г. Красноярск |
Дело N А33-2979/2010 |
"16" ноября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "10" ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" ноября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Споткай Л.Е., Магда О.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ОАО "Красноярскэнергосбыт": Макарова С.И. - представителя по доверенности от 01.10.2010 N 233;
от ООО "Содержание обслуживание ремонт жилья": Карабановой Г.И. - представителя по доверенности от 26.03.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" августа 2010 года
по делу N А33-2979/2010, принятое судьей Ермаковой И.И.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее истец, ОАО "Красноярскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, к обществу с ограниченной ответственностью "Содержание обслуживание ремонт жилья" о взыскании причиненных убытков в размере 6 018 руб. 73 коп., об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом по адресу: г. Канск, ул. Ленина, д. 11, документы:
1. Копию кадастрового плана земельного участка;
2. Исполнительную и проектную документацию, включая:
а) проект и исполнительные чертежи (схемы) электроснабжения;
б) исполнительные чертежи (схемы) систем внутридомового (холодного, горячего водопровода, отопления, канализации, газоснабжения;
в) проект и исполнительные чертежи (схемы) вентиляции;
3. Схемы и акты установки и приемки в эксплуатацию общедомовых индивидуальных приборов учета ресурсов;
4. Паспорта на инженерное, электрическое, механическое, санитарно-техническое оборудование;
5. Технические условия на присоединение дома к городским электрическим сетям;
6. Акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
7. Разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
8. Паспорт (схема) заземляющего контура дома. Отчеты о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы-ноль;
9. Акты обследования технического состояния дома и осмотра отдельных конструктивных элементов (крыши, ограждающих конструкций и т.д.);
10. Документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному и текущему ремонту общего имущества;
11. Акты освидетельствования скрытых работ;
Решением арбитражного суда Красноярского края от 3 августа 2010 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой со ссылкой на статью 162 Жилищного кодекса, пункты 24,26 постановления
Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, постановление Госстроя РФ от 27.09.2008 N 170, а также постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба принята к производству, назначено рассмотрение жалобы на 26 октября 2010 с последующим отложением на 10.11.2010.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Постановлением администрации г. Канска от 08.11.1995 N 1029 дом N 11 по ул. Ленина г. Канска был передан с баланса Новоканского леспромхоза в муниципальную собственность.
По акту приема - передачи от 10 марта 1995 года на основании постановления Главы администрации Красноярского края от 26.07.1994 " О передаче жилищного фонда в муниципальную собственность" Управлением водоповодно-канализационного хозяйства приняты водопровод протяженностью 30 м, канализационные сети протяженностью 20 м.
На основании муниципального контракта от 05.11.2004 N 282, заключенного между Администрацией г. Канска (администрация), Управлением жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики в городе Канске (главный распорядитель бюджетных средств) и ООО "СОРЖ" (бюджетополучатель), по акту приема - передачи муниципального жилищного фонда от 11.01.2005 ООО "СОРЖ" приняло на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг объекты муниципального жилищного фонда, в том числе многоквартирный фонд по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. Ленина, д. 11.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. Ленина, д. 11 (протокол от 25.01.2006 N 1), между ООО "СОРЖ" (управляющая организация) и собственниками помещений дома по адресу: г. Канск, ул. Ленина, д. 11, заключены договоры управления многоквартирным домом.
Обязанности управляющей организации установлены в пункте 2.1. договоров управления многоквартирным домом, согласно которому ООО "СОРЖ" обязалось обеспечить работы и услуги по содержанию придомовой территории, уборке лестничных площадок, текущему ремонту и обслуживанию конструктивных элементов жилья, содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей, содержанию аварийно -ремонтной службы, вывозу твердых бытовых отходов, содержанию и обслуживанию лифтов.
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу Красноярский край, г. Канск, ул. Ленина, д. 11, принято решение 06.11.2009 о выборе в качестве управляющей организации указанным многоквартирным домом ОАО "Красноярскэнергосбыт" (протокол от 06.11.2009 N 3).
В материалы дела представлены договоры от 01.12.2009 на управление многоквартирного дома, заключенные между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и собственниками помещений многоквартирного дома по адресу г. Канск, ул. Ленина, д. 11.
24.11.2009 собственниками помещений дома N 11 по ул. Ленина в адрес ООО "СОРЖ" направлены копия протокола от 06.11.2009 N 3 и извещения о расторжении договора управления многоквартирным домом.
Претензией от 07.12.2009 исх. N 01-4961 ОАО "Красноярскэнергосбыт" предложило ООО "СОРЖ" предоставить техническую документацию на многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Канск, ул. Ленина, д. 11, в срок до 11.12.2009.
По акту от 30.11.2009 ООО "СОРЖ" переданы карточки поквартирного учета ф. N 10, карточки регистрации ф. N 9, остальную запрошенную документацию ООО "СОРЖ" предоставить отказался по причине ее отсутствия (ответ от 17.12.2009 N 8095 на претензию от 07.12.2009 исх. N 01-4961).
Ссылаясь на то, что ООО "СОРЖ" до с их пор не передал истцу техническую документацию на многоквартирный дом по адресу г. Канск, ул. Ленина, д. 11, ОАО "Красноярскэнергосбыт" обратилось в суд с настоящим иском, просит об обязании передать техническую документацию, а также взыскать с ответчика убытки, связанных с изготовлением технического паспорта.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Указанный подход отражен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-2
В этой связи является неправомерным довод ответчика о том, что Правила эксплуатации не могут служить основанием обязательств по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и носят лишь рекомендательный характер.
Не принимается и довод ответчика о том, что объем ответственности управляющих организаций не может быть больше, чем объем обязательств по соответствующему договору, заключенному собственниками помещений с такими организациями и что управляющая организация не отвечает за состояние соответствующих элементов общего имущества в многоквартирном доме, если это прямо не следует из заключенных договоров.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как избрание новой управляющей организации.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 397 Гражданского кодекса в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 Гражданского кодекса определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать отобрания этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса).
Следовательно, в случае предъявления вновь выбранной управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору.
Указанный подход отражен в Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2010 N 17074/09, является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел.
Вывод суда первой инстанции о том, что по смыслу статьи 162 Кодекса обязать прежнюю управляющую компанию передать техническую документацию на многоквартирный вновь выбранной управляющей организации можно при доказательствах наличия такой документации у ответчика, не соответствует выше приведенному подходу.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее Правила).
В соответствии с пунктами 24, 26 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к технической документации долговременного хранения в соответствии с пунктом 1.5.1 отнесены:
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
- паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства;
- паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).
Согласно пункту 1.5.3 названного постановления в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят:
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей;
- протоколы измерения сопротивления электросетей;
- протоколы измерения вентиляции".
Документация, которую просит передать истец, относится к выше указанной документации, касающейся общего имущества дома, поэтому заявленные требования подлежали удовлетворению судом первой инстанции.
Требование истца о передаче актов разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями фактически были частично удовлетворены в ходе судебного заседания, что подтверждается представленными в материалы дела актами разграничения балансовой принадлежности водопроводных, канализационных, и тепловых сетей (л.д. 201-207). В заседании суда апелляционной инстанции истец подтвердил получение указанной документации. Поэтому данное требование истца подлежало удовлетворению лишь в части передачи актов разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения. Наличие в доме газоснабжения истцом не доказано.
Описи работ на текущий и капитальный ремонт отнесены пунктом 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда к документации, заменяемой в связи с истечением срока её действия. В этой связи требование истца об обязании ответчика передать ему, в том числе: документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному и текущему ремонту общего имущества (п. 10 требования) необоснованно отклонено судом первой инстанции.
На основании договора на оказание услуг по технической инвентаризации N 209/2414 от 14.12.2009 ФГУП "Ростехинвентаризация" для истца оказаны услуги по изготовлению копии технического паспорта на жилой дом на сумму 6018,73 рубля (л.д. 208-218). Платежным поручением N 2591 от 17.12.2009 истцом оплачены данные услуги по счету N 301/14 от 14.12.2009 за копию технического паспорта. (л.д. 219). Указанные расходы истца являются для него убытками, причиненными неправомерным бездействием ответчика по не передаче технического паспорта, который пунктом 1.5.1 постановления Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" отнесен к технической документации долговременного хранения. Таким образом, требование о взыскании с ответчика в пользу истца убытков в размере 6 018,73 рубля также подлежало удовлетворению.
В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Поскольку требование истца об обязании ответчика передать акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (п. 6 требования) фактически удовлетворены после обращения истца с настоящим иском, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации полностью относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от " 3 " августа 2010 года по делу N А33-2979/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Содержание обслуживание ремонт жилья" г. Канск передать открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом по адресу: г. Канск, ул. Ленина, д. 11, документы:
1. Копию кадастрового плана земельного участка;
2. Исполнительную и проектную документацию, включая:
а) проект и исполнительные чертежи (схемы) электроснабжения;
б) исполнительные чертежи (схемы) систем внутридомового (холодного, горячего водопровода, отопления, канализации);
в) проект и исполнительные чертежи (схемы) вентиляции;
3. Схемы и акты установки и приемки в эксплуатацию общедомовых индивидуальных приборов учета ресурсов;
4. Паспорта на инженерное, электрическое, механическое, санитарно-техническое оборудование;
5. Технические условия на присоединение дома к городским электрическим сетям;
6. Акт разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией;
7. Разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
8. Паспорт (схема) заземляющего контура дома. Отчеты о произведенных замерах сопротивления, изоляции и фазы-ноль;
9. Акты обследования технического состояния дома и осмотра отдельных конструктивных элементов (крыши, ограждающих конструкций и т.д.);
10. Документы (акты) о приемке результатов работ по капитальному и текущему ремонту общего имущества;
11. Акты освидетельствования скрытых работ;
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Содержание обслуживание ремонт жилья" г. Канск в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" г. Красноярск 6 018,73 рублей убытков, а также 6000 рублей государственной пошлины по иску и 2000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В остальной части иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.А. Хасанова |
Судьи: |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2979/2010
Истец: ОАО "Красноярскэнергосбыт"
Ответчик: ООО "Содержание обслуживание ремонт жилья"
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2010 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3749/2010