Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2010 г. N 09АП-23177/2010
город Москва |
Дело N А40-50077/10-144-202 |
04 октября 2010 г. |
N 09АП-23177/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Красновой С.В.
судей Тихонова А.П., Кораблевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Городская информационно-справочная служба"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 июля 2010 года, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по делу N А40-50077/10-144-202
по иску открытого акционерного общества "Городская информационно-справочная служба"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы,
третьи лица- Департамент имущества города Москвы, Префектура Северо-западного административного округа города Москвы
об обязании заключить договор аренды
при участии представителей:
от заявителя- Василевская О.Н. (по доверенности от 01.07.2010),
от ответчика - Валеева И.Р. (по доверенности от 25.12.2009 N 33-и-3040/9),
в судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещены,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Городская информационно-справочная служба" (далее - ОАО "Городская информационно-справочная служба") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок площадью 700+/-9 кв.м, разрешенным использованием - строительство справочно-информационного узла, с кадастровым номером 77:08:0008008:10000, расположенный по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7, и об обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы устранить нарушения прав заявителя путем заключения с ним договора аренды земельного участка площадью 700+/-9 кв.м, разрешенным использованием - строительство справочно-информационного узла, с кадастровым номером 77:08:0008008:10000, расположенного по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены, Департамент имущества города Москвы, Префектура Северо-западного административного округа города Москвы.
Заявленные требования предъявлены со ссылкой на статью 10 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 201 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7, является незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом от 09.04.2010 N 33-2Т8-144/10-(0)-1, вынесен в соответствии с земельным законодательством и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям. Представитель ответчика с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее,находит решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 подлежащим отмене, учитывая следующее.
Как следует из материалов дела, ОАО "Городская информационно-справочная служба" на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7, для размещения справочного киоска, с приложением всех необходимых документов.
По результатам рассмотрения указанного заявления письмом от 09.04.2010 N 33-2Т8-144/10-(0)-1 заявителю было отказано в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.
В обоснование отказа ответчик ссылается на то, что срок действия акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства, реконструкции от 06.05.2008 N А-5733/02 истек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленного письмом от 09.04.2010 N 33-2Т8-144/10-(0)-1, и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Однако данный вывод суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, учитывая следующее.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно статей 3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001-2003 годах согласованные ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Пунктом 6.2.1 постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ГИСС" в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу".
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Пунктами 8.3.1, 8.4.1 постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено оформление с ОАО "Городская информационно-справочная служба" земельно-правовых отношений на земельные участки, выделенные под строительство справочно-информационных центров, в соответствии с утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
Вместе с тем ОАО "Городская информационно-справочная служба" создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 "О совершенствовании городской информационно - справочной системы г.Москвы" с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем в Департамент земельных ресурсов города Москвы не был представлен продленный акт разрешенного использования, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для оформления земельно-правовых отношений на земельный участок.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку в связи с принятием Закона города Москвы от 25.06.2008 N 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", вступившим в законную силу 07.08.2008, акт разрешенного использования не оформляется и не продлевается.
Однако данное обстоятельство не было принято во внимание судом первой инстанции.
Пунктом 5.1 постановления Правительства Москвы от 02.09.2008 N 801-ПП "О порядке разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков на территории города Москвы" установлено, что со дня вступления в силу Градостроительного кодекса города Москвы прием обращений о подготовке актов разрешенного использования участков территории (земельных участков) прекращается, а градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется в городе Москве застройщиком (заказчиком) для проведения экспертизы проектной документации, для получения разрешения на строительство, реконструкцию, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и для изменения в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2009 N 455-ПП "О совершении процедуры разработки, оформления и утверждения градостроительных планов земельных участков" утвержден Регламент рассмотрения заявлений на выдачу градостроительных планов земельных участков и Перечень необходимых документов, представляемых для получения градостроительного плана земельного участка, в соответствии с положениями которых, в качестве обязательного документа, представляемого для получения градостроительного плана земельного участка, указан договор аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке предусмотрено строительство капитального объекта недвижимости, следовательно, при отсутствии оформленных земельно-правовых отношений заявитель лишен возможности получить градостроительный план земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Принимая во внимание изложенное, а также исходя из фактических обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.07.2010 по делу N А40-50077/10-144-202 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок площадью 700+/-9 кв.м, разрешенным использованием - строительство справочно-информационного узла, с кадастровым номером 77:08:0008008:10000, расположенный по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7.
Обязать Департамент земельных ресурсов города Москвы устранить нарушения прав ОАО "Городская информационно-справочная служба" путем заключения с ним договора аренды земельного участка площадью 700+/-9 кв.м, разрешенным использованием - строительство справочно-информационного узла, с кадастровым номером 77:08:0008008:10000, расположенного по адресу: г.Москвы, ул. Таллинская, вл. 7.
Взыскать с Департамента земельных ресурсов города Москвы в пользу ОАО "Городская информационно-справочная служба" расходы по оплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в сумме 3000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.В. Краснова |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50077/10-144-202
Истец: ОАО "Городская информационно-справочная служба"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Департамент имущества города Москвы, Префектура СЗАО города Москвы