г. Владивосток |
|
31 марта 2010 г. |
Дело N А51-22638/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: судьи Л.Ю. Ротко
судей: С.В. Шевченко, К.П. Засорина
при ведении протокола секретарем судебного заседания: К.А. Сухецкой
при участии:
от УФК по Приморскому краю: Прокопенкова О.В. (доверенность N 20-11-29/19 от 27.01.2010, удостоверение 25 N 00374);
от истца, Департамента финансов Приморского края, администрации Спасского городского округа - представители не явились (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-1452/2010
на решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2010
по делу N А51-22638/2009 судьи Н.А. Полукарова
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Администрация городского округа Спасск-Дальний, Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края
о взыскании 707 798 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края о взыскании 707 798 руб. 50 коп. расходов, связанных с предоставлением 50% скидки по перевозке граждан льготной категории в автобусах городского и пригородного сообщения в 2007 году, в том числе: 416 353 руб. 50 коп. (расходы по перевозке пассажиров, включенных в федеральный регистр) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, 291 445 руб. (расходы по перевозке пассажиров, включенных в краевой регистр) с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края.
Решением суда от 15.02.2010 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 416 353 руб. 50 коп. долга, с казны субъекта Российской Федерации Приморского края в лице администрации Приморского края в пользу истца взыскано 291 445 руб. долга. В иске к городскому округу Спасск-Дальний отказано.
Не согласившись с состоявшимся по делу решением суда, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило указанный судебный акт отменить, в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания".
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции, Минфин РФ не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом, поэтому не может нести ответственность за неисполнение договорных обязательств; полагает, что ответственность должен нести субъект Российской Федерации, которому перечислены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Кроме того, истцом не доказан факт провоза льготных категорий граждан и не представлены первичные документы о представленных льготах.
В отзывах на апелляционную жалобу Администрация городского округа Спасск-Дальний, Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края и общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" по доводам Минфина РФ возразили, указали на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Истец, Администрация городского округа Спасск-Дальний, Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы явку своих представителей для участия в судебное заседание не обеспечили, что согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, заслушав и обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Спасская Транспортная Компания" является перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, о чем выдана лицензия серии N АСС-25-204160 от 08.07.2004.
Согласно Постановлению администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" на истца возложена обязанность по перевозке части пассажиров пассажирским транспортом по льготным ценам. Льгота по проезду на транспорте общего пользования городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов края (кроме железнодорожного транспорта), составляет не менее 50 % от действующего тарифа для граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты.
Этим же Постановлением утвержден Порядок предоставления средств муниципальным образованиям и транспортным организациям края на обеспечение равной доступности транспортных услуг, который действовал в спорный период и утратил силу на основании постановления Администрации Приморского края от 16.05.2008 N 109-па.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, муниципальные образования края, заключая договоры с транспортными организациями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории муниципального образования (кроме такси), устанавливают порядок возмещения расходов организаций, связанных с перевозкой граждан, включенных в федеральный и краевой регистр и средства, полученные из краевого бюджета, распределяются между транспортными организациями пропорционально пассажиропотоку.
Во исполнение постановления Администрации Приморского "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" (перевозчик) и Администрация Спасского городского округа (заказчик) заключили договоры о транспортном обслуживании по городским маршрутам отдельных категорий граждан на территории городского округа Спасск-Дальний от 01.01.2007, 16.04.2007,01.07.2007,01.10.2007.
Предметом указанных договоров является предоставление перевозчиком скидки в размере 50% от действующего тарифа на перевозку льготных пассажиров и возмещение администрацией Спасского городского округа недополученных доходов Перевозчику в пределах финансовых средств, выделенных на эти цели и поступивших на счета администрации из краевого бюджета.
Истец, во исполнение указанных договоров в 2007 году предоставлял 50% скидку по оплате за проезд гражданам, включенным в федеральный регистр на сумму 720 836 руб.; гражданам, включенным в краевой регистр на сумму 555 452 руб. (Итого на сумму 1 276 288 руб.). В 2007 году администрацией Спасского городского округа перечислено на счет истца 568 489 руб. 50 коп., что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями и не оспаривается сторонами. Указанные средства получены администрацией Спасского городского округа из краевого бюджета и представляют собой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, общая сумма расходов, не возмещенных истцу в связи с предоставлением льгот на перевозку пассажиров в 2007 году составила 707 798 руб. 50 коп., в том числе: 416 353 руб. 50 коп. по федеральному регистру, 291 445 руб. по краевому регистру.
С целью возмещения указанных затрат, общество с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
Статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 названного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
Статьей 47 Федерального Закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению N 21 к Закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2007 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Согласно приложению N 21 к Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2007 год" Приморскому краю на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрены субвенции в размере 41 194,8 тыс. руб. Факт использования Приморским краем субвенций в полном объеме подтвержден Законом Приморского края от 14.07.2008 N 285-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год".
Следовательно, объем переданных в виде субвенций из федерального бюджета в краевой бюджет средств не покрыл расходы общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере, обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Таким образом, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации требования общества с ограниченной ответственностью "Спасская Транспортная Компания" о взыскании 416 353 руб. 50 коп. расходов на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, обоснованно удовлетворены за счет казны Российской Федерации.
Требования о взыскании 291 445 руб. расходов, возникших у истца в связи с перевозкой граждан, включенных в краевой регистр, обоснованно удовлетворены за счет казны Приморского края.
Так, статьей 25 (1) Закона Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" на 2007 год были предусмотрены средства в сумме 101194,8 тыс. руб., на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и краевой регистры лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе в составе расходов краевого бюджета в сумме 58 477,92 тыс.руб., 42 716,88 тыс. руб. в виде субвенций муниципальным образованиям Приморского края (1065,30 тыс.руб. Спасскому городскому округу).
Однако, доказательств фактического расходования средств краевого бюджета в сумме 58 477,92 тыс.руб. на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан Департаментом финансов Приморского края не представлено.
Следовательно, требования истца о взыскании 291445 руб. расходов на перевозку граждан, включенных в краевой регистр, обоснованно удовлетворены за счет казны Приморского края.
Суд апелляционной инстанции отклоняет как противоречащий материалам дела довод МинФина РФ о том, что истцом в обоснование факта взыскиваемых убытков не представлены первичные платежные документы. В материалах дела имеются билетно-учетные листы по перевозке пассажиров, отчеты, отражающие стоимость проезда и количество пассажиров.
При изложенных обстоятельствах обжалуемый судебный акт признается законным и обоснованным, основания для его отмены, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлены.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2010 по делу N А51-22638/2009оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Ю. Ротко |
Судьи |
С.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22638/2009
Истец: ООО "Спасская Транспортная Компания"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10250/10
19.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10250/10
27.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3516/2010
31.03.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1452/2010