Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 октября 2010 г. N 09АП-12319/2010
г. Москва |
Дело N А40-33445/10-145-167 |
25 октября 2010 г. |
N 09АП-12319/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.В. Попов
судей В.Р. Валиев, Е.Б. Расторгуев
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салахетдиновым Р.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Фабрикант. ру"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2010 г.
по делу N А40-33445/10-145-167, принятое судьёй С.П.Петровским
по иску ООО "Фабрикант. ру"
к Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ-Информационные технологии", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Индексное агентство РТС", ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов"
третьи лица ЗАО "СЭТ", ОАО "Центр развития экономики", ООО "Информационные системы "Криста"
о признании недействительными соглашения
при участии в судебном заседании:
от истца: Кулик Я.В. (по доверенности от 22.03.10)
от ответчиков:
от Министерства экономического развития РФ - Доронкин А.С. (по доверенности N 12027-ЭН/Д22 от 12.07.10),
от ФАС РФ - Баширова Д.М. (по доверенности N ИА/24879 от 03.08.10), Шаяхметова В.И. (по доверенности N ИА/40896 от 18.11.09)
от ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" - Балаян В.Л. (по доверенности N 5 от 20.04.10),
от ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" - Геллер Я.В. (приказ от 02.09.02 N 61), Караваева Г.И. по доверенности от 15.10.10;
от ООО "Индексное агентство РТС" - Серединцев Д.С. (по доверенности от 12.10.10)
от ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная Система Торгов" - Иванов А.В. (по доверенности от 26.01.10);
ОАО "Единая электронная торговая площадка" - Кашутин А.В. по доверенности от 07.06.2010;
от третьих лиц:
от ЗАО "СЭТ" - Щёкина М.К. (по доверенности от 01.09.10)
В судебное заседание не явились: ОАО "Центр развития экономики", ООО "Информационные системы "Криста" извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ
ООО "Фабрикант. ру" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными, проведенного Минэкономразвития и ФАС отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, результаты которого оформлены протоколом о выборе победителей отбора, опубликованным на официальном сайте Минэкономразвития 25.01.2010 г. и заключенных на основании проведенного отбора соглашений.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2010г. были приняты обеспечительные меры в виде запрета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ-Информационные технологии", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Индексное агентство РТС", ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" заключать и исполнять соглашения, принятые на основании пункта 4 протокола об отборе операторов электронных площадок, размещенного на официальном сайте Минэкономразвития 25.01.2010 г.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", и ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с ходатайствами об отмене принятых обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2010 г. рассмотрение данных ходатайств было назначено на 27.04.2010 г. в 13 часов 05 мин, 13 часов 10 мин и 13 часов 15 мин. соответственно.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2010 г. в определение Арбитражного суда г. Москвы от 21.04.2010 г. исправлена опечатка, а именно во времени рассмотрения ходатайств об отмене принятых обеспечительных мер с 27.04.2010 г. в 13 часов 05 мин, 13 часов 10 мин и 13 часов 15 мин. на 23.04.2010 г. в 12 час. 50 мин, 12 час. 55 мин и 13 часов соответственно.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2010 г. отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2010г.
Не согласившись с вынесенным определением, ООО "Фабрикант. ру" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2010 г. об отмене обеспечительных мер по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 г. в порядке пункта 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Фабрикант. ру" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о признании недействительными, проведенного Минэкономразвития и ФАС отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, результаты которого оформлены протоколом о выборе победителей отбора, опубликованным на официальном сайте Минэкономразвития 25.01.2010 г. и заключенных на основании проведенного отбора соглашений.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2010г. были приняты обеспечительные меры в виде запрета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ-Информационные технологии", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Индексное агентство РТС", ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" заключать и исполнять соглашения, принятые на основании пункта 4 протокола об отборе операторов электронных площадок, размещенного на официальном сайте Минэкономразвития 25.01.2010 г.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", и ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с ходатайствами об отмене принятых обеспечительных мер.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.04.2010 г. отменены обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2010г.
Ходатайства об отмене обеспечительных мер были рассмотрены в судебном заседании с участием представителей сторон.
Из материалов дела следует, что 31.03.2010 г. ЗАО "СЭТ" подало в Арбитражный суд г. Москвы заявление о вступление в дело в качестве третьего лица (л.д.104, т.2). 01.04.2010 г. ООО "Информационные системы "Криста" подало в Арбитражный суд г. Москвы заявление о вступление в дело в качестве третьего лица (л.д.70, т.3). 07.04.2010 г. ОАО "Центр развития экономики" подало в Арбитражный суд г. Москвы заявление о вступление в дело в качестве третьего лица (л.д.88, т.3).
Суд первой инстанции рассмотрел ходатайства Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ОАО "Единая электронная торговая площадка", и ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" об отмене обеспечительных мер, после его удовлетворил заявления о привлечении третьих лиц.
В соответствии со ст. 8 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Суд первой инстанции рассматривая, ходатайства Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ОАО "Единая электронная торговая площадка", и ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" об отмене обеспечительных мер, до разрешения вопроса о привлечении третьих лиц к участию в деле, нарушил их права и законные интересы, лишив возможности, наряду с другими участниками, высказать свою позицию по заявленным ходатайствам, что привело к нарушению принципа равноправия сторон.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения жалоб на определения, вынесенные по вопросам, требовавшим разрешения в ходе судебного разбирательства, за исключением определений о разъяснении судебного акта суда первой инстанции, а также определений, вынесенных по результатам рассмотрения заявлений об изменении порядка и способа исполнения судебного акта, суд апелляционной инстанции разрешает эти вопросы по существу, не направляя их на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Процессуальные нарушения, влекущие отмену судебного акта в любом случае, не могут являться основаниями для направления вопроса на новое рассмотрение, поскольку при установлении этих нарушений суд апелляционной инстанции со ссылкой на части 4, 5 статьи 270 АПК РФ рассматривает дело по правилам, предусмотренным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции рассматривает заявления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов", ОАО "Единая электронная торговая площадка" об отмене обеспечительных мер по правилам суда первой инстанции.
Представители Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов", ОАО "Единая электронная торговая площадка" в судебном заседании поддержали доводы заявлений об отмене обеспечительных мер в полном объеме.
Представитель истца возражал против отмены обеспечительных мер.
Представители ЗАО "ММВБ-Информационные технологии", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Индексное агентство РТС" в судебном заседании поддержали доводы заявлений об отмене обеспечительных мер в полном объеме.
Представитель ЗАО "СЭТ" в судебном заседании возражал против отмены обеспечительных мер.
Представители ОАО "Центр развития экономики", ООО "Информационные системы "Криста" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, проверив все доводы заявителей и возражений на нее, арбитражный апелляционный суд считает, что обеспечительные меры подлежат отмене.
Согласно части 1 ст. 97 АПК РФ обеспечение иска по ходатайству лица, участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело.
Пунктом 22 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" предусмотрено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Пунктом 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 определено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду:
- разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Предметом настоящего иска является признание отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме и соглашений, заключенных по итогам его проведения, недействительными.
Согласно Техническому заданию на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме, утвержденному Минэкономразвития России и ФАС России от 20.11.2009 г., функционирование операторов электронных площадок осуществляется без предоставления им платы со стороны Минэкономразвития России и ФАС России, стороны по условиям данного Технического задания не приобретают имущество или имущественные права.
Осуществление обеспечения проведения открытых аукционов в электронной форме носит посреднический безвозмездный характер и исключает возможность применения реституции к сторонам сделки.
Доводы истца об угрозе причинения ему значительных убытков в связи с уходов клиентов с электронных площадок, не принимаются, поскольку носят предположительный характер, не подтвержден доказательствами и связан с обычным предпринимательским риском коммерческой организации.
В тоже время сохранение обеспечительных мер будет препятствовать организации электронных торгов по государственным заказам и может привести к значительному ущербу, как интересам государственных заказчиков, так и неограниченному кругу потенциальных участников таких торгов.
Ссылка истца на то, что заявления об отмене обеспечительных мер являются по сути жалобами на принятые обеспечительные меры, не принимаются, поскольку заявители определяют способы реализации процессуальных прав путем обжалования принятых мер или в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 97 АПК РФ.
Таким образом, обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом г. Москвы определением от 15.04.2010 г., подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 90,97, 184, 185, 266, 268, ч.2 269, 272, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г. Москвы 23.04.2010 г. по делу N А40-33445/10-145-167 отменить.
Удовлетворить заявления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы, ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов", ОАО "Единая электронная торговая площадка" об отмене обеспечительных мер.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2010 г., в виде:
запрещения Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ОАО "Единая электронная торговая площадка" исполнять пункты 7.1-7.3 Технического задания, а именно заключать и исполнять Соглашение на функционирование электронных площадок по результатам проведенного отбора;
запрещения Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" исполнять пункты 7.1-7.3 Технического задания, а именно заключать и исполнять Соглашение на функционирование электронных площадок по результатам проведенного отбора;
запрещения Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" исполнять пункты 7.1-7.3 Технического задания, а именно заключать и исполнять Соглашение на функционирование электронных площадок по результатам проведенного отбора;
запрещения Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ООО "Индексное агентство РТС" исполнять пункты 7.1-7.3 Технического задания, а именно заключать и исполнять Соглашение на функционирование электронных площадок по результатам проведенного отбора;
запрещения Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации и ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов" исполнять пункты 7.1-7.3 Технического задания, а именно заключать и исполнять Соглашение на функционирование электронных площадок по результатам проведенного отбора;
приостановления действие пункта 4 протокола, опубликованного на официальном сайте Минэкономразвития 25.01.2010 г. о результатах отбора, проводимого в соответствии с Техническим заданием на функционирование электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме от 20.11.2009 г. до сроков, указанных в частях 4 и 5 ст. 96 АПК РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-33445/10-145-167
Истец: ООО "Фабрикант. ру", ООО "Фабрикант. ру"
Ответчик: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ЗАО "ММВБ-Информационные технологии", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Индексное агентство РТС", ЗАО "Сбербанк- Автоматизированная Система Торгов"
Третье лицо: ЗАО "СЭТ", ОАО "Центр развития экономики", ООО "Информационные системы "Криста"