Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 г. N 09АП-21096/2010
20 сентября 2010 г. |
Дело N А40-11200/10-116-68 |
г. Москва |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.,
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ЗемляРесурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2010
по делу N А40-11200/10-116-68, принятое судьей Терехиной А.П.
по заявлению ЗАО "ЗемляРесурс"
к ИФНС России N 7 по г. Москве
о признании частично недействительным решения и обязании возместить НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Соловьевой И.Л. по дов. N б/н от 02.04.2010,
от заинтересованного лица - Сосновой М.Г. подов. N 05-35/01359 от 18.01.2010.
УСТАНОВИЛ
Заявитель, с учетом уточнения требований (л.д. 101), просит признать недействительным решение ИФНС России N 7 по г.Москве N 17-13/4977663 от 24.10.2009г. в части отказа в принятии к вычету НДС в размере 545 340 руб., также просит обязать ИФНС России N 7 по г.Москве произвести возврат НДС в размере 545 340 руб. в порядке, предусмотренном п.п.6, 10 ст. 176 НК РФ.
Решением арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований отказано. С решением суда не согласился заявитель, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налоговый орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
24.12.2008г. заявитель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2005.(л.д.36-41), в соответствии с которой общая сумма НДС, исчисленная к уменьшению, составила 545 340 руб.
Первоначальная налоговая декларация была сдана в срок, установленный для указанного налогового периода. Целью сдачи уточненной налоговой декларации по НДС было приведение в соответствие налоговых обязательств организации в связи с выявлением налогоплательщиком ошибок при сдаче первоначальной декларации.
ИФНС России N 7 по г.Москве проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации за 3 квартал 2005 г. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений Инспекцией было вынесено оспариваемое решение N17-13/4977663 от 24.10.2009г.(л.д.13) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым было отказано в привлечении ООО "ЗемляРесурс" к налоговой ответственности, предложено ООО "ЗемляРесурс" уменьшить предъявленный к возмещению из бюджет в завышенных размерах НДС за 3 квартал 2005 г. на сумму 545 340 руб., внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В соответствии с п.2 ст. 101.2 НК РФ ООО "ЗемляРесурс" была подана апелляционная жалоба на решение N 17-13/4977663 от 24.10.2009г. в Управление ФНС РФ по г.Москве.
Решением УФ НС России по г.Москве от 16.12.2009г. N 21-19/133640 (л.д.58) апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение N 17-13/4977663 от 24.10.2009г. без изменения.
Заявитель обжалует решение налогового органа N 17-13/4977663 от 24.10.2009г. в части непринятия к вычету НДС в размере 545 340 руб.
Отказ в налоговых вычетах по НДС в сумме 545 340 руб. по оспариваемому решению сделан на основании п.2 ст. 173 НК РФ, т.е. в связи с истечением срока подачи налоговой декларации за 3 квартал 2005 г.
П.2 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Уточненная налоговая декларация за 3 квартал 2005 года подана заявителем в налоговый органа лишь 24.12.2008г., т.е. по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, следовательно, налоговым органом правомерно отказано в принятии к вычету НДС в размере 545 340 руб.
Довод заявителя о том, что рассмотрение возражений Общества проводилось Начальником Инспекции, а вынесение Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и рассмотрение их результатов проводилось Заместителями начальника Инспекции, не может свидетельствовать о нарушении порядка рассмотрения материалов проверки, поскольку вышеперечисленные должностные лица Инспекции имели соответствующие полномочия как на рассмотрение материалов проверки, так и на вынесение Решения по результатам проверки.
Довод заявителя о том, что представителю налогоплательщика было отказано в выдаче протоколов в виде копий, правомерно отклонён Судом , т.к. действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрено предоставление налогоплательщику копий протоколов рассмотрения возражений и материалов проверки.
Согласно пункту 2 статьи 101 Инспекция известила Общество о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вручив Уведомление от 19.08.2009г. N 17-11/32249 представителю Общества, Гришиной Н.А. по доверенности 19 августа 2009 года.
07.09.2009г. в соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ Общество представило в Инспекцию письменные возражения (объяснения) и документы.
Материалы налоговой проверки, согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ, были рассмотрены 11.09.2009г. начальником Инспекции - Никоноровой Е.Б.
В ходе рассмотрения были выслушаны доводы представителя Общества -Соловьевой И.Л. (доверенность от 01.09.2009г. N б/н).
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, что и было зафиксировано в Протоколе от 11.09.2009г.
Замечаний по процедуре рассмотрения возражений и материалов проверки со стороны представителя Общества не последовало, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 11.09.2009 г. N б/н, подписанным в двустороннем порядке.
Кроме того, протокол содержит информацию, подписанную представителем налогоплательщика: "Других дополнений налогоплательщик не имеет".
23.09.2009г. Заместителем начальника Инспекции Поповой Т.А. было принято Решение N 17-13/1861913доп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Данное Решение было получено по доверенности от 13.10.2009г. представителем Общества, Белоусовой Н.Ю.
23.10.2009г. с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Общество было ознакомлено, в лице Соловьевой И.Л. по доверенности от 01.09.2009г. N б/н.
Результаты дополнительно проведенных мероприятий налогового контроля были рассмотрены Заместителем начальника Инспекции - Мамонтовой Л.Н.. что подтверждается протоколом от 23.10.2009г. N б/н, подписанным в двустороннем порядке.
Протокол содержит информацию, также подписанную представителем налогоплательщика: "Других дополнений налогоплательщик не имеет".
Довод налогоплательщика о нарушении сроков вручения акта налоговой проверки, решения, сроков проведения и оформления налоговой проверки, Судом отклоняется, т.к. нарушение срока вручения акта камеральной налоговой проверки не повлекло нарушения прав и законных интересов предпринимателя и не является безусловным основанием для признания решения инспекции недействительным. Кроме того, факт вручения Акта камеральной налоговой проверки 19.08.2009 г. не лишил Общество права представлять возражения по указанному акту, а также участвовать при рассмотрении материалов проверки.
Порядок фиксирования срока окончания камеральной проверки Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен, практических последствий это не влечет, поскольку этот срок не указан в ст. 88 НК РФ как пресекательный и последствий его пропуска НК РФ не предусмотрено. Это значит, что нельзя признать недействительным решение налогового органа только на том основании, что проверка проведена с нарушением срока, установленного п. 2 ст. 88 НК РФ.
Установленный названной нормой трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки является организационным, поэтому нарушение налоговым органом данного срока не является основанием для признания решения налогового органа незаконным.
Довод заявителя о том, что решение было вручено налогоплательщику с нарушением срока (решение от 24.10.2009г. было вручено представителю организации 09.11.2009г.), Суд не принимает в качестве основания для признания недействительным оспариваемого решения. П. 9 ст. 101 НК РФ установлено, что решение налогового органа об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого вынесено решение. То есть, законодатель связывает последствия пропуска срока на подачу апелляционной жалобы не с датой направления решения налоговым органом, а с датой его получения налогоплательщиком.
Организация в жалобе указывает, что Решение суда подлежит отмене, в связи с тем, что Решение по камеральной налоговой проверке было принято Инспекцией с нарушением регламента проведения и рассмотрения ее материалов. Данный довод является несостоятельным.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 100 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В силу пункта 5 статьи 100 Кодекса (в редакции, действующей в период составления Акта) акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Акт камеральной налоговой проверки был составлен Инспекцией 07.04.2009 т. и вручен предстателю Общества по доверенности 19.08.2009 г.
Факт вручения Акта камеральной налоговой проверки 19.08.2009 г. не лишил Общество права представлять возражения по указанному Акту, а также участвовать при рассмотрении материалов проверки.
Аналогичная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 22.01.2010 N ВАС-17173/09 по делу N А41-20982/08, а также в Постановлении ФАС Московского округа от 01.10.2009 N КА-А41/8774-09-А, Б по делу N А41-20982/08.
Исходя из анализа статей 100 и 101 Кодекса, установлено, что налоговый орган должен:
- предоставить налогоплательщику установленный пятнадцатидневный срок на представление в налоговый орган возражений по акту налоговой проверки со дня получения данного акта (пункт 6 статьи 100 Кодекса);
- принять необходимые и достаточные меры для извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки таким образом, чтобы обеспечить ему возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя.
Согласно пункту 2 статьи 101 Инспекция известила Общество о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, вручив Уведомление от 19.08.2009 г. N 17-11/32249 представителю Общества, Гришиной Н.А. по доверенности 19 августа 2009 года.
07.09.2009г. в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Кодекса Общество представило в Инспекцию письменные возражения (объяснения) и документы.
Материалы налоговой проверки, согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса, были рассмотрены 11.09.2009г. начальником Инспекции - Никоноровой Е.Б.
В ходе рассмотрения были выслушаны доводы представителя Общества - Соловьевой И.Л. (доверенность от 01.09.2009 г. N б/н).
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, что и было зафиксировано в Протоколе от 11.09.2009 г.
Замечаний по процедуре рассмотрения возражений и материалов проверки со стороны представителя Общества не последовало, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки от 11.09.2009 г. N б/н, подписанным в двустороннем порядке.
Кроме того, протокол содержит информацию, подписанную представителем налогоплательщика: "Других дополнений налогоплательщик не имеет".
23.09.2009г. Заместителем начальника Инспекции Поповой Т.А. было принято Решение N 17-13/1861913доп о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Данное Решение было получено по доверенности от 13.10.2009г. представителем Общества, Белоусовой Н.Ю.
23.10.2009г. с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля Общество было ознакомлено, в лице Соловьевой И.Л. по доверенности от 01.09.2009г. N б/н.
Результаты дополнительно проведенных мероприятий налогового контроля были рассмотрены Заместителем начальника Инспекции - Мамонтовой Л.Н., что подтверждается протоколом от 23.10.2009г. N б/н, подписанным в двустороннем порядке.
Протокол содержит информацию, также подписанную представителем налогоплательщика: "Других дополнений налогоплательщик не имеет".
Тот факт, что рассмотрение возражений Общества проводилось Начальником Инспекции, а вынесение Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и рассмотрение их результатов проводилось Заместителями начальника Инспекции не может свидетельствовать о нарушении порядка рассмотрения материалов проверки, поскольку вышеперечисленные должностные лица Инспекции имели соответствующие полномочия как на рассмотрение материалов проверки, так и на вынесение Решения по результатам проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки Общества, Инспекцией при полном соблюдении процедуры его принятия, было вынесено оспариваемое Обществом Решение от 24.10.2009г. N 17-13/4977663.
Учитывая изложенное, Суд правомерно сделал вывод, что каких-либо нарушений порядка проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки Инспекцией не допущено.
В апелляционной жалобе ЗАО "ЗемляРесурс" отмечено, что в решении суда указано, что организацией допущен пропуск трехлетнего срока подачи уточненной налоговой декларации по НДС.
Но при этом не рассмотрен вопрос относительно того, что, Инспекцией часть налогового вычета принята.
С указанным доводом Общества нельзя согласиться в связи со следующим:
Уточненная налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2005 года подана Обществом в налоговый орган 24.12.2008 г. т.е. по истечении трехлетнего срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Положениями статьи 81 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков представлять в налоговые органы, уточненные декларации (расчеты) и это право не ограничено сроком.
Таким образом, в случае представления в текущем году налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за периоды, по которым истек срок исковой давности, налоговый орган не вправе ему отказать в принятии такой декларации (расчета).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации по НДС за 3 квартал 2005 года, в соответствии с которой общая сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 545 340 руб.
В соответствии с п.2 ст. 173 НК РФ если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
По результатам проверки с учетом доводов, изложенных ЗАО "ЗемляРесурс" в письменных возражениях на акт камеральной проверки от 07.04.2009 г. N 20-13/1861913А, документов представленных Организацией с письменными возражениями на акт камеральной проверки, а также материалов, полученных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля, Инспекцией вынесено решение от 24.10.2009 г. N 17-13/4977663 согласно которому:
- налоговый вычет в размере 135 611 руб. принимается;
- налоговый вычет в размере 545 340 руб. не принимается в связи с истечением предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ срока.
Таким образом, сумма НДС, исчисленная к возмещению по результатам камеральной проверки составила 0 рублей.
На основании вышеизложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными. В своей апелляционной жалобе ЗАО "ЗемляРесурс" не приводит каких-либо новых аргументов для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы. Всем указанным в апелляционной жалобе аргументам Общества судом была дана надлежащая правовая оценка.
Следовательно, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные ст. 270 АПК РФ, отсутствуют.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2010 по делу N А40-11200/10-116-68 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11200/10-116-68
Истец: ЗАО "ЗемляРесурс", ЗАО "ЗемляРесурс"
Ответчик: ИФНС России N 7 по г. Москве, ИФНС N 7 по г.Москве