город Омск
04 октября 2010 г. |
Дело N А70-3925/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6472/2010)
закрытого акционерного общества "Тантал" на определение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2010 о прекращении производства
по делу N А70-3925/2010 (судья Минеев О.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Тантал" к Правительству Тюменской области, о признании недействительным распоряжения Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" в части установления размера стоимости земельных участков, находящихся в кадастровом квартале N72:23:0429002 по виду функционального использования земли "Земли под объектами торговли, общественного питания_", указанной в приложении N2 данного Распоряжения, об обязании Правительства Тюменской области возобновить действие постановления Правительства Тюменской области от 07.04.2003 N 122 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" путем признания утратившими силу распоряжения Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N1281-рп, в части установления размера стоимости земельных участков, находящихся в кадастровом квартале N 72:23:04 29 002 по виду функционального использования земли "Земли под объектами торговли, общественного питания...", указанной в приложении N 2 данного распоряжения, и постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2006 N298-п "О признании утратившими силу постановлений от 07.04.2003 N122, от 26.07.2001 N297 и от 19.12.2005 N 250-п", в части, касающейся постановления от 07.04.2003 N122;
при участии в судебном заседании представителей:
от ЗАО "Тантал" - Фахрутдинова А.К. (паспорт серия 7103 N 974402 выдан 31.07.2003, полномочия подтверждены протоколом общего собрания акционеров N 11 от 04.06.2010)
от Правительства Тюменской области - Баранчук Л.В. (паспорт серия 7100 N 257427 выдан 10.05.2001, по доверенности N 23 от 17.05.2010 сроком действия 1 год);
от Управления Росреестра по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Определением от 16.06.2010 Арбитражный суд Тюменской области прекратил производство по делу N А70-3925/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Тантал" (далее - ЗАО "Тантал", общество) к Правительству Тюменской области о признании недействительным распоряжения Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" в части установления размера стоимости земельных участков, находящихся в кадастровом квартале N72:23:0429002 по виду функционального использования земли "Земли под объектами торговли, общественного питания_", указанной в приложении N2 данного Распоряжения, об обязании Правительства Тюменской области возобновить действие постановления Правительства Тюменской области от 07.04.2003 N 122 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" путем признания утратившими силу распоряжения Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N1281-рп, в части установления размера стоимости земельных участков, находящихся в кадастровом квартале N 72:23:04 29 002 по виду функционального использования земли "Земли под объектами торговли, общественного питания...", указанной в приложении N 2 данного распоряжения, и постановления Правительства Тюменской области от 18.12.2006 N298-п "О признании утратившими силу постановлений от 07.04.2003 N122, от 26.07.2001 N297 и от 19.12.2005 N 250-п", в части, касающейся постановления от 07.04.2003 N122.
В обоснование определения суд указал, что требование о признание распоряжения Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области" недействительным следует рассматривать по правилам гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит определение отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь при этом на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Правительство Тюменской области в отзыве на апелляционную жалобу просит определение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
До начала судебного заседания представителем закрытого акционерного общества "Тантал" заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела Федерального закона от 22.07.2010 "Об изменении Федерального закона об оценочной деятельности".
Представитель закрытого акционерного общества "Тантал" представил на обозрение суда апелляционной инстанции Постановление ФАС от 14.08.2008 N Ф04-4981/2008(9836-А45-23) извлечение, имеющийся в материалах дела.
Представитель Правительства Тюменской области оставил, разрешение заявленного ходатайства на усмотрение суда.
Суд апелляционной инстанции определил: в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела Федерального закона от 22.07.2010 "Об изменении Федерального закона об оценочной деятельности" отказать. Постановление ФАС от 14.08.2008 N Ф04-4981/2008(9836-А45-23) о извлечение обозрено в ходе судебного разбирательство.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие Управления Росреестра по Тюменской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель ЗАО "Тантал" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, считает, что судом первой инстанции не правильно применены нормы материального и процессуального права, сделаны выводы не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, просит определение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2010 о прекращении производства по делу N А70-3925/2010 отменить.
Представитель Правительства Тюменской области считает, что определение суда первой инстанции вынесено с нарушением нормы статьи 150 АПК РФ, в связи с чем просит определение отменить, направить заявление закрытого акционерного общества "Тантал" на рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства дела.
Общество обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) с заявлением о приватизации арендуемого земельного участка общей площадью 3 588 кв.м, по адресу: г.Тюмень, ул. Червишевский тракт, 41, на котором расположена существующая автозаправочная станция, принадлежащая заявителю.
Согласно пункту 2.1 указанного договора купли-продажи, цена участка (Ц) определяется по формуле: Ц = КС х С х К, где:
- КС - кадастровая стоимость земельного участка, приведена в кадастровом паспорте земельного участка от 16.04.2009 N 7223/201/09-8124;
- С - ставка земельного налога, установленная пунктом 2.5 Положения о местных налогах города Тюмени, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 в редакции решения Тюменской городской Думы от 25.09.2008 N 114;
- К - кратность ставки земельного налога, установленная пунктом 1.2. Постановления Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков" и пунктом 2 распоряжения Департамента от 16.01.2009 N 139-з.
Цена участка составляет 20 847 558,48 х 0,75% х 17 = 2 658 063,71 руб.
Несогласование сторонами условий договора купли-продажи земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, от 28.10.2009 N 09/З/Д-1275 явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с требованием об урегулировании разногласий по условиям пунктов 2.1, 2.2, 3.1 договора. Заявитель полагал, что договор купли-продажи от 28.10.2009 N 09/З/Д-1275 следует заключить на условиях протокола разногласий от 10.11.2009, подписанного со стороны истца.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.02.2010 по делу N А70-14855/2009 в удовлетворении исковых требований Общества было отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что представленная Департаментом имущественных отношений Тюменской области редакция пунктов 2.1, 2.2, 3.1 договора купли-продажи земельного участка соответствует действующему законодательству.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 28.10.2009 N 09/З/Д-1275, цена земельного участка (Ц) определяется по формуле: Ц = КС х С х К, где КС - кадастровая стоимость земельного участка, приведена в кадастровом паспорте земельного участка от 16.04.2009 N7223/201/09-8124.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 16.04.2009 N 7223/201/09-8124 усматривается, что удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:23:0429002:1174, значение которого используется в качестве множителя при расчете кадастровой стоимости данного земельного участка (пункт 12), составляет 14 048,22 руб. / кв.м. (пункт 13).
Удельные показатели кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 0429002, в котором расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0429002:1174, среди прочих утверждены распоряжением Правительства от 30.11.2006 N 1281-рп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тюменской области".
При рассмотрении дела N А70-14855/2009 Общество среди прочих доводов сослалось на то, что распоряжение Правительства от 30.11.2006 N 1281-рп нарушает права заявителя и других организаций, прежде всего "малых", и, кроме того, является неопубликованным, а неопубликованные законы не применяются. Указанные доводы судом первой инстанции были отклонены, как не имеющие отношения к предмету того спора. При этом суд первой инстанции отметил, что названное распоряжение Правительства в судебном порядке не оспорено.
Отказ Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении исковых требований Общества в деле N А70-14855/2009, а также несогласие с утверждением распоряжением Правительства от 30.11.2006 N 1281-рп результатов государственной кадастровой оценки земель кадастрового квартала 0429002 послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения суда первой инстанции, считает, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого определения.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует единое общепризнанное понятие "нормативный правовой акт".
Между тем, установить природу акта позволяют существенные признаки, которые обозначены в следующих документах: в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (пункт 9), в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 марта 2001 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (пункт 12), а также в ряде решений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности, от 06.03.2007 N 15182/06, от 17.10.2007 N 8464/07.
Признаками нормативного правового акта признаются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Эти признаки, установление наличия которых является критерием отграничения нормативных и ненормативных правовых актов, приведены и Министерством юстиции Российской Федерации в разъяснениях о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых приказом от 4 мая 2007 года N 88.
Суд апелляционной инстанции признает позицию суда первой инстанции об отнесении распоряжения Правительства от 30.11.2006 N 1281-рп к нормативным актам неоснованной на нормах действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
Так в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Указанные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Как указало заинтересованное лицо, при проведении работ по актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тюменской области, результаты которой утверждены распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1281-рп, кадастровая стоимость ранее учтенных земельных участков вносилась в государственный кадастр недвижимости на основании оценочных описей земельных участков кадастровых кварталов, утвержденных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тюменской области.
Таким образом, утверждение результатов государственной кадастровой оценки представляет определенную процедуру согласования оценки с целью обеспечения контроля за правильностью ее проведения и обоснованностью.
Содержание рассматриваемого акта представляет собой указание кадастровой стоимости земель, разграниченных по зонам, при этом оно не содержит в себе правила поведения, обязательные к исполнению, и приводящие к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Проведение оценки позволяет установить экономическую характеристику земельного участка как предмета оборота для целей учета стоимости земли, взимания обоснованной платы за землю.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает признаков правотворчества при издании данного документа.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что действие данного акта не направлено на неопределенный круг лиц, к которым обращены нормы, содержащиеся в акте, так как применим только в отношении земельных участков подлежащих оценке, при этом субъект четко определен - собственник земельного участка, то есть всегда в отношении земельного участка есть права конкретного лица.
При этом, в соответствии со статьей 11 Закона Тюменской области от 07.03.2003 N121 "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области" нормативными правовыми актами Правительства Тюменской области являются постановления Правительства Тюменской области. Правовыми актами Правительства Тюменской области являются распоряжения Правительства Тюменской области, то есть по форме оспариваемое распоряжение также является ненормативным правовым актом.
Кроме того, в письме Главного правового управления Правительства Тюменской области от 01.12.2006 N1884 "О нормативности принятых актов" также указано на то, что оспариваемый правовой акт не является нормативным.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что обязательным условием признания принятого нормативного правового акта таковым является официальное опубликование этого акта (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации), в настоящем случае данное условие не соблюдено.
Таким образом, распоряжение, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель нельзя отнести к нормативно-правовым актам, поскольку оно направлено для расчета экономических характеристик земельных участков к определенному кругу лиц.
Допущенное судом нарушение, повлекло вынесение необоснованного судебного акта о прекращении производства по делу, которое подлежит отмене.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет определение суда первой инстанции от 16.06.2010 и направляет заявление в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2010 по делу N А70-3925/2010 отменить, и направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3925/2010
Истец: закрытое акционерное общество "Тантал"
Ответчик: Правительство Тюменской области, Правительство Тюменской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Тюменской области, Управление Росреестра по Тюменской области, Департамент имущественных отношений Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3925/10
15.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7552/11
10.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1800/11
04.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6472/2010