г. Владивосток |
|
10 марта 2010 г. |
Дело N А51-20227/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Г.А. Симоновой, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: О.А. Оноприенко
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края: Гусаренко О.Н. по доверенности от 05.03.2010 со специальными полномочиями сроком на 1 год, удостоверение N 65 от 30.07.2008,
от Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-550/2010,
на определение об оставлении без рассмотрения от 21 декабря 2009 года
судьи Гарбуз В.Ю.
по делу N А51-20227/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края
к Учреждению культуры "Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк"
о взыскании пеней в сумме 161.404,78 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края (далее - Заявитель, Орган ПФ РФ, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк" (далее - Страхователь, Учреждение) пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 144.000,05 рублей, а также пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии, в сумме 17.404,73 рублей.
Определением от 21 декабря 2009 года суд оставил заявление Органа ПФ РФ без рассмотрения, указав, что последним не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Не согласившись с данным определением, Орган ПФ РФ обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Заявитель указал, что анализ норм п.3 ст. 46, п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что процедура взыскания с налогоплательщика сумм налогов и пеней в судебном порядке не зависит от того, что в отношении него принято решение о ликвидации.
На указанном основании Заявитель просит отменить определение суда первой инстанции от 21 декабря 2009 года об оставлении заявления без рассмотрения и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Заявителя поддержал в судебном заседании.
От Учреждения в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Страхователь не согласен, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Страхователь своего представителя в судебное заседание не направил. Принимая во внимание неявку стороны, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в ее отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В связи с наличием у Учреждения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003-2008 годы в сумме 1.322.874 руб. Органом ПФ РФ были начислены пени в сумме 144.000,05 руб. - на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть пенсии, 17.404 руб. - на недоимку по страховым взносам, направляемым на накопительную часть пенсии.
Орган ПФ РФ выставил Страхователю требование N 298 по состоянию на 15 июня 2009 года, которым предложил Учреждению уплатить в добровольном порядке пени в вышеуказанных суммах.
В связи с тем, что Страхователь не исполнил данное требование, Орган ПФ РФ обратился с заявлением о взыскании с него пеней в суммах, указанных в требовании N 298, в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает, что определение арбитражного суда первой инстанции об оставлении заявления Органа ПФ РФ без рассмотрения, подлежит отмене в силу следующего.
Как следует из обжалуемого определения, суд первой инстанции, прекращая производство по делу, исходил из факта нахождения Страхователя в стадии ликвидации. Согласно обжалуемому определению, Орган ПФ РФ не представил доказательств соблюдения порядка взыскания пеней, установленного ст. 64 Гражданского кодекса РФ, и доказательств соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Статьей 62 Гражданского кодекса РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с данным Кодексом, другими законами.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ, выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (пункт 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в определенной данным пунктом очередности. При этом, расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производятся в третью очередь.
Как следует из материалов дела, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 453, на основании которого издан Приказ от 03.11.2006 N 622, Учреждения культуры "Уссурийский государственный комплекс - цирк-зооцирк" находится в стадии ликвидации.
Сведения о ликвидации Учреждения и назначении ликвидатора включены налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц, о чём выдано свидетельство серии 25 N 002747026 "О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица" и свидетельство "О внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора" серии 25 N 002756319.
24 ноября 2009 N 815 был утверждён промежуточный ликвидационный баланс.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
Согласно п. 3 указанной статьи Налогового кодекса РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом положения ст. 49 Налогового кодекса РФ, по мнению коллегии, не исключают права Органа ПФ РФ, предусмотренного п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ на обращение в суд с соответствующим исковым заявлением к ликвидируемому налогоплательщику. Данное право органа ПФ РФ не связано с наличием либо отсутствием процедуры ликвидации налогоплательщика.
Ни нормы Налогового кодекса РФ, ни положения Федерального закона N 167-ФЗ, Гражданского кодекса РФ не содержат положений об освобождении организации, находящейся в стадии добровольной ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
По мнению коллеги, для целей налогообложения начало и исполнение процедуры ликвидации налогоплательщика не могут рассматриваться как обстоятельства, имеющие те же правовые последствия, что и завершение его ликвидации. По смыслу статей 46 и 49 НК РФ реализация Органом ПФ РФ права на судебное взыскание обязательных платежей с ликвидируемых налогоплательщиков может рассматриваться как допустимое, а иногда как единственно возможное средство исполнения налоговых обязанностей.
При этом, в силу п. 2 ст. 216 АПК РФ, ст. 45, ст. 69, ст. 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ досудебный порядок урегулирования спора о взыскании страховых взносов (пеней) на обязательное пенсионное страхование заключается в направлении должнику требования с предложением уплатить взыскиваемую сумму в добровольном порядке.
Как следует из материалов дела, Органом ПФ РФ в адрес Страхователя было направлено требование N 298 по состоянию на 15 июня 2009 года об уплате в добровольном порядке пеней в сумме 144.000,05 руб. - начисленных на недоимку по страховым взносам, направляемым на страховую часть пенсии, пеней в сумме 17.404 руб. - начисленных на недоимку по страховым взносам, направляемым на накопительную часть пенсии.
Таким образом, Орган ПФ РФ не обязан был перед обращением в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пеней в рассматриваемых суммах обращаться к Учреждению с заявлением о включении требований о взыскании пеней в суммах 144.000,05 руб. и 17.404 руб. в промежуточный ликвидационный баланс. При этом досудебный порядок урегулирования спора Органом ПФ РФ был соблюден.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 21 декабря 2009 года по делу N А51-20227/2009 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20227/2009
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Уссурийску городскому округу и Уссурийскому району ПК
Ответчик: Ответчики, Учреждение культуры "Уссурийский государственный комплекс-цирк-зооцирк"
Третье лицо: Третьи лица