город Омск |
|
21 сентября 2010 г. |
Дело N А46-1325/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5412/2010)
государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2010
по делу N А46-1325/2010 (судья Солодкевич И.М.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АССА"
к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
при участии третьего лица: Васениной Елены Николаевны,
о признании решения от 07.04.2010 N 21с/с недействительным и возложении обязанности возместить 128 737 руб. 80 коп. расходов по обязательному социальному страхованию в счет выплаченного пособия по беременности и родам,
при участии в судебном заседании представителей:
от государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Загорулько С.И. по доверенности N 56 от 25.12.2009 сроком действия до 31.12.2010 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Федосеева О.П. по доверенности N 53 от 25.12.2009 сроком действия до 31.12.2010 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
от общества с ограниченной ответственностью "АССА" - Васенин С.Н. по доверенности от 01.03.2009 сроком действия на 3 года (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Васениной Елены Николаевны - не явился, извещена;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АССА" (далее - ООО "АССА", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ГУ - ОРО ФСС РФ, отделение ФСС), в котором просило признать решение от 07.04.2010 N 21с/с недействительным и возложить обязанность возместить 128 737 руб. 80 коп. расходов по обязательному социальному страхованию в счет выплаченного пособия по беременности и родам (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.05.2010 по делу N А46-1325/2010 заявленные требования удовлетворены, спорный ненормативный правовой акт Фонда социального страхования признан недействительным, на данное лицо возложена обязанность произвести возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.
ГУ ОРО ФСС РФ с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ООО "АССА" является страхователем по обязательному социальному страхованию и состоит на учете в филиале N 8 ОРО ФСС РФ.
18.01.2010 ГУ ОРО ФСС РФ назначена документальная проверка расходов ООО "АССА" на цели обязательного социального страхования (решение филиала N 8 от 18.01.2010 N 4с/с).
По результатам проверки составлен акт от 26.02.2010 N 4с/с, в котором указаны следующие обстоятельства: штатным расписанием общества предусмотрена должность коммерческого директора по совместительству с окладом в размере 30 000 руб. с режимом работы четверг с 14.00 до 18.00, которую с 31.12.2008 занимала Красовская Е.Н. (трудовой договор от 31.12.2008); на основании листка нетрудоспособности по беременности и родам серии ВФ N 9091967, выданного 20.07.2009 на 140 календарных дней, за период с 20.07.2009 по 06.12.2009 начислено пособие в сумме 139 227руб., в том числе 133 747 руб. 97 коп. за счет средств социального страхования.
Также в акте указано, что возмещение средств на оплату пособий по социальному страхованию будет произведено после проверки результатов документальной выездной проверки вышестоящей организацией.
Основанием для принятия данного решения послужило выявленное, по мнению ГУ - ОРО ФСС РФ, злоупотребление правом ООО "АССА" и Красовской Е.Н., выразившееся в искусственном создании ситуации многочисленного внешнего совместительства и формального придания этим отношениям трудовых правоотношений и обращении с заявлениями на возмещение понесенных расходов из средств Фонда социального страхования. Получение пособия по факту рождения ребенка в размере многократно превышающем максимально установленный размер нарушает баланс ассигнований, запланированных на цели обязательного социального страхования.
Не согласившись с данным решением, общество оспорило его законность в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, требования ООО "АССА" удовлетворил, поскольку установил, что обществом выполнены все предусмотренные нормативными правовыми актами условия для предъявления к возмещению расходов, понесенных при назначении и выплате пособия по беременности и родам. Выводы о злоупотреблении Красовской Е.Н. и ООО "АССА" правом на возмещение расходов на цели социального страхования суд первой инстанции отклонил, посчитав данное обстоятельство не доказанным.
Кроме того, судом установлено нарушение процедуры принятия спорного решение, которое выразилось в несоблюдении сроков принятия такого решения, а также в не уведомлении общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Данные нарушения судом первой инстанции расценены в качестве существенных, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, не позволивших ему реализовать свое право на защиту.
В апелляционной жалобе ГУ ОРО ФСС РФ просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции Фонд социального страхования указал, что Красовская Е.Н. с связи с рождением ребенка подготовила документы для получения пособия в 10 организациях, в которых она числиться в качестве работника по совместительству, а также является учредителем и руководителем. Данные организации созданы незадолго до ее ухода в декретный отпуск. Заработная плата Красовской Е.Н. выше, чем у других работников этих организаций, в том числе у директора, и была увеличена за 2-3 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам. Продолжительность работы Красовской Е.Н. в данных организациях составляет от 8 до 16 часов в месяц. Кроме того, наличие больничного листка, выданного Красовской Е.Н. для предъявления к оплате работодателю - ООО "Торг-Г", находящемуся в городе Горно-Алтайск, по мнению отделения ФСС, подтверждает отсутствие трудовых правоотношений.
ООО "АССА" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на неправомерность отказа в возмещении расходов на обязательное социальное страхование, а также на отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Васенина Елена Николаевна (до смены фамилии - Красовская Е.Н.), привлеченная к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей ГУ ОРО ФСС РФ и ООО "АССА", поддержавших вышеуказанные доводы и возражения. Васенина Е.Н., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении не заявила.
По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено апелляционным судом при названной явку и непредставлении третьим лицом отзыва на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Из подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ следует, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) с 01.01.2007 отношения по определению условий, размера и порядка обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, урегулированы настоящим Федеральным законом.
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определен статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица, а в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенного, а также в соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ ОРО ФСС РФ должно представить доказательства наличия оснований для отказа страхователю в возмещении расходов на обязательное социальное страхование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что таких доказательств ни спорное решение, ни иные материалы настоящего арбитражного дела не содержат.
Как верно установлено судом первой инстанции, материалами дела подтверждается, что между ООО "АССА" и Красовской Е.Н. заключен трудовой договор от 31.12.2009 на выполнение работы по совместительству на должности коммерческого директора общества, режим работы - четверг с 14.00 до 18.00, оклад определен в размере 30 000 руб., согласно штатному расписанию общества.
Выплата заявителем Красовской Е.Н. дохода, исчисление и удержание с налога на доходы физических лиц, подтверждается сведениями, представленными Управлением Федеральной налоговой службы по Омской области совместно с письмом от 17.05.2010 N 04-30/06508, а также представленными в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска сведениями о полученных доходах физическими лицами за 2009 год.
Обществом представлены доказательства уплаты в 2009 году страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в составе единого социального налога, а также документы, необходимые для возмещения понесенных расходов на цели социального страхования, в филиал N 8 ГУ - ОРО ФСС РФ.
Следовательно, ООО "АССА" правомерно предъявлены к возмещению расходы, понесенные им при назначении и выплате пособия по беременности и родам Красовской Е.Н.
Доводы отделения ФСС о том, что Красовская Е.Н. устроена по совместительству в 10 организациях, что в некоторых организациях она является учредителем и руководителем, что заработная плата Красовской Е.Н. в этих организациях умышленно увеличена за несколько месяцев до отпуска по беременности и родам для получения пособия в большем размере и др., не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что органом ФСС не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что расходы ООО "АССА" по государственному социальному страхованию произведены с нарушением установленных правил или не подтверждены документами.
Для правомерности позиции, изложенной в оспариваемом решении, ГУ-ОРО ФСС РФ необходимо доказать, что обществом были совершены действия, направленные на неправомерное возмещение расходов за счет средств Фонда социального страхования путем искусственного создания условий для получения Красовской Е.Н. средств Фонда социального страхования.
Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Факт наличия трудовых отношениях Красовской Е.Н. в 10 организациях не свидетельствует о нарушении ООО "АССА" какой-либо нормы, а также не подтверждает создание обществом искусственной ситуации на необоснованное получение Красовской Е.Н. средств из Фонда социального страхования.
Как уже было указано, согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по беременности и родам осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица, а в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности).
Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений в количестве рабочих мест, которые может занимать физическое лицо.
Все обстоятельства получения Красовской Е.Н. пособия у иных организаций-работодателей для рассматриваемого дела не имеют правового значения. А именно, не имеют значения такие обстоятельства, как то, что:
Красовская Е.Н. является руководителем (учредителем) организаций - в данном случае Красовская Е.Н. не является ни руководителем, ни учредителем ООО "АССА";
работодатель ООО "Торг-Г" находится в городе Горно-Алтайск, что ставит под сомнение наличие трудовых отношений - в данном случае общество находится в том же населенном пункте, в котором проживает Красовская Е.Н.;
увеличение заработной платы за 2-3 месяца до ухода в отпуск по беременности и родам - в данном случае с момента заключения трудового договора (31.12.2008) размер заработной платы не изменялся;
То обстоятельство, что у Красовской Е.Н. продолжительность рабочей недели в ООО "АССА" составляет 4 часа, за которые ей оплачивают 30 000 руб. в месяц, а, также, что заработная плата Красовской Е.Н. больше чем заработная плата директора (18 000 руб.) и главного бухгалтера (25.000 руб.) не свидетельствуют об обоснованности доводов ОРО ФСС РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что определение размеров оплаты является исключительной прерогативой работодателя.
В соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
В данном случае, орган ФСС не доказал, что Красовская Е.Н. непосредственно возложенную на нее трудовую функцию коммерческого директора ООО "АССА" не выполняло, равно как не доказал, что уровень квалификации и сложность выполняемой Красовской Е.Н. работы не соответствует установленному в трудовом договоре размеру оплаты труда.
По таким основаниям, апелляционный суд признает необоснованным и неправомерным спорное решение ОРО ФСС РФ "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования" от 07.04.2010 N 21с/с, которым не были приняты к зачету расходы в сумме 133 747 руб. 97 коп.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено нарушение органом ФСС порядка принятия решения об отказе в возмещении расходов на обязательное социальное страхование.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 утверждены Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам (далее - Методические указания).
Данные Методические указания зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2008 N 11667, соответствуют требованиям закона и регламентируют, в частности, порядок проведения выездных проверок Фонда, составление и форму актов проверок, порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов проверок и обязательны для применения учреждениями Фонда социального страхования.
Так, страхователь вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхователь вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в вышеуказанный срок передать в отделение (филиал отделения) Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта (пункт 23).
По истечении срока, указанного в пункте 23, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки.
Материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). О времени и месте рассмотрения материалов проверки отделение (филиал отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации извещает страхователя заблаговременно. В случае неявки должностных лиц материалы проверки и представленные страхователем возражения, объяснения, другие документы рассматриваются в их отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки в случае выявления в ходе проверки расходов, произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, руководитель отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки принимает соответствующее решение. По проверкам, в ходе которых не выявлены нарушения, решение руководителем отделения (филиала отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации не принимается (пункт 26).
В рассматриваемом случае, акт документальной выездной проверки заявителя составлен 26.02.2010, однако решение принято с нарушением указанных выше сроков - 07.04.2010. При этом общество о времени и месте рассмотрения материалов проверки не извещалось. Указанные нарушения являются существенными, повлекли нарушение прав и законных интересов заявителя, не позволив реализовать ему право на представление доводов в защиту своей позиции и доказательств в ее обоснование.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139) Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае выступления в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В связи с этим, ГУ-ОРО ФСС РФ следует возвратить государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 3811 от 08.06.2010 за рассмотрение апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.05.2010 по делу N А46-1325/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Возвратить государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510), расположенному по адресу: 644010, город Омск, ул. Пушкина, 67, государственную пошлину в размере 2000 руб., излишне уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы по платежному поручению N 3811 от 08.06.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1325/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "АССА", Общество с ограниченной ответственностью "АССА"
Ответчик: Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: Васенина Елена Николаевна