Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июля 2010 г. N 10АП-3815/2010
г. Москва |
|
29 июля 2010 г. |
Дело N А41-43880/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартиросян К.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мирзоян А.Е., доверенность от 09.03.2010 N 04-10/0542
от заинтересованного лица: Ратин С.Ю., доверенность от 15.01.2010 N 21у,
от третьих лиц:
от Управления Федерального казначейства по Московской области - Ратин С.Ю., доверенность от 15.01.2010 N 21у,
от Управления Федеральной налоговой службы по Московской области - Авдеева Н.А., доверенность от 20.01.2010 N 06-15/0003,
от закрытого акционерного общества "ФЛИНТ и К" - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2010 года
по делу N А41-43880/09,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области к отделению по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области,
при участии в качестве третьих лиц закрытого акционерного общества "ФЛИНТ и К", Управления Федерального казначейства по Московской области, Управления Федеральной налоговой службы по Московской области, об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 13 по Московской области (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель, МРИ ФНС России N 13 по Московской области) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к отделению по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области (далее - отделение, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий отделения, выразившиеся в принятии решений (в форме уведомления) от 17.11.2009 N 2 и N 3 от 10.12.2009 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета заявителя (N 03481491500) в связи с неисполнением требований исполнительного документа серии АС N 000787130 от 23.09.2009, выданного на основании постановления Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-11792/09 по иску закрытого акционерного общества "ФЛИНТ и К" об обязании осуществить возврат излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 57196598 руб. 87 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "ФЛИНТ и К" (далее - ЗАО "ФЛИНТ и К", общество), Управление Федерального казначейства по Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.05.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, отделение обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить по тем мотивам, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 26.06.2009 по делу N А41-11792/09 ЗАО "ФЛИНТ и К" отказано в удовлетворении требований о признании недействительным ненормативного правового акта МРИ ФНС России N 13 по Московской области, выраженного в письме от 10.02.2009 N 12-29/0385-5 и обязании налогового органа осуществить возврат обществу излишне уплаченного налога на прибыль в региональный бюджет в сумме 57 196 598 руб. 87 коп. (т. 1, л. д. 41-45).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 указанное решение отменено, в резолютивной части постановления указано: признать недействительным ненормативный акт - письмо от 10.02.2009 N 12-29/0385-5, вынесенный МРИ ФНС России N 13 по Московской области, как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации; обязать МРИ ФНС России N 13 по Московской области возвратить ЗАО "ФЛИНТ и К" 57 196 598 руб. 87 коп. излишне уплаченного налога на прибыль (т. 1, л. д. 46-52).
Во исполнение постановления от 17.09.2009 Десятым арбитражным апелляционным судом выдан исполнительный лист от 23.09.2009 N 000787130 (т. 1, л. д. 24-27).
02 ноября 2009 года налоговым органом получено уведомление из отделения по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области о поступлении исполнительного документа от 30.10.2009 N 22, которым инспекции предлагалось представить соответствующие документы, подтверждающие исполнение требований исполнительного документа, а также запрос-требование, в котором отделение указало, что во избежание блокировки лицевого счета получателю бюджетных средств 03481491500 необходимо выделить денежные средства или дать разъяснения дальнейших действий налоговой инспекции (т. 1, л. д. 23, 33).
Письмом от 02.11.2009 N 02/00173@ инспекция уведомила отделение о том, что налоговым органом направлена кассационная жалоба с ходатайством о приостановлении исполнения судебных актов по делу N А41-11792/09 (т. 1, л. д. 32).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.12.2009 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2009 оставлено без изменения (т. 1, л. д. 83-85).
Уведомлением отделения от 17.11.2009 N 2 налоговому органу сообщено о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа. В данном уведомлении указано, что на основании пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ) осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах 03481491500 приостановлено до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, т. 1, л. д. 34).
10 декабря 2009 года отделение повторно уведомило налоговый орган (уведомление N 3) о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа (т. 1, л. д. 61).
Считая действия отделения по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области, выразившиеся в принятии решений (в форме уведомления) от 17.11.2009 N 2 и N 3 от 10.12.2009 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета, незаконными, налоговый орган обратился в суд с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действия отделения, выразившиеся в принятии решений в форме уведомлений от 17.11.2009 N 2 и от 10.12.2009 N 3 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, не соответствуют требованиям, установленным статьей 242.3 Бюджетного кодекса РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отдел обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что статья 78 Налогового кодекса, а также статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ к спорным отношениям не применяется. Судом первой инстанции не учтено, что исполнительный лист был исполнен налоговым органом только после применения в отношении него принудительных мер воздействия.
В судебном заседании представитель отделения поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Управления Федерального казначейства по Московской области в судебном заседании поддержал позицию заинтересованного лица, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Московской области в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ЗАО "ФЛИНТ и К" в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы отделения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 названного Кодекса, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления от 17.09.2009 по делу N 12-29/0385-5 Десятым арбитражным апелляционным судом выдан исполнительный лист от 23.09.2009 N 000787130 от 23.09.2009 об обязании налоговый орган возвратить ЗАО "Флинт и К" 57 196 598 руб. 87 коп. излишне уплаченного налога на прибыль. При этом в качестве должника в данном исполнительном листе указан налоговый орган - МРИ ФНС России N 13 по Московской области (т. 1, л. д. 24-27).
Из положений главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что законодатель различает порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту (статья 242.2 Бюджетного кодекса РФ) и исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статья 242.3 Бюджетного кодекса РФ).
Руководствуясь статьями 166.1, 242.3 названного Кодекса, отделение вынесло в отношении МРИ ФНС России N 13 по Московской области решения в форме уведомлений от 17.11.2009 N 2 и от 10.12.2009 N 3 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа, которые своим непосредственным действием нарушили права третьих лиц (работников налогового органа на право получения заработной платы, источником которого является данный лицевой счет) и публичные интересы (невозможность исполнения налоговым органом своих полномочий, например по отправке корреспонденции).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166.1 Федеральное казначейство осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ установлены негативные последствия в отношения должника - федерального бюджетного учреждения по денежным обязательствам, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета в органе Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем бюджетным законодательством установлено, что к участникам бюджетного процесса относятся как главный распорядитель бюджетных средств, распорядитель бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса РФ), так и главный администратор доходов бюджета, администратор доходов бюджета (статья 160.1 Бюджетного кодекса РФ), функции и требования к которым различаются.
К полномочиям главного распорядителя бюджетных средств и распорядителя бюджетных средств, отнесено, в том числе составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнение соответствующей части бюджета.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (часть 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов", утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, к которым отнесена федеральная налоговая служба, следовательно, МРИ ФНС России N 13 по Московской области является администратором дохода федерального бюджета.
Таким образом, распространение на МРИ ФНС России N 13 по Московской области требований, предусмотренных статьями 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса РФ, относящихся к главному распорядителю бюджетных средств, не соответствует требованиям статьи 158 и 160.1 Бюджетного кодекса РФ в силу установленной ими бюджетной вертикали.
Довод отделения о возможности применения к спорным правоотношениям статьи 242.3 Бюджетного кодекса РФ правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку между должником, указанным в исполнительном документе (МРИ ФНС России N 13 по Московской области) и взыскателем (ЗАО "Флинт и К") отсутствуют гражданско-правовые обязательства, подлежащие исполнению.
Ссылка отделения на применение к спорным правоотношениям приказа Минфина России от 05.09.2008 N 92Н "Об утверждении Порядка Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" обоснованно признана судом несостоятельной, поскольку данный приказ регулирует учет и исполнение бюджета по доходам во исполнение внутренний компетенции уполномоченного органа, устанавливающий его определенный порядок действий.
Кроме того, поскольку непосредственные денежные обязательства между инспекцией и обществом отсутствуют, так как МРИ ФНС России N 13 по Московской области исполняет требования исполнительного документа о возврате излишне уплаченного налога на прибыль в силу полномочий налогового органа, установленных статьями 30, 32 Налогового кодекса РФ, довод инспекции о применении положений приказа Минфина РФ от 22.09.2008 N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений" отклоняется апелляционным судом.
С учетом изложенного у отделения по городскому округу Химки Управления Федерального казначейства по Московской области отсутствовали правовые основания для вынесения решений в форме уведомлений от 17.11.2009 N 2 и от 10.12.2009 N 3 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета инспекции в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение и действия (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правого акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о незаконности действий отделения, выразившиеся в принятии решений в форме уведомлений от 17.11.2009 N 2 и N 3 от 10.12.2009 о приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета налогового органа, и удовлетворил заявленные требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.05.2010 по делу N А41-43880/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43880/09
Истец: МРИ ФНС России N 13 по Московской области
Ответчик: отделение по городскому округу Химки Управления федерального казначейства по Московской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства РФ по Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, ЗАО "ФЛИНТи К"