г. Москва |
|
14 июля 2010 г. |
Дело N А41-13637/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Ханашевича С.К., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от Росохранкультуры: Соседов Е.В. по доверенности от 24.12.2009 N 26,
от администрации Красногорского муниципального района: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ТУ Росимущества в Московской области: Кочетов В.В. по доверенности от 29.01.2010,N Ил/08-800,
от ФГУК "ГМУ "Архангельское": Юнакова О.И. по доверенности от 20.01.2010, Шушкевич Д.И. по доверенности от 30.07.2009,
от УФРС по Московской области, Управления Роснедвижимости по Московской области, ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск", ФГУ "ЦВКС "Архангельское": представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Холдинговая компания "ХАЙТЕК-РАЭСК"
на решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2010 года
по делу N А41-13637/09, принятое судьей Неяскиной Е.А.,
по заявлению Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
к администрации Красногорского муниципального района Московской области
о признании недействительными ненормативных актов, ордера на производство земляных работ и разрешения на строительство
(третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Федерального агентства по кадастру объектов недвижимого имущества по Московской области, Федеральное государственное учреждение "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское", Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское", Закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "ХАЙТЕК-РАЭСК"),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрации Красногорского муниципального района), в котором с учетом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.122) просила признать недействительными:
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 21.06.2004 N 1260/6 "О размещении центральной распределительной подстанции на земельном участке площадью 0,0204 га по адресу: в Красногорском районе, в районе п. Архангельское для ЗАО "Холдинговая компания ХАЙТЕК-РАЭСК".
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 22.11.2006 N 3450/11 "Об утверждении границ земельного участка площадью 204 кв. м., намечаемого к предоставлению ЗАО "Холдинговая компания ХАЙТЕК-РАЭСК" под размещение ЦРП в районе п.Архангельское Красногорского района".
- постановление Главы Красногорского муниципального района Московской области от 24.09.2007 N 2333/9 "О предоставлении в аренду ЗАО "Холдинговая компания ХАЙТЕК-РАЭСК" земельного участка площадью 204 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, п.Архангельское, под размещение центральной распределительной подстанции".
- распоряжение Главы Красногорского муниципального района Московской области от 14.07.2008 N 386 "О вырубке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства центральной распределительной подстанции, расположенной по адресу: Красногорский район, п. Архангельское, пятый километр Ильинского шоссе".
- ордер N 8/253 на право производства земляных работ на территории Красногорского района Московской области, выданный представителю ЗАО "Хайтех-Раэск Сеть" главным архитектором Красногорского района Фальковой М.В.
- разрешение на строительство N RU50505000-14 от 06.03.2008, выданное ЗАО "Холдинговая компания "ХАЙТЕК-РАЭСК" заместителем Главы администрации Красногорского муниципального района Булганиной Н.П. на строительство блочной распределительной трансформаторной подстанции (ЦРП).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, Территориальное управление Росимущества в Московской области, Управление Роснедвижимости по Московской области, закрытое акционерное общество "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" (далее - ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск"), Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей-усадьба "Архангельское" (ФГУК "ГМУ "Архангельское"), Федеральное государственное учреждение "Центральный военный клинический санаторий "Архангельское" (ФГУ "ЦВКС "Архангельское").
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2010 года по делу N А41-13637/09 заявленные требований удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители Росохранкультуры, ФГУК "ГМУ "Архангельское" и Территориального управления Росимущества в Московской области возражали против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей Росохранкультуры, ФГУК "ГМУ "Архангельское" и Территориального управления Росимущества в Московской области, исследовав и оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Красногорского района Московской области от 21.06.2004 N 1260/6 согласовано размещение центральной распределительной подстанции (ЦРП) в Красногорском районе, в районе п.Архангельское и утвержден акт выбора земельного участка площадью 0,0204 га для ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" под строительство (ЦРП) (т.1 л.д.23-24).
22 ноября 2006 года главой Красногорского муниципального района Московской области принято постановление N 3450/11, которым утверждены границы земельного участка площадью 204 кв.м., намечаемого к предоставлению ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" под размещение центральной распределительной подстанции в районе п. Архангельское Красногорского района. Категория земель - земли промышленности и иного специального назначения (т.1 л.д.26).
24 сентября 2007 года главой Красногорского муниципального района Московской области принято постановление N 2333/9 о предоставлении земельного участка площадью 204 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050603:428 в аренду ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" (т.1 л.д.27-28).
Во исполнение вышеназванного ненормативного акта между Администрацией Красногорского муниципального района (арендодатель) и ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" (арендатор) заключен договор аренды от 15.10.2007 N 361 земельного участка площадью 204 кв.м с кадастровым номером 50:11:0050603:428 - под размещение центральной распределительной подстанции (т.1 л.д.32-40).
В соответствии с кадастровой выпиской от 06.02.2009 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050603:428 относится к категории земель: земли промышленности и иного специального назначения. Согласно разделу КВ.3 кадастровой выписки земельный участок площадью 204 кв.м. относится к особому режиму использования земли - территория памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" (т.1 л.д.42-46).
6 марта 2008 года администрацией Красногорского муниципального района ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" выдано разрешение N RU50505000-14 на строительство блочной распределительной трансформаторной подстанции (ЦРП) на земельном участке площадью 204 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050603:428, распложенном по адресу: Московская область, Красногорский район, в районе п.Архангельское (т.1 л.д.31).
16 июня 2008 года ЗАО "Хайтех-Раэск Сеть" выдан Ордер N 8/253 на право производства земляных работ для строительства ЦРП на территории Красногорского района Московской области (т.1 л.д.30).
Распоряжением от 14.07.2008 N 382 глава Красногорского муниципального района МО разрешил ЗАО "Хайтех-Раэск Сеть" произвести вырубку деревьев, попадающих в зону строительства центральной распределительной подстанции (т.1 л.д.29).
На основании приказа Росохранкультуры от 05.12.2008 N 14-нд проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия на территории музея-усадьбы "Архангельское" (т.1 л.д.47-48).
В результате проведенной проверки установлено, что на территории музея-усадьбы "Архангельское" ведется строительство ЦРП без получения согласования от Росохранкультуры (т.1 л.д.49-56).
С сопроводительным письмом от 22.01.2009 N 1.2.6-111/47 администрация Красногорского района направила в адрес Росохранкультуры документы, на основании которых ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" осуществляет строительство ЦРП на территории музея-усадьбы "Архангельское" (т.1 л.д.71-73).
Полагая, что указанные выше ненормативные акты, а также разрешение на строительство и ордер на производство земляных работ не соответствуют требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Росозранкультура обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа является одновременное несоответствие этого акта закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР", Перечнем объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (утв. Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. N 176), статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ансамбль усадьбы "Архангельское" XVIII - XIX веков является объектом культурного наследия федерального значения (т.1 л.д.63-69).
Постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18 установлена граница ансамбля усадьбы "Архангельское" (т.1 л.д.57-62).
В соответствии с представленным в материалы дела кадастровым паспортом от 13.01.2010 земельный участок площадью 204 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050603:428 расположен на территории ансамбля усадьбы "Архангельское" (т.2 л.д.72-74).
Нахождение земельного участка на территории ансамбля усадьбы "Архангельское" также подтверждается экспертным заключением, выполненным ООО "РУМБ-ГС" (т.2 л.д.24-38), а также фрагментом дежурной кадастровой карты кадастрового квартала 50:11:0050603, выполненного Управлением Роснедвижимости по Московской области (т.2 л.д.75-76).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Следовательно, земельный участок площадью 204 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050603:428, расположенный в границах комплекса памятников истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" относится к землям историко-культурного назначения (земли особо охраняемых территорий) и является неотъемлемой частью объекта культурного наследия федерального значения.
Согласно п.п.3 п.1 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации, относятся к исключительной федеральной собственности.
Поскольку земельный участок площадью 204 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0050603:428 расположен в границах земель историко-культурного назначения, следовательно, указанный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона.
Кроме того, в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Музей-усадьба "Архангельское" был создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 388 "О мерах по сохранению и дальнейшему использованию комплекса памятников истории и культуры усадьбы "Архангельское" в Московской области" и находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановления от 21.06.2004 N 1260/6, от 22.11.2006 N3450/11 и от 24.09.2007 N 2333/9 приняты администрацией Красногорского муниципального района с превышением предоставленных данному органу местного самоуправления полномочий, так как указанными ненормативными актами оформлены распорядительные действия в отношении земельного участка, относящегося к федеральной собственности.
Учитывая изложенное выше, требование Росохранкультуры о признании вышеназванных постановлений администрации Красногорского муниципального района недействительными, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.
Нормы пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ запрещают проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Согласно статье 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 данной статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия. В случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения государственной экспертизы проектной документации.
Размещение на территории названного выше объекта культурного наследия центральной распределительной подстанции не предусмотрено мерами по сохранению памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское", утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 30.05.2001 N 156/18 "Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры - ансамбля усадьбы "Архангельское" Красногорского района".
Администрация Красногорского муниципального района не представила суду доказательств согласования строительства центральной распределительной подстанции, производства земляных работ и вырубки зеленых насаждений с Росохранкультурой.
При таких обстоятельствах, выдача Администрацией Красногорского муниципального района разрешения на строительство от 06.03.2008 N RU50505000-14, ордера N 8/253 на право производства земляных работ, а также принятие распоряжения от 14.07.2008 N 386 о вырубке зеленых насаждений не соответствуют нормативным актам по охране объектов культурного наследия, в связи с чем, нарушают права и законные интересы Российской Федерации, в интересах которой выступает Росохранкультура.
Часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что арбитражный суд, установив факт несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
В апелляционной жалобе ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек Раэск" указывает, что Росохранкультурой пропущен процессуальный срок на обжалование.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В своем заявлении Росохранкультура указывает, что узнало о существовании оспариваемых актов только из письма Администрации Красногорского района от 22.01.2009 N 1.2.6-111/47 (т.1 л.д. 71-73), к которому были приложены оспариваемые акты.
ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" обратного не доказало.
Росохранкультура обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу 21 апреля 2009 года, то есть в пределах трех месячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы также ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле Правительства Московской области.
Вместе с тем, ЗАО "Холдинговая компания "Хайтек-Раэск" документально не обосновало своего довода о том, что окончательный судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и обязанности Правительства Московской области по отношению к кому-либо из лиц, участвующих в деле. Анализ имеющихся в материалах настоящего дела документов также не позволяет сделать соответствующего вывода.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08 апреля 2010 года по делу N А41-13637/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13637/09
Истец: Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района
Третье лицо: Управление Федеральной Регистрационной службы по Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области