г. Хабаровск |
|
18 марта 2010 г. |
N 06АП-380/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов": представитель не явился
от Отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному Федеральному округу: представитель не явился
рассмотрев апелляционную жалобу Отдела по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Магаданской области 21.12.2009
по делу N А37-3045/2009, принятое судьей Степановой Е.С.
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов"
к Отделу по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2009 N 13/151/11-440
Открытое акционерное общество "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" (далее - ОАО "МПДПМ", предприятие, общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ, к Отделу по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному Федеральному округу (далее - отдел по надзору, административный орган, уполномоченный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2009 N 13/151/11-440 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
В обоснование требований заявитель указал, что в его действиях отсутствует как событие, так и состав вмененного административного правонарушения, поскольку из Федерального Закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ не следует, что разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производится до осуществления какой-либо деятельности, а также отсутствует предписания о сроке, в течение которого хозяйствующему субъекту надлежит разработать соответствующий проект. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию, в 2009 году заявитель осуществил мероприятия, направленные на разработку проекта лимитов на размещение отходов производства и потребления и данный документ находится на согласовании, что, по его мнению, свидетельствует о малозначительности правонарушения. Также общество указало, что предприятие по добыче и переработке морепродуктов с 2008 года отвечает условиям, необходимым для отнесения его к субъектам малого предпринимательства, и, поскольку на день составления протокола об административном правонарушении, норма, предусматривающая обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение субъектам малого предпринимательства, отменена, то его нельзя привлечь к ответственности по статье 8.22 КоАП РФ..
Решением суда от 21.12.2009 заявленное требование удовлетворено. При этом суд пришел к выводу о нарушении требований законодательства в области охраны окружающей среды, выразившемся в осуществлении деятельности в 2008 году при отсутствии лимитов на размещение отходов производства и потребления, установленных уполномоченным органом и подтвержденных представленными в материалы административного дела доказательствами, а также наличии вины заявителя. Вместе с тем, признав предприятие субъектом малого предпринимательства, удовлетворил заявленное требование ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов".
Не согласившись с судебным актом, административный орган заявил апелляционную жалобу, а которой просил его отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленной жалобы и об отмене оспариваемого решения по нижеследующему.
Как видно из материалов дела, основными видами деятельности Открытого акционерного общества "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" является рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях, добыча, переработка и реализация рыбы, морепродуктов и морского зверя, перевозки морским транспортом грузов и пассажиров, переоборудование, реконструкция флота, судоремонт и т.п.
28.10.2009 уполномоченным органом проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в деятельности общества, в ходе которой установлено, что последнее осуществляло производственную деятельность в 2008 году без лимитов на размещение отходов производства и потребления.
22.10.2009 составлен протокол N 13/151/25-440 об администра-тивном правонарушении, которым зафиксировано наличие в действиях предприятия признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмот-рена статьей 8.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонаруше-нии вынесено постанов-ление N 13/151/11-40 от 28.10.2009 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.
Не согласившись с данным ненормативным актом, ОАО "МПДПМ" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 данного Закона определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Несоблюдение хозяйствующими субъектами установленных названными федеральными законами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Как установлено судом, в нарушение упомянутых норм обществом не были разработаны и представлены на утверждение уполномоченному органу проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Это подтверждается актом проверки от 28.10.2009, протоколом от 22.10.2009 и не отрицается заявителем.
Следовательно, вывод первой инстанции о нарушении ОАО "МПДПМ" требований законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в осуществлении деятельности в 2008 году при отсутствии соответствующих лимитов, является правильным.
Также судебная инстанция обоснованно указала на наличие вины общества во вмененной правонарушении.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела установлено, что ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" не предприняло необходимые меры по своевременной разработке и утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и соответственно, соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В то время, как согласно представленным предприятием документам, ОАО "МПДПМ" начало хозяйственную деятельность с 2007 года, следовательно, у него имелась возможность получить лимиты на размещение отходов производства и потребления. Тем не менее, соответствующие документы для получения лимитов заявитель начал оформлять непосредственно перед началом проверки, что подтверждается представленной в материалы дела копией договора на оказание консультационных услуг по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заключенного с Магаданским филиалом ФГУ "Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" от 14.09.2009.
Вместе с тем, признав предприятие субъектом малого предпринимательства, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям.
Статьей 4 названного Закона установлены соответствующие критерии: для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий и до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оценив представленные предприятием документы в подтверждение отнесения ОАО "МПППМ" к субъектам малого предпринимательства, а именно сведения о среднесписочной численности работников за 2008 год, налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2008 год, справки-расчёта б/н от 10.12.2009 об отнесении его к субъектам малого предпринимательства, решения акционера ООО "Восток-Инвест" от 01.12.2009 суд пришел к выводу, что с 30.06.2009 у общества в силу его статуса отсутствует обязанность разрабатывать и утверждать нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, на момент проведения проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, составления протокола от 22.10.2009 и вынесения оспариваемого постановления от 28.10.2009, а также на момент рассмотрения настоящего спора, публичная обязанность, нарушение которой вменяется ОАО "МПДПМ" по результатам проведенной проверки, отсутствовала.
Вместе с тем, первой инстанцией не принят во внимание критерий, наличие которого необходимо для признания предприятия субъектом малого предпринимательства: непревышение в его уставном капитале доли, принадлежащей субъекту Российской Федерации или одному (нескольким) юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, двадцати пяти процентов.
Из устава ОАО "МПДПМ" (л.д.21-42 т.1) и выписки из ЕГРЮЛ от 30.10.2009 N 2208 (л.д.11-20 т.1) видно, что его учредителем является Магаданская область в лице Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области со 100 % акций. Следовательно, на момент проверки и привлечения предприятия к административной ответственности отсутствовало условие, предусмотренное законодательством, а без совокупности всех условий для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства общество не может быть признано таковым. В связи с чем, вывод суда в данной части является не обоснованным и неправомерным.
Кроме того, незаконной является ссылка суда первой инстанции на преюдициальное значение для настоящего дела решения Арбитражного суд Магаданской области по делу N А37-1769/2009 по заявлению ЗАО "Дальрыбфлот" к Отделу по надзору на море по Магаданской области Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу о признании недействительным постановления N 13/69/07-441 от 28.07.2009 по делу об административном правонарушении, поскольку не соответствует положениям статьи 69 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к тому, что действия ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 8.2 КоАП РФ, и у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания незаконным оспариваемого постановления административного органа N 13/151/11-440 от 28.10.2009.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения нарушителя от административной ответственности.
Процедура и порядок привлечения к ответственности административным органом не нарушены.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда от 21.12.2009 подлежит отмене, а заявленные требования отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 21.12.2009 по делу N А37-3045/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов" о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2009 N 13/151/11-440 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-3045/2009
Истец: ОАО "Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов"
Ответчик: Ответчики, Отдел по надзору на море по Магаданской области Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО
Третье лицо: Третьи лица