г. Москва |
Дело N А40- 63881/07-43-628 |
"28" июля 2008 г. |
N 09АП - 8367/ 2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен "28" июля 2008 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи- Н.В.Лаврецкой
Судей : Т.К.Афанасьевой, В.Р.Валиева
При ведении протокола судебного заседания секретарем Т.А.Глуховой
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области и ЗАО фирма"ЦВ "Протек"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.08г.
по делу N А40- 63881/07-43-628
по иску ЗАО "ЦВ "Протек"
к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 18 019 922,77 руб.
при участии в судебном заседании
от истца: Е.Ю. Розова по дов. от 02.01.08г. N 223, К.А.Черешнев по дов. от 02.01.08 N 141/юр
от ответчиков: ТФОМС- В.А.Марочкин по дов. от 09.01.08г. N 1-Д.
ФФОМС - А.Н.Пустовалов по дов. от 11.12.07г. N 18
Минфин - Н.Г.Янина по дов. от 13.12.07г. N 01-06-08187
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество фирма "Центр внедрения "Протек" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Курской области, а при недостаточности у него средств - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, о взыскании долга в размере 176 226 814,48 руб., образовавшегося в результате неоплаты лекарственных средств по государственному контракту от 19.12.2005г.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В ходе рассмотрения дела требования истца были уточнены и определены солидарным взысканием с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области и Федерального фонда обязательного медицинского страхования 18 019 922,77 руб. долга, а при недостаточности у них денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.08г. по делу А40-63881/07-43-628 исковое требование было удовлетворено солидарным взысканием с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В удовлетворении иска к Российской Федерации было отказано.
При этом суд исходил из наличия задолженности по контракту и того обстоятельства, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем бюджетных средств и отсутствии оснований для привлечения Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации к субсидиарной ответственности.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена в порядке статей 266,268 АПК РФ в связи с апелляционными жалобами Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и истца.
В обоснование апелляционной жалобы Территориальный фонд обязательного медицинского страхования указал на то, что все выделенные денежные средства были перечислены фармацевтической организации, задолженности по расчетам за поставленные в 2006 г. лекарственные средства не имеется. Настаивал на отмене решения и отказе в удовлетворении иска к Курскому областному фонду обязательного медицинского страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявил об отмене решения, настаивая на отказе в удовлетворении иска к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. При этом указал на неправильный вывод суда первой инстанции о том, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является главным распорядителем бюджетных средств. Указал на отсутствие договора поручительства с истцом, что сделало бы возможным привлечение фонда к солидарной ответственности.
ЗАО фирма "ЦВ "Протек" настаивало на изменении решения в части отнесения на истца расходов по уплате госпошлины в сумме 89 770 руб., полагая необходимым возвратить указанную пошлину из федерального бюджета.
В заседании апелляционной инстанции заявители апелляционных жалоб настаивали на доводах жалоб.
Проверив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с главой 34 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения суда первой инстанции на основании следующего.
19.12.2005г. между ЗАО Фирма "ЦВ "Протек" и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Курской области (ТФОМС) был заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с пунктом 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-ФЗ.
Согласно п. 3.3 контракта на ТФОМС было возложено обязательство по оплате счетов фармацевтической компании путем перечисления денежных средств на расчетный счет в течение двух рабочих дней с момента подписания акта. Последний составлялся на основании документов, подтверждающих отпуск лекарственных средств гражданам, после экспертизы указанных документов (п.п. 2.1.8 и 2.2.5 контракта).
По данным истца стоимость лекарственных средств, предоставленных льготным категориям граждан в 2006 г. составила 600966762,48 руб., по результатам медико-экономической экспертизы данная сумма была уменьшена до 598497200 руб. и оплачена ТФОМС в размере 422270385,52 руб. Задолженность по контракту была определена суммой в 176226814,48руб.
Истец настаивал на солидарном взыскании этой суммы с ТФОМС и ФФОМС, а при недостаточности средств - с Российской Федерации в лице Минфина Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции исковое требование было уменьшено истцом до 18 019 922,77руб. руб.
28.04.08г. между сторонами контракта был подписан акт сверки, согласно которому общая сумма отклоненных от оплаты рецептов за 2006 год составила 22 986 333,70руб. (л.д.78,т.20).Суд первой инстанции установил необоснованность отклонения рецептов на 18 019 922,77 руб., как отклоненных по основаниям, не предусмотренным условиями государственного контракта. Требование о взыскании 18 019 922,77 руб. признал подлежащим удовлетворению.
В заседании апелляционной инстанции не представлено доказательств, опровергающих этот вывод.
Согласно статье 526 ГК РФ обязательство по оплате поставленных по государственному контракту товаров возложено на государственного заказчика. Надлежащее исполнение обязательств и невозможность одностороннего отказа от их исполнения определены статьями 309,310 ГК РФ. В связи с чем задолженность по контракту, подлежит взысканию с ТФОМС как стороны контракта.
Требование о взыскании этой суммы в солидарном порядке с ФФОМС и решение суда об удовлетворении этого требования признается не обоснованными. Вывод суда о том, что ФФОМС являлся главным распорядителем бюджетных средств противоречит ФЗ от 26.12.05г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и от 19.12.2006г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год". В части средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФФОМС на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, главным распорядителем определено Министерство финансов Российской Федерации (приложение 10 к указанным законам).
Вывод суда об отсутствии оснований для субсидиарной ответственности Российской Федерации в лице Минфина РФ признан обоснованным.
Согласно пункту 1.3 контракта денежные средства на обеспечение граждан лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.
В соответствии с главой второй Федерального закона от 17.07.1999г.N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлена государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, в состав которого входит и лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Общий объем ассигнований на указанные цели был утвержден Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" в сумме 29 083 947,1 тыс. руб.
Перечисление указанных средств федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществлялось 2006, 2007годах Министерством финансов РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004г. N 864.
Распределение средств в разрезе территориальных фондом обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В целях завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. был реализован ряд дополнительных мер.
Во исполнение статьи 75 ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" неиспользованные остатки средств в общей сумме 14,6 млрд.руб., сосредоточенные по состоянию на 01.01.2006г. на счетах Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, были использованы на те же цели, из которых 5,0млрд.руб. направлены Федеральным фондом на текущее финансирование указанных расходов в 2006 году после завершения расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2005 году.
В соответствии с п. 19 статьи 1 ФЗ от 01.12.2006г. N 197-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" предоставлено право в целях выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования направить на эти цели в бюджет ФФОМС ассигнования федерального бюджета на 2006 г. в сумме 10,0 млрд. руб. По данным Минфина РФ указанные средства были перечислены из федерального бюджета в бюджет ФФОМС 27.12.2006г.
Федеральным законом от 13.03.2007г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" установлено, что на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства в 2006 г. ФФОМС вправе направлять полученные из федерального бюджета в декабре 2006 года ассигнования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда из федерального бюджета на 2007 год в сумме 6,0 млрд.руб.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "о внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" ФФОМС дополнительно направлены средства в сумме 16,0 млрд. руб. на завершение расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства отдельным категориям граждан.
Сумма ассигнований федерального бюджета, необходимая для осуществления расчетов за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, выявлялась Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и была указана в заявке Минздравсоцразвития России от 08.10.2007г. N 7409-ВС.
Общие финансовые ресурсы на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, предназначенные для расчета за 2006 год, составили 74,9 млрд.руб.
На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для возложения обязательства по оплате задолженности за отпущенные лекарственные средства льготным категориям граждан в 2006 году на Российскую Федерацию в лице Минфина РФ. В связи с изложенным, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования к Российской Федерации признано правомерным.
Судебная коллегия признает обоснованным апелляционную жалобу истца в части отнесения не него расходов по госпошлине в сумме 89 770руб.
В связи с оплатой 05.12.07г. задолженности Территориальным фондом в размере 158 206 891,71 руб. (до принятия искового заявления к производству - 10.12.07г.) истец заявил об уменьшении цены иска до 18 019 922,77 руб.
Согласно п.3 статьи 333.22 Налогового кодекса РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне оплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, отнесение судом первой инстанции на истца госпошлины в сумме 89770 руб. признано судебной коллегией не правомерным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 270 АПК РФ, установившей основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции, оспариваемое решение подлежит изменению
Руководствуясь статьями 176,266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.06.08г.по делу N А40- 63881/07-43-628 изменить.
Во взыскании долга и расходов на госпошлину с Федерального фонда обязательного медицинского страхования отказать.
Возвратить ЗАО фирма "Центр внедрения "Протек" из федерального бюджета 89770,00руб. госпошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области в пользу ЗАО фирма "Центр внедрения "Протек" 1000 руб. в возмещение расходов на госпошлину по апелляционной жалобе.
В удовлетворении апелляционной жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
Т.К. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63881/07-43-628
Истец: ЗАО "ЦВ "Протек"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Курской области, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования