г. Владивосток |
|
12 марта 2010 г. |
Дело N А24-4709/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2010 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.А. Мильгевской
при участии:
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Камчатскому краю: заместитель начальника Литвиненко Оксана Владимировна по доверенности от 24.02.2010г. N 02-30 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010 года
от ГУП "Камчатскбургеотермия" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 2 по Камчатскому краю (МИФНС России N 3 по Камчатскому краю)
апелляционное производство N 05АП-510/2010
на решение от 21.12.2009 года судьи В.И. Решетько
по делу N А24-4709/2009 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ГУП "Камчатскбургеотермия"
к МИФНС России N 2 по Камчатскому краю (МИФНС России N 3 по Камчатскому краю)
об оспаривании решения и постановления налогового органа
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Камчатскбургеотермия" (далее по тексту - ГУП "Камчатскбургеотермия", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатской края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю (далее по тексту - налоговый орган, инспекция, налоговая служба) о признании недействительными (незаконными) решения и постановления N 2085 от 24.07.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя.
Решением суда от 21.12.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решения и постановления налогового органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ГУП "Камчатскбургеотермия".
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что решение и постановление N 2085 от 24.07.2009 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика приняты в соответствии с требованиями статей 46, 47 НК РФ и не нарушают права и законные интересы предприятия.
От налогового органа в материалы дела поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с образованием Межрайонной инспекции ФНС России N 3 по Камчатскому краю в форме реорганизации путем слияния Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Камчатскому краю и Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Камчатскому краю.
Суд, на основании ч.1 ст.48 АПК РФ произвел замену ответчика по делу с Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Камчатскому краю на Межрайонную инспекцию ФНС России N 3 по Камчатскому краю.
ГУП "Камчатскбургеотермия" в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие предприятия по имеющимся документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В связи с неисполнением предприятием обязанности по уплате налогов (сборов, пеней) Инспекцией направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате задолженности в добровольном порядке от 29.06.2009 N 38638 на сумму 1.668.199 рублей и от 30.06.2009 N 9979 на сумму 242.218,78 рублей в срок до 17.07.2009 и 16.07.2009 соответственно.
Поскольку указанные требования не были исполнены налогоплательщиком в добровольном порядке, налоговым органом были приняты решения от 21.07.2009 года N 7804, от 24.07.2009 N7824 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, которые были направлены в адрес предприятия 29.07.2009 года и 30.07.2009 года, что подтверждается копиями реестров с отметками отделения почтовой связи.
На основании принятых решений инспекцией выставлены инкассовые поручения от 24.07.2009 N 7394, от 24.07.2009 N 7395, от 21.07.2009 N 7341 на общую сумму 1.910.417,78 рублей.
В связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика налоговым органом принято решение N 2085 от 24.07.2009 о взыскании задолженности по уплате налога (сбора) за счет имущества организации-налогоплательщика (налогового агента) в сумме 1.910.417,78 рублей, на основании которого вынесено постановление N 2085 от 24.07.2009 о взыскании задолженности по уплате налога (сбора), за счет имущества организации-налогоплательщика (плательщика сбора) в сумме 1.910.417,78 рублей.
Не согласившись с решением и постановлением N 2085 от 24.07.2009 налогового органа, предприятие обратилось в суд заявлением о признании их недействительными.
Признавая оспариваемые решение и постановление недействительными, суд исходил из того, что инспекцией не соблюден предусмотренный пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ порядок принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах в банке в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса РФ, а также путем взыскания налогов за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 47 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика с соблюдением положений статьи 47 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ определено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
Как следует из содержания оспариваемых решения и постановления N 2085 от 24.07.2009, взыскание обращено на имущество предприятия в связи с отсутствием информации о счетах налогоплательщика в банках.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что на дату принятия спорного решения налоговый орган располагал сведениями об открытых счетах ГУП "Камчатскбургеотермия" в ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (N 40602810453000000442), в ЗАО "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КАМЧАТПРОФИТБАНК" (N 40602810400100000021), в филиале ОАО "КАМЧАТПРОМБАНК" (N 40602810400000011352).
Поскольку меры, направленные на установление наличия (отсутствия) денежных средств на всех счетах ГУП "Камчатскбургеотермия" в банках, налоговым органом не принимались, а инкассовые поручения от 24.07.2009 N 7394, от 24.07.2009 N 7395, от 21.07.2009 N 7341 выставлены только к одному расчетному счету предприятия (N40602810400100000021), открытому в ЗАО "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КАМЧАТПРОФИТБАНК ", то суд, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о несоблюдении инспекцией положений пункта 7 статьи 46 и статьи 47 Налогового кодекса РФ, которой предусмотрен порядок принятия решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика.
Между тем, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия решения, согласно части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли такое решение.
Доказательств, подтверждающих, что у предприятия отсутствовали денежные средства на всех принадлежащих ему счетах, налоговый орган в суд не представил.
Довод представителя налогового органа о наличии в материалах дела сведений банков об отсутствии средств на счетах налогоплательщика коллегия считает несостоятельным, так как эти сведения свидетельствуют об отсутствии средств на счетах налогоплательщика по состоянию на 13.10.2009 (филиал ОАО "КАМЧАТПРОМБАНК" л.д.40, ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" л.д.33, ЗАО "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КАМЧАТПРОФИТБАНК").
Представитель налогового органа в судебном заседании заявил ходатайство о приобщении к материалам дела справки ЗАО "МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КАМЧАТПРОФИТБАНК" об остатках денежных средств на счете (счетах) организации по состоянию на 21.07.2009, 24.07.2009 года, которое коллегией рассмотрено и отклонено на основании статьи 268 АПК РФ, поскольку данные документы не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и налоговый орган не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Судом установлено, что при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов налоговым органом был нарушен порядок, установленный пунктом 4 статьи 69 НК РФ, поскольку решение о взыскании налога N 7824 вынесено инспекцией 24.07.2009 (л.д. 56), N 7804 - 21.07.2009 (л.д. 65), оспариваемое решение и постановление N 2085 - 24.07.2009, в то время как требования N 38638 от 10.07.2009 года, N 9979 от 14.07.2009 года, исходя из даты их получения предприятием (14.07.2009 и 16.07.2009), могли быть исполнены до 24.07.2009 и 26.07.2009 года соответственно.
Следовательно, оспариваемые решение и постановление вынесены до истечения установленного законом срока добровольного исполнения вышеуказанных требований.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, коллегия считает решение суда законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2009 по делу N А24-4709/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4709/2009
Истец: ГУП "Камчатскбургеотермия"
Ответчик: Ответчики, МИФНС России N 2 по Камчатскому краю (МИФНС России N 3 по Камчатскому краю)
Третье лицо: Третьи лица