Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 марта 2007 г. N КА-А40/811-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2007 г.
ООО "Лентрансгаз" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - инспекция) от 26.06.2006 г. N 115/53-14 в части взыскания акциза в сумме 84699086 руб., соответствующих пеней; взыскания налога на прибыль в сумме 2127 руб. 47 коп., соответствующих пеней и штрафа; взыскания НДС в сумме 234367 руб. 72 коп., соответствующих пеней и штрафа.
Решением от 10.08.06 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 31.10.06 Девятого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены за исключением взыскания НДС сумме 182028,63 руб., соответствующих пеней и штрафа.
В части отказа в удовлетворении заявления обществом судебные акты не обжалуются.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявления общества, ссыпаясь на неправильно применение судом норм материального права. По мнению инспекции, поскольку на момент реализации обществом природного газа (заключения договоров отгрузки природного газа потребителям) действовал Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах" и ставка акциза на природный газ устанавливалась в размере 30% то, следовательно, глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая применение налоговой ставки 15% в данном случае не применяется.
От общества поступил письменный отзыв на жалобу с доказательством его направления инспекции.
Суд, с учетом мнения представителя инспекции, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв к материалам дела.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал против отмены судебные актов по изложенным в них и письменном отзыве на жалобу основаниям.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Доводы инспекции о том, что при исчислении суммы акциза на природный газ в проверяемый период в нарушение Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" заявитель применил не налоговую ставку 30% действовавшую на момент отгрузки природного газа (то есть до 01.01.2001 г.), а ставку в размере 15% действовавшую на момент оплаты природного газа, чем также нарушил требования ст. 31 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ и положения п. 5 раздела 1 Инструкции ГНС России "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ" от 01.11.1995 N 40, судебные инстанциями признаны противоречащими налоговому законодательству.
Признавая решение инспекции в данной части недействительным, суды руководствуясь положениями ст.ст. 52, 53, подп. 18 п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 188, п. 1 ст. 193, п. 1 ст. 195 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу о том, что ставка акциза в размере 30% не подлежит применению в отношении отгрузок газа до апреля 1997 г., поскольку объект налогообложения по данным операциям сформировался в период оплаты, то есть в 2002-2003 годах, то есть в период действия главы 22 "Акцизы" Нологового кодекса РФ, в связи с чем подлежит применению ставка налога, установленная п. 1 ст. 193 Кодекса - 15%.
Пунктом 1 ст. 193 НК РФ (в редакции N 118-ФЗ от 05.08.2000) ставка акциза по природному газу при реализации в Российской Федерации установлена в размере 15%.
Согласно положениям п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья - природного газа определяется как день его оплаты
Согласно п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определяется как стоимость реализованной продукции.
Аналогичное правило было закреплено в Законе РФ "Об акцизах", действовавшем до 01.01.2001, в соответствии с которым датой совершения налогооблагаемого оборота считается день поступления средств за подакцизные товары (п. 5 ст. 5 Закона).
При таких обстоятельствах выводы судебных инстанций о том, что обязанность по исчислению и уплате акциза у общества возникла в 2002-2003 г.г., то есть в период оплаты за газ (период формирования объекта налогообложения) следует признать правомерными.
В соответствии с абзацем 8 ст. 2 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акта Российской Федерации о налогах" признан утратившим силу Закон "Об акцизах" и введена в действие глава 22 НК РФ "Акцизы".
Таким образом, ссылки инспекции в жалобе на законодательные и нормативные акты по акцизам, которые утратили силу с 01.01.2001 г. и, соответственно, в проверяемом периоде не действовали, не обоснованны
В соответствии со ст. 31 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В связи с этим общество применило положения главы 22 НК РФ к тем правам и обязанностям, которые у него возникли после ее вступления в силу, что полностью соответствует положениям Федерального Закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.
Таким образом, при исчислении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет с операций по реализации газа, переданного получателям до 01.04.1997 и исчисленного в 2002-2003 г.г., суды правомерно пришли к выводу о том, что заявитель обоснованно исчислил и уплатил акциз после оплаты поставленного газа, то есть в 2002-2003 г. г., по ставке, действующей на момент реализации. Поскольку обязанность исчислить и уплатить спорный налог в бюджет возникла у общества в 2002-2003 г.г., к ней подлежат применению нормы главы 22 НК РФ.
Следовательно, довод налогового органа в кассационной жалобе о том, что перечисление денежных средств в бюджет должно быть осуществлено с учетом тех ставок налога, которые были изначально заложены в цену отгруженного товара и исчислены обществом, подлежи отклонению.
К тому же, как установил суд, точный размер акциза мог быть определен (исчислен) только после получения оплаты за природный газ, то есть в 2002-2003 г.г. При этом, сумма акциза с применением ставки 30% как со стороны заявителя, так и со стороны покупателей природного газа, в расчетных, первичных учетных документах и счетах-фактурах не выделялась.
При таких обстоятельствах довод инспекции о том, что в цене природного газа присутствовала конкретная сумма акциза как косвенного налога, не основано на фактических обстоятельствах дела.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда и основаны на ошибочном толковании законодательства об акцизах, что не может являться основанием для отмены судебных актов.
Оставляя без изменения судебные акты, суд кассационной инстанции также исходит из сложившейся судебной практике по данному вопросу - постановления Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/13137-06 от 16.01.07, N КА-А40/11114-06 от 20.11.06, N КА-А40/12949-06 от 29.12.06, N КА-А40/8595-06 от 14.09.06, N КА-А40/4081-06, N КА-А40/12023-06 от 07.12.06.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил:
решение от 10.08.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 31.10.2006 N 09/АП-13984/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-46060/06-80-168 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2007 г. N КА-А40/811-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании