г. Владивосток |
|
05 марта 2010 г. |
Дело N А59-6691/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2010 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алферовой
судей: Г.А. Симоновой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Оноприенко
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-854/2010
на решение от 22.01.2010г. судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-6691/2009 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению ООО "Андромеда"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области от 12.11.2009г. по делу об административном правонарушении N 64-09/369
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Андромеда" (далее по тексту - ООО "Андромеда", общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора в Сахалинской области) о назначении административного наказания от 12.11.2009г. N 64-09/369.
Решением суда от 22.01.2010 Арбитражный суд Сахалинской области удовлетворил требования общества, постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение, в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы последовательно указывает на несостоятельность выводов суда первой инстанции о нарушении адменистративным органом процессуальных гарантий заявителя с указанием на обстоятельства извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, различные способы извещения и доказанность соблюдения административной процедуры.
От ООО "Андромеда" в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором указано, что общество с доводами жалобы не согласно в полном объеме, считает, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства дела и правильно применены нормы как материального, так и процессуального права, в связи с чем, просит оставить апелляционную жалобу общества без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Сторон, извещенные надлежаще о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Принимая во внимание неявку сторон, суд на основании п.3 ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, Сахалинской таможней в целях контроля исполнения установленной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязанности по обеспечению получения от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товара в контрактные сроки, проведена документальная проверка ООО "Андромеда", в ходе которой установлено несоблюдение обществом установленного порядка представления отчетности по валютным операциям - ненаправление в уполномоченный банк сведений о произведенном вывозе товара.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 20.10.2009 N 10707000/201009/0000159, составлен протокол N 10707000-523/2009 по делу об административном правонарушении, согласно которому действия ООО "Андромеда" квалифицированы по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ - несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а именно - непредставление в уполномоченный банк сведений о произведенном вывозе товара по ГТД N10707080/301008/0000621 в установленный срок - до 14.1 1.2008.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением финансово-бюджетного надзора 12.11.2009 вынесено постановление N 64-09/369 о привлечении общества к административной ответственности по указанной норме Кодекса в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 руб.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Сахалинской области с названным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении предполагают личное участие законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола, для чего он должен быть предварительно извещен. Что соответствует и пункту 2 статьи 25.1 КоАП РФ, согласно которому дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с положениями пунктов 5, 6 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, который подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Надлежащее извещение привлекаемого к ответственности лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении входит в обязанности органов, уполномоченных рассматривать дело.
В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к ответственности, о факте, месте и времени рассмотрения дела, оно может быть рассмотрено в отсутствие этого лица, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных юридическому лицу КоАП РФ гарантий защиты и не является препятствием для рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пунктах 24 и 24.1 указанного постановления разъясняется, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Следовательно, направление уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телефонограммой не противоречит нормам Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Однако, при решении вопроса о возможности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, административный орган должен располагать неоспоримыми и безусловными доказательствами получения указанного уведомления субъектом административного правонарушения для обеспечения соблюдения положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении и представляющей ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Управление представило в материалы дела отчеты по детализации междугородних, международных и внутренних телефонных разговоров административного органа, подтверждающие по мнению заявителя, извещение юридического лица. Суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные Управлением в материалы дела доказательства, сделал вывод о недоказанности факта надлежащего извещения общества, поскольку в представленных документах отсутствуют сведенья о получении именно ООО "Андромеда" или его законного представителя информации о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. На основании вышеизложенного коллегия апелляционного суда отклоняет доводы заявителя в указанной части.
Извещение руководителя ООО "Андромеда" по номеру 9241961637 менее чем за сутки до административного разбирательства, учитывая при этом отдаленность нахождения общества (п.г.т. Южно-Курильск), апелляционный суд не принимает в качестве доказательств надлежащего извещения, поскольку Управлении фактически ограничило привлекаемое к ответственности лицо в реализации своих прав квалифицированно возражать по существу вмененного административного правонарушения, давать объяснения, представлять доказательства, воспользоваться помощью защитника.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что они не могут свидетельствовать о надлежащем уведомлении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, из указанных документов видно, что факт получения извещения Обществом не подтвержден.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о существенном нарушении административным органом процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Поскольку постановление от 12.11.2009 по делу об административном правонарушении составлено с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно не может быть принято во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
В апелляционной жалобе управление привело доводы, аналогичные доводам, изложенным в суде первой. Эти доводы являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
Учитывая изложенное, коллегия считает вынесенное решение законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 22 января 2010 года Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-6691/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алферова |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6691/2009
Истец: ООО "Андромеда"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8470/10
21.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8470/10
12.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3045/2010
05.03.2010 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-854/2010