г. Чита |
Дело N А78-7562/2009 |
"4" февраля 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 3 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 февраля 2010 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменёва, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ульзутуевой А. А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Забайкальского края
на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года
по делу N А78-7562/2009
по заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края
к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края"
о признании недействительными пункта 2 предписания N 1713 от 02.09.2009 г.
(суд первой инстанции судья Горкин Д. С.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Казанцева Л. И. - старший прокурор отдела, удостоверение N 098613 от 24.09.2009 г.;
от заинтересованного лица: Трифонов В. А. - представитель по доверенности от 20.01.2010 г.;
от третьего лица - МУЗ "Городская поликлиника N 7": Морицан А. И. - представитель по доверенности от 09.11.2009 г.
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Забайкальского края (далее заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края" (далее Учреждение, ГУ ТФОМС) о признании недействительным пункта 2 предписания N 1713 от 02.09.2009 г.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2009 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции со ссылкой на пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", пришел к выводу, что ГУ ТФОМС вправе требовать от медицинского учреждения, допустившего нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования, восстановить указанные средства путем их перечисления на счет ОМС.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, поскольку ТФОМС не является органом государственного финансового контроля, в силу чего ему предоставлено право лишь на осуществление ведомственного контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования согласно заключенным договорам.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица выразил согласие с решением суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица в представленном отзыве, поддержал доводы прокуратуры, изложенные в апелляционной жалобе.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами ГУ ТФОМС в ходе проверки МУЗ "Городская поликлиника N 7" установило использование указанным лицом средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 322617 руб.
По результатам проверки ГУ ТФОМС было вынесено предписание N 1713 от 02.09.2009 г., пунктом 2 которого МУЗ "Городская поликлиника N 7" предписано, в срок до 21.09.2009 г. средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 322617 руб., восстановить путем перечисления на счет ОМС.
МУЗ "Городская поликлиника N 7" исполнила указанное предписание, что подтверждается представленными в материалы дела платежным поручением N 891 от 15.09.2009 г. на сумму 319790 руб. и квитанцией N 60 на сумму 2827 руб.
Первый заместитель прокурора Забайкальского края, считая пункт 2 предписания противоречащим действующему законодательству, обжаловал его в судебном порядке, в защиту общественных и государственных интересов. При этом заявитель ссылается на то, что ГУ ТФОМС не является органом государственного финансового контроля.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Таким образом, указанными нормами права установлены полномочия ГУ ТФОМС на осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и вынесения соответствующего предписания.
Согласно пункту 4 Указаний по обеспечению рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 09.12.1999 N 105, страховые медицинские организации используют средства, полученные от территориального фонда согласно договору о финансировании обязательного медицинского страхования, в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению территориальными фондами обязательного медицинского страхования нормативов финансовых резервов и расходов на ведение дела для страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными приказом Фонда от 17 марта 1999 года N 20.
Использование средств обязательного медицинского страхования на цели, не предусмотренные условиями договора о финансировании обязательного медицинского страхования, формирование резервов с нарушением условий указанного договора являются нерациональными (нецелевыми) расходами для страховой медицинской организации.
Проведенной ГУ ТФОМС проверкой установлено, использование МУЗ "Городская поликлиника N 7" средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению в сумме 322617 руб.
Пунктами 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя также контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Пунктом 2 этого же Указа установлено, что государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Поскольку уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 857, и Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 г. N 4543-1 ГУ ТФОМС предоставлено право на осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и вынесения соответствующего предписания, следовательно, в соответствии с 1, 4, 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" ГУ ТФОМС является органом, осуществляющим контроль за поступлением и расходованием средств федеральных внебюджетных фондов, в связи с чем, в данном случае ему предоставлено право, как органу государственного финансового контроля, выносить предписания по возмещению средств, израсходованные не по целевому назначению.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы, что ГУ ТФОМС не являясь органом государственного финансового контроля, вправе лишь осуществлять ведомственный контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования согласно заключенным договорам и не имеет право выносить предписания о восстановлении использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, путем их перечисления на счет ОМС.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа N А74-5425/04-К2-Ф02-2258/05-С1 от 25.05.2005 г. и N А74-2670/04-К2-Ф02-895/05-С1 от 15.03.2005 г.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года по делу N А78-7562/2009, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 ноября 2009 года по делу N А78-7562/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7562/2009
Истец: Первый заместитель прокурора Забайкальского края
Ответчик: Ответчики, ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края
Третье лицо: Третьи лица, МУЗ "Городская поликлиника N7 ", Прокуратура Иркутской области