Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. N 09АП-22144/2010
г.Москва |
Дело N А40-24254/10-154-91 |
28.09.2010 |
N 09АП-22144/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Цымбаренко И.Б., Пронниковой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Кудряшов А.Г. по доверенности N 29 от 08.04.2010, паспорт 63 03 302925;
от заинтересованного лица: Мурина В.А. по доверенности N Д/6253 от 22.12.2009, удостоверение N 17028;
от третьего лица: не явился, извещен,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2010
по делу N А40-24254/10-154-91 судьи Полукарова А.В.
по заявлению ООО "Лайме"
к Департаменту имущества города Москвы
третье лицо: Комитет по культурному наследию г.Москвы
о признании незаконным отказа Департамента имущества г.Москвы в приватизации, изложенный в письме от 02.02.2010 N 10/3799, в реализации ООО "Лайме" преимущественного права на приобретение арендуемых нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Родищевская, д.5, стр.1,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2010, принятым по данному удовлетворено заявление ООО "Лайме" о признании незаконным решения Департамента имущества города Москвы, оформленного письмом от 02.02.2010 N 10/3799, об отказе ООО "Лайме" в реализации преимущественного права на приобретение арендуемых на основании договоров аренды нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул. Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, без проведения публичных торгов (аукциона), по рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки. Суд обязал Департамент имущества города Москвы устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Департамент имущества г.Москвы не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Представил письменные пояснения.
ООО "Лайме" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения. Представил отзыв на жалобу и письменные пояснения.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, от которого поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При отсутствии возражений явившихся сторон, суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Лайме" является субъектом малого предпринимательства и внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы под N 7707-152974 от 26.01.2005 (т.2, л.д.62).
ООО "Лайме" владеет на праве собственности частью первого этажа, всего второго этажа и мезонина в здании по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1.
На основании договоров от 28.12.2005 N 1-1293/05, от 29.12.2007 N 1-1316/07, от 01.07.2008 N 1-784/08, заключенных с Департаментом имущества города Москвы, ООО "Лайме" арендует в указанном здании три нежилых помещения на первом этаже и в подвале, площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м (общая площадь 556,0 кв.м).
Изначально указанные помещения были включены в Перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, во исполнение положений Федеральных законов от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности...".
В апреле 2009 ООО "Лайме" обратилось в Департамент с просьбой рассмотреть вопрос о продаже всех арендуемых Обществом площадей в соответствии с действующим законодательством. При этом Общество указывало на то, что является единственным собственником части здания и единственным арендатором площадей, являющихся собственностью города Москвы.
После обращения ООО "Лайме" о выкупе принадлежащих городу нежилых помещений 30.10.2009 на заседании Городской комиссии по приватизации имущества города Москвы (протокол N 32) было принято решение о продаже нежилых помещений общей площадью 556 кв.м по адресу ул. Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 на аукционе.
В соответствии с данным решением Департаментом имущества города Москвы издано распоряжение N 3565-Р от 26.11.2009 о внесении изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, для выставления его на аукцион. В результате, арендуемые заявителем нежилые помещения в здании по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м исключены из Перечня.
15.01.2010 ООО "Лайме" обратилось в Департамент имущества города Москвы о предоставлении ему в соответствии с Федеральным законом 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественного права на выкуп спорных помещений.
Департамент имущества города Москвы письмом от 02.02.2010 N 10/3799 сообщил заявителю о том, что помещение площадью 556,0 кв.м является собственностью города Москвы, при этом ст.12 Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" предельное значение площади нежилых помещений, разрешенных к выкупу в порядке реализации преимущественного права в соответствии с положениями Федерального закона 22.07.2008 N 159-ФЗ - не более 100 кв.м. Таким образом, продажа спорных помещений возможна согласно ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на аукционе с начальной ценой, определенной по результатам независимой оценки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии со ст.13 Федерального закона РФ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа государственного и муниципального имущества возможна только на аукционе.
В п.3 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Президиум ВАС РФ указал, что согласно части 3 статьи 1 Закона отношения, связанные с участием субъектов малого или среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным Законом, регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества". Следовательно, нормы Закона, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Это касается, в частности, определения цены отчуждаемого недвижимого имущества, способа и порядка его отчуждения.
В силу ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендная плата за аренду такого имущества перечислялась надлежащим образом в течение срока, указанного в пункте 1 статьи 3; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Законом г.Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы" установлено, что предельное значение площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами малого и среднего предпринимательства, составляет не более 100 кв. м.
Арендуемые ООО "Лайме" нежилые помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 представляют собой самостоятельные объекты недвижимого имущества, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.12.2009 серия 77 АМ N 120196, от 29.08.2008 серия 77 АЖ N 683804, от 17.09.2003 серия 77 АБ N 207660.
Преимущественное право на выкуп указанных помещений ООО "Лайме", как субъекта малого предпринимательства, не распространяется на помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, так как они превышают установленное в городе Москве предельное значение площади имущества - 100 кв.м.
В отношении же помещения площадью 51,5 кв.м ООО "Лайме" соответствует условиям, перечисленным в ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Данный объект недвижимого имущества находится в пользовании Общества более двух лет, договор аренды от 01.07.2008 N 1-784/08 действующий (срок до 30.06.2013), наличие задолженности по арендной плате не усматривается, площадь помещения не превышает 100 кв.м, на момент обращения ООО "Лайме" с заявлением о выкупе помещение было исключено из Перечня государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п.2 ст.9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 названного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно п.3 указанной статьи Федерального закона при получении вышеназванного заявления уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В рассматриваемом случае данные требования закона Департаментом имущества города Москвы не были соблюдены в отношении арендуемого заявителем помещения площадью 51,5 кв.м.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что у собственника не имелось намерения по отчуждению спорного имущества иначе как с аукциона, поскольку все помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м, 51,5 кв.м рассматривались им в качестве единого лота, несостоятелен.
Как указывалось ранее, все спорные помещения являются самостоятельными объектами недвижимости, а, следовательно, могут быть приватизированы отдельно. Решение собственника на отчуждение имущества было принято. О наличии у ООО "Лайме" преимущественного права на выкуп одного из помещений (51,5 кв.м) Департаменту имущества города Москвы было известно.
Таким образом, оспариваемый отказ Департамента имущества города Москвы изложенный в письме от 02.02.2010 N 10/3799, в части, касающейся помещения площадью 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, противоречит положениям Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, нарушает преимущественное право заявителя на выкуп данного помещения.
Последующее включение данного имущества в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, путем издания 18.05.2010 Департаментом имущества города Москвы распоряжения N 1629-р, с учетом правовой позиции, изложенной в п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134, свидетельствует о воспрепятствовании реализации ООО "Лайме" права на приобретение арендуемого имущества.
В остальной части отказ Департамента имущества города Москвы соответствует закону, поскольку помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м превышают установленное в городе Москве предельное значение площади имущества - 100 кв.м. и тем самым не подпадают под критерии Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66.
Ссылка суда первой инстанции на ч.4 ст.9 Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66 Закона г.Москвы от 17.12.2008 N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы", согласно которой продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается, сделана без учета положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, предусматривающего реализацию преимущественного права на выкуп субъектами малого предпринимательства помещений исключительно в предельном значении площади.
В рассматриваемом случае согласно распоряжению Правительства Москвы от 15.07.2009 N 1556-РП здание по адресу: ул. Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 отнесено к объектам культурного наследия регионального значения. Город Москва является собственником лишь части помещений в этом здании, собственником других помещений является ООО "Лайме".
Таким образом, в результате выкупа Обществом одного из помещений, находящегося в собственности города Москвы, состав собственников объекта культурного наследия не изменится. Оставшиеся помещения могут быть приватизированы в установленном законом порядке, в том числе с соблюдением принципа недопустимости продажи объекта культурного наследия по частям.
Утверждение суда первой инстанции о возможности формирования на основе помещений 1 этажа обособленного объекта нежилого помещения до 100 кв.м. следует признать необоснованным.
Помещения площадью 365,1 кв.м, 139,4 кв.м сформированы как отдельные объекты, в таком виде поставлены на государственный учет, были включены в Перечень государственного и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Дробление этих помещений на части и подача самостоятельных заявок на их выкуп приведет к обходу нормы Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ о предельной площади допустимого к выкупу имущества.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению с принятием по делу нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2010 по делу N А40-24254/10-154-91 изменить.
Отказ Департамента имущества города Москвы, изложенный в письме от 02.02.2010 N 10/3799, в реализации преимущественного права ООО "Лайме" на приобретение арендуемых помещений по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1 без проведения торгов (аукциона), по рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, признать незаконным в части, касающейся помещения площадью 51,5 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Нижняя Радищевская, д.5, стр.1, арендуемого ООО "Лайме" на основании договора от 01.07.2008 N 1-784/08.
Обязать Департамент имущества города Москвы устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Лайме".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24254/10-154-91
Истец: ООО "Лайме"
Ответчик: Департамент имущества г.Москвы
Третье лицо: Москомнаследие