Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2010 г. N 07АП-10721/2009
г. Томск |
N 07АП-10721/09 |
05 февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2010 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Кулеш Т. А., Музыкантовой М. Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М. Х.
при участии в заседании:
от заявителя: Тузиков Н. Н. по доверенности от 04.02.2010 года (сроком до 31.12.2010 года)
Петрушина Н. М., протокол от 29.12.2008 года, генеральный директор
от ответчика: Евсеева О. В. по доверенности от 25.01.2010 года (сроком до 31.12.2011 года)
Гонтарь С. А. по доверенности N 13119 от 16.11.2009 года (сроком до 31.12.2010 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 30 октября 2009 года по делу N А27-14646/2009 (судья Драпезо В. Я.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Железобетон", г. Белово
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово
о признании незаконным решения от 15.07.2009 года об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Железобетон" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным решения (действия, бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 15.07.2009 года об отказе в государственной регистрации ликвидации Общества; об обязании Инспекции внести в единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении организации - Общества в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.10.2009 года заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.10.2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, так как имеющимися в материалах дела доказательствами (акт выездной налоговой проверки N 69 от 17.04.2009 года), решение о привлечении Общества к налоговой ответственности N 108 от 25.06.2009 года, справка от 15.07.2009 года подтверждается факт наличия задолженности заявителя перед бюджетом на момент подачи ликвидационного баланса - 03.07.2009 года и на момент подачи заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией - 08.07.2009 года. При этом, в связи с тем, что решение Инспекции N 108 от 25.06.2009 года вступило в законную силу 14.07.2009 года, то ранее указанной даты налоговый орган не мог заявить требования кредитора в установленный гражданским законодательством срока.
Таким образом, налоговый орган правомерно установил наличие у заявителя неуплаченной задолженности, что свидетельствует о нарушении им порядка ликвидации, установленного п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе и дополнениях к ней.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, по изложенным в ней основаниям, дополнив, что решение налогоплательщиком не было оспорено; ликвидация была преднамеренной.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению, так как Инспекцией не соблюден порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ об исключении Общества в связи с его ликвидацией, не учтены требования гражданского законодательства, установленные для добровольной ликвидации юридического лица, что привело к вынесению незаконного решения об отказе в государственной регистрации ликвидации организации. При этом, Общество со своей стороны выполнило все требования законодательства и регистрирующего органа при регистрации в ЕГРЮЛ ликвидации заявителя в добровольном порядке.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.10.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29.12.2008 года учредителями Общества было принято решение о его ликвидации, после чего Общество приступило к ликвидации.
15.01.2009 года Инспекцией по заявлению Общества в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о начале процедуры ликвидации за регистрационным N 2094202002211, Обществу выданы свидетельство о регистрации начала ликвидации Общества серии 42 N 003185361 и свидетельство о формировании ликвидационной комиссии серии 42 N 003185362.
С момента регистрации начала регистрации Общество приступило к выполнению действий, отраженных в контрольном листе, выданном Инспекцией, в том числе, были даны объявления о начале ликвидации Общества в Вестнике государственной регистрации N 4 от 04.02.2009 года.
Полный пакет документов для регистрации ликвидации Общества был представлен в Инспекцию 08.07.2009 года.
Решением Инспекции от 15.07.2009 года в регистрации ликвидации Общества было отказано. В качестве мотива отказа в решении указано, что ликвидационный баланс считается не предоставленным, поскольку содержит недостоверные сведения о задолженности Общества по платежам в бюджет. Недостоверность указанных в ликвидационном балансе сведений была установлена в ходе выездной налоговой проверки, по итогам которой Инспекцией 25.06.2009 года было вынесено решение N 108 о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Не согласившись с указанным решением Инспекции о привлечении к налоговой ответственности, Общество обжаловало данное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, также как и отказ в регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
19.08.2009 года Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения жалобы Общества на решение Инспекции от 15.07.2009 года об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов принято решение N 539 об оставлении жалобы без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговым органом наличия у Общества 15.07.2009 года задолженности по налогам и сборам; не оформления Инспекцией имеющейся у Общества задолженности как требования кредитора в порядке, предусмотренном ст. 63, 63 Гражданского кодекса РФ.
В ст. 23 Закона N 129-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в ст. 21 Закона N 129-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществом в налоговый орган были представлены все необходимые для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица документы, предусмотренные ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации (заявление по форме N Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины).
Порядок ликвидации юридического лица регламентирован ст. 61 - 64 Гражданского кодекса РФ.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Статьей 64 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.
В рассматриваемом случае Обществом соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 Гражданского кодекса РФ, что подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Вместе с тем, налоговым органом в нарушение ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не опровергнут вывод суда первой инстанции о соблюдении Обществом процедуры ликвидации, а также не представлено доказательств того, что им (налоговым органом) приняты меры, направленные на взыскание задолженности заявителя перед бюджетом в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке, а также заявлены требования в установленный двухмесячный срок, указанный в объявлении о ликвидации Общества.
При этом, письмо Инспекции от 15.10.2009 года N 16-10-29/11906, адресованное руководителю ликвидационной комиссии Общества, в котором сообщается о наличии у заявителя задолженности по обязательным платежам в бюджет в сумме 10 471 194,15 руб., и приложенная к указанному письму справка о задолженности налогоплательщика по состоянию расчетов на 13.10.2009 года не является доказательством соблюдения налоговым органом процедуры ликвидации юридического лица, так как данное письмо направлено за рамками срока, установленного Гражданским кодексом РФ для обращения кредиторов к ликвидируемому лицу с требованиями о погашении задолженности.
Иных доказательств сообщения Обществу о наличии у него задолженности по обязательным платежам в бюджет Инспекцией не представлено.
Кроме того, является обоснованным вывод об отсутствии документального подтверждения Инспекцией наличия у Общества задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам к моменту принятия решения об отказе в регистрации при ликвидации юридического лица - 15.07.2009 года.
Так, доказательством наличия у Общества задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды может являться установленная и документально подтвержденная недоимка по налогам, сборам и другим обязательным платежам.
Факт наличия подобной недоимки должен быть зафиксирован в соответствующем решении налогового органа, которое в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. А в случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 Налогового кодекса РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Апелляционная жалоба в соответствии со с. 101.2 и ч. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.
Поскольку решение Инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности было получено Обществом 29.06.2009 года, что подтверждается подписью председателя ликвидационной комиссии на оригинале решения, то датой вступления указанного решения Инспекции о привлечении Общества к налоговой ответственности в законную силу является 14.07.2009 года. Данное обстоятельство признано Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области в решении N 539.
13.06.2009 года Обществом заказным письмом N 65260015058329 направлена апелляционная жалоба, что подтверждается квитанцией об отправке заказной корреспонденции, описью вложения и справкой Беловского почтамта.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Инспекции о том, что к моменту принятия налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией, а именно 15.07.2009 года, у заявителя имелась задолженность, установленная решением Инспекции от 25.06.2009 года N 108 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция отклоняет доводы налогового органа о недостоверности ликвидационного баланса ввиду наличия у Общества непогашенной задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Крое того, апелляционным судом не принята в качестве дополнительного доказательства справка кузбасского филиала ОАО "МДМ Банк" от 30.11.2009 года в соответствии с положениями ст. 268 АПК РФ, так как налоговый орган не обосновал не возможность представления указанной справки в арбитражный суд по уважительным и не зависящим от него причинам.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30 октября 2009 года по делу N А27-14646/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И. Жданова |
Судьи |
Т.А. Кулеш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: N А27-14646/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Железобетон", г. Белово
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, г. Белово
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11630/10
16.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11630/10
22.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-14646/2009
05.02.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10721/09