Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2010 г. N 09АП-20604/2010, 09АП-21080/2010
г. Москва |
N А40-141292/09-106-868 |
13 сентября 2010 г. |
N 09АП-20604/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.09.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Веклича Б.С, Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Степкиным М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "ЭлитСервис", Префектуры САО города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2010
по делу N А40-141292/09-106-868 судьи Кузнецовой С.А.
по заявлению Московской межрегиональной транспортной прокуратуры
к Префектуре САО города Москвы
третьи лица: ТУ Росимущества по г.Москве, ОАО "РЖД", ОАО "ЭлитСервис", Департамент земельных ресурсов г.Москвы, Управление Росреестра по Москве
о признании недействительным распоряжения от 11.01.2008 N 183,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя: не явился, извещен,
представителя ответчика Мартыновой О.В. по доверенности от 07.09.2009 N ПУ-9-1,
представителя ОАО "РЖД" Комарова С.А. по доверенности от 23.12.2009 N 11/1-93, паспорт 45 08 107341,
представителя Департамента земельных ресурсов г.Москвы Пелевиной О.А. по доверенности от 18.08.2010 N 33-И-1891/10, удостоверение N 987,
представитель ТУ Росимущества по г.Москве не явился, извещен,
представитель ОАО "ЭлитСервис" не явился, извещен,
представитель Управление Росреестра по Москве - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 25.06.2010, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о признании недействительным распоряжения Префекта САО г.Москвы от 11.01.2008 N 183 "О предоставлении на новый срок на праве аренды ОАО "ЭлитСервис" земельного участка по адресу: г.Москва, вблизи платформы Ховрино".
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что спорный земельный участок относится к землям транспорта и является федеральной собственностью, в связи с чем Префект САО г.Москвы неправомерно распорядился земельным участком, расположенным в границах полосы отвода земель железнодорожного транспорта, предоставив его на праве аренды ОАО "ЭлитСервис".
Не соглашаясь с данным решением, Префектура САО города Москвы и ОАО "ЭлитСервис" в своих апелляционных жалобах просят его отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе Префектура САО города Москвы приводит доводы о том, что оспариваемое распоряжение законно и обосновано, указывает, что земельный участок принадлежит г.Москве. Ссылается на то, что участок с номером 77:09:01030:012 не входит в участок с кадастровым номером 77:09:0001030:065, а является с ним смежным. Полагает, что данный земельный участок не находится в полосе отвода, и не является федеральной собственностью.
ОАО "ЭлитСервис" в апелляционной жалобе приводит аналогичные доводы, также ссылается на то, что оспариваемое распоряжение Префекта САО г.Москвы и договор аренды земельного участка от 17.03.2008 N М-09-514335 между ОАО "ЭлитСервис" и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:012 прошел государственную регистрацию в УФРС г.Москвы, при правовой экспертизе договора нарушений законодательства не выявлено.
Представитель Департамента земельных ресурсов г.Москвы в судебном заседании поддержал правовую позицию Префектуры САО города Москвы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, просил принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционные жалобы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения. Указал, что спорный земельный участок, используемый ОАО "ЭлитСервис", расположен в полосе отвода железнодорожной станции Ховрино Октябрьской железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065. Полагает, что оспариваемое распоряжение Префекта является незаконным, поскольку земельный участок находится в федеральной собственности, в связи с чем Префект распорядился земельным участком с нарушением порядка, установленного законодательством.
Представитель Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, третьи лица - ТУ Росимущества по г.Москве, ОАО "ЭлитСервис", Управление Росреестра по Москве, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом от адвоката Федоровской Н.Р. - представителя ОАО "ЭлитСервис" через канцелярию суда поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью явки в судебное заседание по причине болезни.
Данное ходатайство, рассмотренное апелляционным судом в судебном заседании, оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Согласно части 4 названной статьи Кодекса арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Таким образом, приведенными нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание по ходатайству участвующего в деле лица, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
В настоящем случае суд апелляционной инстанции не усматривает наличия оснований для отложения судебного заседания, поскольку ОАО "ЭлитСервис", являясь юридическим лицом, имеет возможность направить в суд для представления своих интересов другого представителя. Кроме того, заявленное ходатайство ничем не подтверждено. Апелляционный суд также исходит из того, что письменная позиция по существу спора изложена Обществом в апелляционной жалобе.
Учитывая изложенное, дело рассмотрено в порядке ст.156, ст.266 АПК РФ в отсутствие представителей Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, ТУ Росимущества по г.Москве, ОАО "ЭлитСервис", Управления Росреестра по Москве, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, третьих лиц - ОАО "РЖД", Департамента земельных ресурсов г.Москвы, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Префекта САО г.Москвы от 11.01.2008 N 183 ОАО "ЭлитСервис" предоставлен на новый срок на праве аренды земельный участок площадью 0,0056 га (кадастровый номер 77:09:01030:012) по адресу: г.Москва, вблизи платформы Ховрино.
На основании указанного распоряжения между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ЭлитСервис" заключен договор от 17.03.2008 N М-09-514335 аренды указанного земельного участка, сроком до 31.12.2012.
Полагая, что указанное распоряжение является незаконным, прокуратура обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением по настоящему делу.
Как установлено ч.2 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган. Согласно положениям ст.65 Кодекса доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог представляет собой земельные участка, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных зданий и иных зданий, строений, сооружений, устройство и других объектов железнодорожного транспорта.
Земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, относятся к землям железнодорожного транспорта.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что земельный участок, являющийся объектом передачи по оспариваемому распоряжению, расположен в полосе отвода железнодорожной станции Ховрино Октябрьской железной дороги и входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065, что подтверждается представленными в материалы настоящего дела топографическим планом с линиями градостроительного урегулирования, имеющимся в материалах землеустроительного дела по установлению границ земельного участка, а также историческим планом границ земельного участка (картографического материала).
Таким образом, довод ответчиков о том, что земельный участок с кадастровым N 77:09:01030:012 не входит в полосу отвода железной дороги и, соответственно, в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065, является необоснованным.
Учет земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065 произведен Москомземом (в настоящее время - Департамент земельных ресурсов г.Москвы), который на момент учета обладал соответствующими полномочиями в связи с отсутствием системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Границы земельного участка были согласованы в соответствии с п.3.4 Положения "О порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве", утвержденного Постановлением Правительства г.Москвы от 20.03.2001 N 270-ПП.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения настоящих Правил.
До момента заключения договора с Росимуществом, земельный участок относился к землям транспорта на основании Положения "О землях транспорта", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 08.01.1998 N 24, Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" N 153-ФЗ от 25.05.1995.
Отсутствие сведений в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 77:09:01030:065 само по себе не является основанием для признания правомерности отчуждения данного земельного участка.
В соответствии со ст.17 Земельного кодекса РФ, ст.4 Федерального закона РФ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом федерального железнодорожного транспорта" земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых расположены железнодорожные станции и вокзалы, являются федеральной собственностью.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Поскольку спорный земельный участок относится к землям транспорта и является федеральной собственностью, то у Префекта округа отсутствовали законные основания для передачи его в аренду третьему лицу.
Ссылки подателей апелляционных жалоб на то, что договор аренды земельного участка от 17.03.2008 N М-09-514335 между ОАО "ЭлитСервис" и Департаментом земельных ресурсов г.Москвы о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:012 прошел государственную регистрацию в УФРС г.Москвы, и при проведении правовой экспертизы договора нарушений законодательства не выявлено, отклоняются как несостоятельные, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.02.2010 по делу N А40-141313/09-49-691 вышеуказанный договор был признан недействительным.
При этом в рамках рассмотрения указанного дела судом было установлено, что являющийся предметом договора земельный участок с указанным кадастровым номером расположен в полосе отвода Октябрьской железной дороги, входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:09:01030:065 и относится к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение префекта САО г.Москвы от 11.01.2008 N 183 о предоставлении на новый срок на праве аренды ОАО "ЭлитСервис" земельного участка по адресу: г.Москва, вблизи платформы Ховрино незаконно и нарушает права Российской Федерации, ОАО "РЖД", в связи с чем правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.06.2010 по делу N А40-141292/09-106-868 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141292/09-106-868
Истец: Московская межрегиональная транспортная прокуратура
Ответчик: Префектура САО города Москвы
Третье лицо: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги", ОАО"ЭлитСервис", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ОАО"ЭлитСервис"