от 27.12.1994 на спорные земельные участки оформлены кадастровые планы, участку площадью 35,2912 га присвоен кадастровый номер 41:05:01 103:0009 и участку площадью 23,308 га - кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012.
Указанные участки соответствуют понятию земельного участка, содержащегося в пункте 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ и статье 11.1 Земельного кодекса РФ, в связи с чем являются объектом налогообложения земельным налогом.
В кадастровом плане спорные земли отнесены к категории земель "земли поселений" Паратунского сельского поселения.
Законом Камчасткой области от 21.02.2006 N 440 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поседения" установлены новые границы Паратунского сельского поселения, в которые отведенные для заявителя земли не вошли.
При этом занимаемые обществом земельные участки при изменении границ Паратунского сельского поселения органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" не были переведены в установленном порядке в другую категорию земель, что подтверждается сведениями государственного кадастра недвижимости за 2008 год.
Коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в соответствии с положениями Определения Верховного Суда Российской Федерации от 12.06.2006 N 5-Г06-57, позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 2 постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", нормы пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
Между тем, вывод суда первой инстанции, что у общества отсутствует объект налогообложения земельным налогом, поскольку в рассматриваемом случае новые границы спорных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела для целей установления наличия или отсутствия у общества законной обязанности уплачивать земельный налог и авансовые платежи по нему в спорных периодах.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Статьей 70 Земельного кодекса РФ установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, объектом налогообложения по земельному налогу является сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
При этом статьей 25 Земельного кодекса РФ установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Право постоянного (бессрочного) пользования на спорные участки принадлежит обществу с 1994 года на основании решений Паратунской сельской администрации N 259 от 27.12.1994 и N 260 от 27.12.1994 в соответствии с государственными актами К40-02-06 N 00229 и К40-02-06 N 00230 и согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктам 3, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
То обстоятельство, что Законом Камчатской области от 21.02.2006 N 440 "О внесении изменений в Закон Камчатской области "Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поседения" внесены изменения в Закон Камчатской области от 29.12.2004 N 255 в части установления границ Паратунского сельского поселения, в соответствии с которым земли, принадлежащие обществу, не вошли в состав земель Паратунского сельского поселения; согласно письму администрации Елизовского муниципального района от 23.04.2009 N 638 спорные земельные участки общества с кадастровыми номерами 41:05:01 103:0009 и 41:05:01 01 102:0012 расположены на территории Елизовского муниципального района, однако по сведениям государственного кадастра недвижимости перевод данных земель в другую категорию не произведен, переоценка земель не произведена, кадастровая стоимость не пересчитана, не свидетельствует об отсутствии у общества объекта налогообложения земельным налогом в спорные периоды и не освобождает его от уплаты налога.
Спорные земельные участки сформированы, определен их размер 23,308 га и 35,2912 га, оформлены кадастровые планы, присвоены кадастровые номера, определена нормативная цена земли и установлена её кадастровая стоимость.
Согласно письму Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Камчатскому краю от 13.02.2009 N 04/237 земельный участок с кадастровым номером 41:05:01 103:0009 отнесен к категории "земель поселений", кадастровая стоимость составляет 34987497,4 руб. Земельный участок с кадастровым номером 41:05:01 01 102:0012 отнесен к категории "земель поселений", кадастровая стоимость составляет 23107848,62 руб.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания считать, что в данном случае отсутствует объект обложения земельным налогом в смысле пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ, с учетом позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 2 постановлении от 23.07.2009 N 54.
В связи с этим вывод суда первой инстанции в мотивировочной части решения относительно отсутствия у общества объекта налогообложения земельным налогом, коллегия находит ошибочным.
Пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в спорные периоды, предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ).
С момента выделения обществу в установленном законом порядке спорных земель и, включая период 2007 - первое полугодие 2008 года, земельные участки формально были расположены в черте земель поселений Паратунского поселения.
В кадастровом плане земельные участки кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 площадью 23,308 га (233083 кв.м.) и кадастровый номер 41:05:01 103:0009 площадью 35,2912 га (352910 кв.м.) продолжают оставаться "землями поселений", налоговые ставки для которых устанавливались представительными органами Паратунского муниципального образования.
В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости" изменения в государственный земельный кадастр вносятся на основании данных, предоставляемых государственным органом. В период 2007 года - первое полугодие 2008 года уточненные сведения о местоположении спорных земельных участков органом местного самоуправления в орган государственного кадастра не подавались.
Для целей налогообложения земельным налогом спорные земельные участки продолжают числиться в земельном кадастре как земли поселений в составе Паратунского сельского поселения.
Решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 07.11.2006 N 43 утверждено Положение о ставках земельного налога на территории Паратунского сельского поселения, вступившее в силу с 1 января 2007 года.
Указанное положение действовало в период 2007-2008 г.г. и утратило силу в соответствии с решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 30.10.2008 N 226 об установлении и введении в действие на территории Паратунского сельского поселения земельного налога с 1 января 2009 года.
Статьей 3 Положения о ставках земельного налога на территории Паратунского сельского поселения установлены следующие налоговые ставки: 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного пользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства; 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
При исчислении сумм земельного налога за 2007 год и авансовых платежей по нему за первый квартал, полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал, полугодие 2008 года обществом применена ставка 0,3%.
Заявителем при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в материалы дела представлены дополнительные доказательства в подтверждение нахождения на спорных земельных участках объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Вышеназванные документы приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительных доказательств в соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ, пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Согласно заключению N 27 от 08.02.2010 по индивидуализации и описанию объектов недвижимого имущества от 08.02.2010 на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 103:0009 находятся следующие объекты недвижимости: здание административного корпуса, здания спального корпуса, столовой, котельной, насосной, трансформаторной подстанции.
В соответствии с заключениями N 25 от 02.02.2010 и N 26 от 08.02.2010 по индивидуализации и описанию объектов недвижимого имущества на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 расположены: коттеджи, основную площадь которых составляет жилая площадь; здания котельной, гаража, трансформаторной подстанции, насосной, очистных сооружений.
Налоговое законодательство не содержит определений жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому с целью уяснения содержания этих понятий в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ следует учитывать нормы других отраслей законодательства.
Частями 1, 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилищным фондом признается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, при этом в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется, в том числе на частный жилищный фонд (совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц).
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" дано определение системы коммунальной инфраструктуры: это совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Как разъяснил Минфин Российской Федерации в письме от 18.04.2006 N 03-06-01-04/89 положения указанного Федерального закона возможно применять при определении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, что не исключает, однако, и отнесения к ним находящихся на балансе налогоплательщика зданий, сооружений, а также иных объектов недвижимого имущества и входящего в их состав инженерного оборудования, предназначенных для функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Указанные выводы соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.04.2009 N ВАС-1514/09.
Инспекцией не опровергнут тот факт, что расположенные на спорных земельных участках объекты недвижимости (здания котельной, гаража, насосной, трансформаторной подстанции, очистных сооружений, административный корпус) используются обществом для обеспечения эксплуатации жилищного фонда. В этом случае такие объекты также допустимо отнести к объектам инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса.
Довод инспекции о том, что находящиеся на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 коттеджи не могут быть отнесены к жилым помещениям, для целей применения пониженной ставки земельного налога 0,3 % коллегией не принимается.
Исходя из положений частей 1,2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ к жилищному фонду, в том числе может быть отнесена совокупность жилых помещений, находящихся в собственности юридических лиц. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. (пункт 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ).
В находящихся на земельном участке кадастровый номер 41:05:01 01 102:0012 коттеджах, используемых обществом для проживания отдыхающих и персонала, основную площадь составляет жилая площадь. Надлежащих доказательств, опровергающих статус указанных помещений как жилых помещений объектов жилого фонда для целей применения ставки земельного налога 0,3 %, установленной для объектов, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, налоговым органом в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для применения налоговой ставки 1,5 % от кадастровой стоимости спорных земельных участков для исчисления земельного налога, подлежащего взысканию с общества в случае признания его налогоплательщиком, нет.
Таким образом, земельный налог за 2007 год и авансовые платежи по нему за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2007 года, 1 квартал, полугодие 2008 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ, статьей 3 Положения о ставках земельного налога на территории Паратунского сельского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов Паратунского сельского поселения от 07.11.2006 N 43, правомерно и обоснованно исчислены обществом по ставке 0,3 % как для объектов, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
В связи с этим доначисление инспекцией налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок земельного налога за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2007 года, 2007 год, 1 квартал, полугодие 2008 года, исходя из ставки земельного налога 1,5 %, установленной для земель под объектами оздоровительного и рекреационного назначения, утвержденной решением Думы Елизовского муниципального района от 28.11.2006 N 312, соответствующих пени за несвоевременную уплату налога и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за 2007 год является неправомерным. Решения инспекции от 01.06.2009 N 07-34/1115 в части доначисления земельного налога в сумме 174 285 руб. за 1 квартал 2007 года, N 07-34/1850 в части доначисления земельного налога в сумме 174 285 руб. за полугодие 2007 года, N 07-34/1851 в части предложения уплатить земельный налог в сумме 174 285 руб. за 9 месяцев 2007 года и пени в сумме 37 560 руб., N 07-34/1852, в части привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 34857 руб. и предложения уплатить земельный налог за 2007 год в сумме 174289 руб. и пени в сумме 32323 руб., N 07-34/1853 в части доначисления обществу земельного налога в сумме 174 285 руб. за 1 квартал 2008 года и пени в сумме 26 977 руб., N 07-34/1854 в части предложения заявителю уплатить земельный налог в сумме 174 285 руб. за 2 квартал 2008 года и пени в сумме 21 239 руб. 38 коп. являются незаконными как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.
Пунктом 2 статьи 398 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика-организации по истечении отчетного периода представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Согласно пункту 2 статьи 393 Налогового кодекса РФ отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ).
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. (пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в виде взыскания штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Материалами дела установлено, что общество представило расчёты по авансовым платежам по земельному налогу за полугодие 2007 года 03.12.2008 вместо 31.07.2007, за 9 месяцев 2007 года 03.12.2008 вместо 31.10.2007, за 1 квартал 2008 года 02.12.2008 вместо 30.04.2008, за полугодие 2008 года 02.12.2008 вместо 31.07.2008, налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год налогоплательщик представил в инспекцию 03.12.2008 при сроке представления 01.02.2008, то есть с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 398 Налогового кодекса РФ.
В связи с этим ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" правомерно привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Учитывая установленное выше наличие у общества в спорных периодах, включая 2007 год, объекта обложения земельным налогом и обязанности исчислять и уплачивать налог, является ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у инспекции оснований для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу.
Между тем, учитывая законность применения обществом при расчете суммы земельного налога за 2007 год ставки 0,3 %, привлечение инспекцией заявителя к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа размере 108 925 руб. 50 коп., исчисленного от суммы налога по ставке 1,5 %, является незаконным.
Сумма штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, исчисленного с 43 570 руб. - суммы земельного налога, подлежащего уплате за 2007 год по налоговой ставке 0,3 %, должна составить 21 785 руб.
В связи с этим решение инспекции от 01.06.2009 N 07-34/1852 в части привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 87 143 руб. 50 коп. (108 925 руб. 50 коп. - 21 785 руб.) подлежит признанию недействительным. Требования заявителя о признании недействительным решения инспекции от 01.06.2009 N 07-34/1852 в части привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 21 785 руб. удовлетворению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции в мотивировочной части об отсутствии у общества объекта налогообложения земельным налогом является неправомерным, что, однако не повлекло к принятию незаконного решения по существу спора в части признания недействительными решений инспекции от 01.06.2009 N 07-34/1850 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб., N 07-34/1851 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб. и начисленной пени в сумме 37560 руб., N 07-34/1852 в части неуплаты земельного налога в сумме 174289 руб., начисленной пени в сумме 323323 руб. 62 коп., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 в виде штрафов в размере 34857 руб., N 07-34/1853 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб. и начисленной пени в сумме 26977 руб., N 07-34/1854 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб. и пени в сумме 21239 руб., N 07-34/1115 в части неуплаты земельного налога в сумме 74285 руб., N 07-34/1855 в части неуплаты земельного налога в сумме 174285 руб. и начисленной пени 15359 руб. как несоответствующих Налоговому кодексу РФ. Решение суда в указанной части подлежит оставлению без изменения.
В части признания недействительным решения инспекции от 01.06.2009 N 07-34/1852 в части привлечения ООО ДЦ "Жемчужина Камчатки" к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 21785 руб. требования заявителя удовлетворению не подлежат, решение суда в указанной части в соответствии со статьей 270 АПК РФ подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.11.2009 по делу N А24-3379/2009 Арбитражного суда Камчатского края изменить.
В удовлетворения требований ООО Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю от 01.06.2009 N 07-34/1852 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 21785 рублей отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3379/2009
Истец: ООО Дальневосточный центр оздоровления и медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями "Жемчужина Камчатки"
Ответчик: Ответчики, МИФНС России N 3 по Камчатскому краю
Третье лицо: Третьи лица