г. Томск |
Дело N 07АП-9138/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Т.А. Кулеш
судей И. И. Бородулиной и Е. Г. Шатохиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кисель О. А.,
при участии: от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Волынцев О. А. - по доверенности от 19.11.2010 г., паспорт; Коршунова О. Н. - по доверенности от 01.02.2010 г., паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
на решение арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2010 года
по делу N А03-9763/2010 (судья Е. В. Русских)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экотехпром"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю
об оспаривании постановления о привлечении
к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Экотехпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление) от 08.07.2010 N 07/884 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 08.07.2010 N 07/695.
Решением арбитражного суда от 01.09.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы Управление указывает, что Обществом при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); вина Общества в совершении административного правонарушения доказана.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указывает на необоснованность доводов Управления.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции считает возможным в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю проведена проверка по вопросам соблюдения ООО "Экотехпром" экологических требований при размещении (обращении) отходов производства и потребления.
По результатам проверки в отношении Общества 29.06.2010 г. составлен протокол об административном правонарушении N 07/71, в котором отражено, что ориентировочно на 6 гектарах территории арендуемого Обществом городского полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр. Космонавтов, 74, происходит внутреннее возгорание твердых бытовых отходов. С территории полигона поднимаются клубы дыма с запахом горения, которые относит ветром в сторону жилой застройки г. Барнаула (район улиц Туриногорская, начало улиц Солнечная поляна, Попова). Вышеуказанные события, по мнению Управления, явились следствием нарушения ООО "Экотехпром" требований Закона N 52-ФЗ, Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". СП 2.1.7.1038-01, а также Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01".
На основании данного протокола и материалов проверки заместителем руководителя Управления Азаровой Н. А. 08.07.2010 г. принято постановление N 07/884, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 08.07.2010 г. N 07/695, которым Общество обязано в течение месяца с даты получения представления принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и сообщить должностному лицу, вынесшему представление о принятых мерах.
Не согласившись с постановлением об административном правонарушении и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что Управлением не доказано совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция считает решение суда не подлежащим отмене.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии или бездействии, состоящих в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 52-ФЗ атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Следует учитывать, что положения Закона N 52-ФЗ содержат экологические и санитарно-эпидемиологические требования общего характера, конкретные же требования содержатся в подзаконных актах, в том числе в санитарных правилах и нормах.
Так, пунктом 5.7 Санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001 г., предусмотрено, что на территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
Пункт 2.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" СП 2.1.6.1032-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.2001 г., устанавливает требование, согласно которому в жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно - профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.
Из материалов дела следует, что Управлением был установлен факт горения твердых бытовых отходов на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке по адресу: г. Барнаул, пр. Космонавтов, 74, переданном Обществу Администрацией города Барнаула на основании договора аренды N 13378 от 07.04.2010 г. Горение твердых бытовых отходов привело к нарушению гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха в жилой зоне, расположенной вблизи полигона.
Вместе с тем, само по себе горение на полигоне твердых бытовых отходов не свидетельствует о нарушении Обществом пункта 5.7 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Управление в силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ должно представить доказательства несоблюдения Обществом санитарно-эпидемиологических требований.
В нарушение указанных положений Управлением в материалы дела не представлено бесспорных доказательств того, что Общество на территории полигона осуществляло сжигание твердых бытовых отходов, либо того, что Обществом не были приняты меры по недопустимости самовозгорания твердых бытовых отходов.
Обществом в материалы дела представлены заключение и рекомендации Научно-практического центра Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова от 30.06.2010 N 01/02, из которых следует, что эксплуатация полигона проводится в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и реконструкции полигонов твердых бытовых отходов, организован мониторинг полигона, позволяющий контролировать его влияние на атмосферный воздух, подземные грунтовые воды; процесс разложения отходов происходит под действием микроорганизмов и связан с выделением тепла; масса отходов разогревается до 40-50 градусов по Цельсию; при дальнейшем разогреве массы свыше 60 градусов микроорганизмы отмирают, обедняется микрофлора и постепенно останавливается распад органического вещества; поскольку разложение отходов происходит под действием микроорганизмов, то температура в толще отходов никогда не превышает 60 градусов по Цельсию.
В связи с отсутствием кислорода в толще отходов, низких температур разложения отходов самовозгорание твердых бытовых отходов исключено.
Несогласие административного органа с такими заключением и рекомендациями не может являться основанием для отмены принятого судом первой инстанции решения, поскольку административный орган не представил доказательств самовозгорания твердых бытовых отходов на полигоне, принадлежащем Обществу.
Общество обратилось в Управление внутренних дел по г. Барнаулу с заявлением о том, что возгорание началось со стороны полигона промышленных отходов, пожар явился результатом действий третьих лиц.
Представленные Обществом доказательства ставят под сомнение выводы административного органа о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на ГОСТ 30772-2001, введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 г. N 607-ст, согласно которому самовозгорающиеся отходы - отходы, содержащие вещества, способные самопроизвольно нагреваться при нормальных условиях при соприкосновении с воздухом с последующим самовоспламенением или самовозгораться при взаимодействии с водой в результате выделения огнеопасных газов.
Однако доказательств того, что отходы, расположенные на полигоне, принадлежащем Обществу, являются самовозгорающимися, Управлением в материалы дела не представлено.
Указание Общества на то, что полигон твердых бытовых отходов ранее уже горел, не свидетельствует о том, что на нем содержатся самовозгорающиеся отходы, поскольку причины имевших место ранее возгораний не установлены.
Доводы Управления о том, что образование пустот на полигоне твердых бытовых отходов и скопление биогаза является причиной самовозгорания такого полигона, носят предположительный характер и не основаны на доказательствах.
Апелляционной инстанцией отклоняется ссылка Управления на разработанный Обществом Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку указание в таком Проекте на случаи возгорания отходов не свидетельствует о возможности их самовозгорания.
Поскольку Управлением не доказано наличия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, суд первой обоснованно удовлетворил требования Общества и признал незаконным и отменил постановление от 08.07.2010 г. N 07/884 и представление от 08.07.2010 г. N 07/695.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ влекут изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 01.09.2010 года по делу N А03-9763/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.А. Кулеш |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9763/2010
Истец: ООО "Экотехпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю