г. Владивосток |
|
10 февраля 2010 г. |
Дело N А51-18057/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 февраля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: З.Д. Бац, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Воробьева Ю.А. по доверенности от 11.01.2010 со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010, паспорт;
от ОАО "Аралия": адвокат Пудовкин Д.В. по доверенности от 22.07.2009 со специальными полномочиями сроком на 3 года, удостоверение 1643 от 07.05.2009;
от Управления лесным хозяйством Приморского края: Пивкин Н.Ю. по доверенности от 05.10.2009 N 48 со специальным полномочиями сроком на 1 год, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-268/2010
на решение от 11 декабря 2009 года судьи Е.И. Голуб
по делу N А51-18057/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ОАО "Аралия"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края
об оспаривании ненормативного акта
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Аралия" (далее - Заявитель, Общество, ОАО "Аралия") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - регистрационный орган, Управление) от 02.07.2009 N 04/007/2009-171 об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения от 29.04.2009 о внесении изменений и дополнений в договор аренды лесного участка от 19.09.2008 N 82/29.
Определением суда от 09.10.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.12.2009 заявленное Обществом требование удовлетворено. Судебный акт мотивирован тем, что документы, представленные Обществом в регистрационный орган, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
По мнению Управления, изменение в дополнительном соглашении арендной платы за спорный лесной участок осуществлено неправомерно, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. При этом Управление обращает внимание суда на форму примерного договора аренды лесного участка, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", которой предусмотрена возможность внесения изменений в договор аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона по соглашению сторон только в исключительном случае, а именно - при изменении состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Кроме того, регистрационный орган считает необоснованной ссылку арбитражного суда первой инстанции на письмо N 49-02-08/1428 от 01.06.2009 Управления лесным хозяйством Приморского края.
В судебном заседании и в отзыве представитель регистрационного органа поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, а представитель Общества, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просил оставить его в силе.
Представитель Управления лесным хозяйством Приморского края возразил на доводы жалобы, просил оставить судебный акт без изменения.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
В соответствии с протоколом N 6 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды, открытое акционерное общество "Аралия" является победителем и выиграло на аукционе, проходившем в г. Владивостоке 16.09.2008, право на заключение договора аренды лесного участка, расположенного на территории Приморского края, Спасского района, Спасского лесничества в кварталах NN 14-20, 23, 30-36, 45-46, 48-51 Свиягинского участкового лесничества, кварталы NN 14-15, 17-22, 24-31 Бельцовского участкового лесничества: вид использования лесов - заготовка древесины; ежегодный объем ликвидной древесины - 4 900 кбм. общей площадью - 31105, 0 га; номер учетной записи в государственном лесном реестре - 6/1102024-2008-07; участок расположен в эксплуатационных лесах.
19.09.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ОАО "Аралия" (арендатор) заключен договор N 82/29 аренды лесного участка для заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 1 указанного договора арендодатель в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса РФ, на основании протокола N 6 от 19.09.2008 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды обязуется предоставить лесной участок.
Из пункта 5 договора следует, что арендная плата на момент заключения договора составляет 910 140 руб., в том числе плата за использование лесов в части минимального размера арендной платы составляет 722 330 руб.
Пунктом 20 договора установлен срок его действия, составляющий 25 лет с момента государственной регистрации договора.
Согласно пункту 16 договора, внесение изменений в него допускаются по соглашению сторон.
Договор аренды N 82/29 от 19.09.2008 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается имеющейся на договоре регистрационной надписью Спасским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю от 21.11.2008, номер регистрации 25-25-04/23/2008-111.
В соответствии с актом приема-передачи лесного участка в аренду от 19.09.2008, являющимся приложением N 6 к договору, арендуемый участок лесного фонда передан в пользование ОАО "Аралия".
23.04.2009 приказом N 409 Управления лесным хозяйством Приморского края утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проектов освоения лесов на проект освоения лесов по лесному участку Свиягинского и Бельцовского участковых лесничеств Спасского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ОАО "Аралия".
29.04.2009 между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ОАО "Аралия" подписано дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений к договору N 82/29 аренды лесного участка от 19.09.2008.
В соответствии с пунктом 1.1 дополнительного соглашения в пункте 5 абзац первый договора изложен в следующей редакции: арендная плата по настоящему договору составляет 1 335 780 рублей, в том числе плата за пользование лесов в части минимального размере арендной платы составляет 1 060 140 рублей.
Пунктом 2 дополнительного соглашения предусмотрено, что данное соглашение вступает в силу со дня его регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.
05.05.2009 ОАО "Аралия" обратилось в Спасский отдел Управления Федеральной регистрационной службы с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения о внесении изменений и дополнений к договору N 82/29 аренды лесного участка от 19.09.2008.
Уведомлением N 04/007/2009-171 от 20.05.2009 государственная регистрация дополнительного соглашения приостановлена на 1 месяц.
Основанием для приостановления регистрации послужило то обстоятельство, что соглашением изменены среднегодовые объемы использования (ежегодный объем заготовки ликвидной древесины), что, по мнению Управления не соответствует пункту 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ.
02.07.2009 письмом N 04/007/2009-171 Спасский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю сообщило об отказе в государственной регистрации дополнительного соглашения о внесении изменений и дополнений к договору N 82/29 аренды лесного участка от 19.09.2008 по причине несоответствия по форме и содержанию документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям законодательства.
ОАО "Аралия", не согласившись с данным отказом, посчитав, что он не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии со статьей 13 Закона N 122-ФЗ регистрационный орган проводит правовую экспертизу документов и законности сделки.
Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Одним из оснований отказа в силу статьи 20 Закона N 122-ФЗ является несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства.
Отказывая в регистрации, Управление пришло к ошибочному выводу о том, что представленные Обществом на регистрацию документы не соответствуют требованиям законодательства. При этом ссылка регистрационного органа на пункт 2 части статьи 74 Лесного кодекса РФ несостоятельна, так как основана на неверном толковании нормы материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Лесного кодекса РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Из содержания данной нормы следует, что запрещается изменять (по соглашению сторон или по требованию одной из сторон) условия аукциона при заключении договора аренды лесного участка по результатам аукциона. В свою очередь, указанная норма права не содержит запрет на изменение условий договора в соответствии с общими правилами, закрепленными в Гражданском кодексе РФ.
Частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В рассматриваемом случае ОАО "Аралия" и Управление лесным хозяйством по Приморскому краю дополнительным соглашением от 29.04.2009 внесли изменения в положения договора N 82/29 аренды лесного участка от 19.09.2008, при этом условия проведенного аукциона остались неизменны.
Довод апелляционной жалобы, сводящийся к необоснованной ссылке арбитражного суда первой инстанции на письмо N 49-02-08/1428 от 01.06.2009 Управления лесным хозяйством Приморского края, коллегия признает несостоятельным, так как в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, содержащиеся в названном письме выводы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, из содержания письма следует, что изменения, вносимые в договор аренды ОАО "Аралия", возникли в результате лесоустройства арендуемого участка и разработки проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу. Участок, выставленный на аукцион, формировался на основании лесоустройства 2000 года. Лесоустройство 2008 года, проведенное по заказу арендатора (так как проведение лесоустройства на арендуемых лесных участках - это обязанность арендатора в соответствии с Правилами проведения лесоустройства, утв. постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 N 377), уточнило характеристики лесного участка. Соответственно невключение уточненных характеристик в договор аренды будет являться неправомерным.
Управлением лесным хозяйством Приморского края также указано, что к условиям проведения аукциона относятся те позиции, которые остаются неизменными в последующие годы - это срок аренды, границы лесного участка (т.е. указание кварталов, лесничеств), вид использования лесов. Те же характеристики, которые могут меняться либо уточняться с течением времени либо в виду обстоятельств непреодолимой силы, не могут считаться условиями аукциона.
Апелляционная коллегия отклоняет ссылку регистрирующего органа на форму примерного договора аренды лесного участка, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 421 и статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Типовая форма договора аренды лесного участка не является правовым актом либо императивной нормой, не установлена законом, поэтому не носит обязательный характер по смыслу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, а лишь определяет примерные условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 427 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела и перечисленные нормы права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ регистрационного органа в регистрации дополнительного соглашения от 29.04.2009 о внесении изменений и дополнений к договору N 82/29 аренды лесного участка от 19.09.2008 не соответствует действующему законодательству Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ОАО "Аралия" в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11 декабря 2009 года по делу N А51-18057/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18057/2009
Истец: ОАО "Аралия"
Ответчик: Ответчики, Управление Федеральной регистрационной службы по ПК
Третье лицо: Третьи лица, Управление лесным хозяйством ПК
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7563/12
13.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2020/12
21.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9773/11
02.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2248/11
24.02.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7953/2010
01.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3230/2010
10.02.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-268/2010