Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2010 г. N 09АП-23374/2010
11 октября 2010 г. |
Дело N А40-30989/10-114-176 |
г. Москва |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 5 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Н.Н. Кольцовой, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2010
по делу N А40-30989/10-114-176, принятое судьей Т.В. Савинко,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Морской замок"
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Шараповой Н.В. по дов. N б/н от 11.01.2010,
от заинтересованного лица - Царькова Г.В. по дов. N б/н от 11.03.2010.
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Морской замок" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - фонд) от 18 января 2010 года N 31, 31/1 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.
Основанием заявления является нарушение фондом статей 54, 55 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". По утверждению общества, ему неправомерно не принято к зачету пособие по временной нетрудоспособности в связи с неверным определением страхового стажа. Поскольку работнику общества выдано несколько листков нетрудоспособности, общество учитывало страховой стаж на дату выдачи каждого листка. Фонд полагает, что страховой стаж определяется на дату выдачи первого листка нетрудоспособности. Кроме того, фонд неправомерно предложил обществу оплатить путевки на санаторно-курортное лечение, выделенные фондом и не использованные работниками общества.
Решением арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены.
С решением суда не согласился Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, Решение принято на основании акта документальной выездной проверки от 11 сентября 2009 года N 48с/с. В пункте 3.1. акта указано о том, что не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога, с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 82 029 рублей 05 копеек в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности 11 747 рублей 95 копеек, на оплату путевок на оздоровление детей в сумме 65 394 рубля. Фонд полагает, что страховой стаж определяется на дату выдачи первого листка нетрудоспособности. Кроме того, фонд предложил обществу оплатить путевки на санаторно-курортное лечение, выделенные фондом и не использованные работниками общества.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 февраля 2007 года N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем на день наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Первичный листок нетрудоспособности N 7193102 серии ВВ, выданный Сидоровой М.Н с 27 февраля 2006 года по 27 марта 2006 года, которая на день наступления страхового случая имеет страховой стаж до 5 лет и в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" сумма пособия по временной нетрудоспособности рассчитывается в размере 60 процентов среднего заработка.
Последующие листки нетрудоспособности, выданные Сидоровой М.Н.: N 8767688 серия ВВ с 28 марта 2006годпа по 24 апреля 2006 года, N 7600688 серия ВД с 25 апреля 2006 года по 24 мая 2006 год, N 7601108 серия ВД с 25 мая 2006 года по 13 июня 2006 года являются продолжением первичного листка нетрудоспособности N 7193102 серия ВВ с 27 февраля 2006 года по 27 марта 2006 года, и следовательно, расчет производится исходя из страхового стажа до 5 лет - 60 процентов среднего заработка.
Таким образом, в соответствии с пунктом 8.4 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" расходы, произведенные страхователями - плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по обязательному социальному страхованию, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению филиалов отделения фонда не принимаются к зачету начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в фонд.
В решении о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем -плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования от 20 ноября 2009 года N 31 принято решение не принимать к зачету расходы, произведенные обществом.
Проверкой установлено (акт от 11 сентября 2009 года N 48), что в 2008 году не использованы шесть путевок в ДСОЛКД "Авангард" с 10 мая 2008 года по 30 мая 2008 года (путевки N 1280, 1281, 1286, 1287, 1288, 1289) на сумму 65 394 рубля, которые получены в филиале N 7 отделения фонда.
В соответствии с пунктом 101 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятию мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 81 (зарегистрировано в Минюсте России от 13 мая 2008 года N 11667) путевки, полученные страхователем под отчет от филиала отделения фонда, учитываются на забалансовом счете 006 _Бланки строгой отчетности". Так учитываются путевки, стоимость которых полностью оплачивается ФСС. Количество и стоимость этих путевок должна попасть в отчетность перед региональным отделением фонда. Поучение путевок организацией должно быть отражено в журнале учета приема и выдачи денежных документов.
Согласно представленной обществом расчетной ведомости по средствам ФСС РФ за 2008 год (форма - 4 ФСС РФ) в таблице 7 "Сведения о путевках" страхователь отразил, что получил от филиала N 7 отделения фонда 26 путевок на сумму 287 091 рубль и выдал своим сотрудникам 26 путевок на сумму 287 091 рубль. Однако, 6 путевок в ДСОЛКД "Авангард" на сумму 65 394 рубля не были использованы и не возвращены фонду. В таблице 7 "Сведения о путевках" в графах 11, 12, строка 1 есть наименование: "возвращено путевок" и эти путевки должны были быть возвращены, а также отражены как своевременно сданные в филиал N 7 отделения фонда.
В соответствии с Методическими указаниями от 07 апреля 2008 года N 81, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 года N 309 "Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей" в организации выявлены нарушения по использованию путевок по назначению, и на основании Федерального закона от 16 июля 1999годаN 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101, и иных законодательных и нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию, стоимость не возвращенных путевок не принимается к зачету и не подлежит возмещению в региональное отделение фонда (решение от 18 января 2010 года N 31/1 на сумму не использованных путевок 65 394 рубля). У страхователя не было возражений по результатам проведенной проверки и согласно платежному поручению от 15 декабря 2009 года N 502 сумма 65 394 рубля была перечислена обществом на расчетный счет филиала N 7 отделения фонда.
Данная выплата произведена по листкам нетрудоспособности:
1) Серия ВВ N 8767688 с 28 марта 2006 года по 24 апреля 2006 года;
2) Серия ВД N 7600688 с 25 апреля 2006 года по 24 мая 2006 года;
3) Серия ВД N 76 01108 с 25 мая 2006 года по 13 июля 2006 года, выданным Запруднинской участковой больницей.
Фонд в акте проверки указал, что в 2006 году в трех пособиях неправильно произведен расчет среднедневного заработка. Переплата составила 4 238 рублей 93 копейки. По мнению фонда, расчет среднедневного заработка должен был производится из расчета 60 процентов от суммы среднего заработка работника, в то время как общество произвело выплату из расчета 80 процентов от суммы среднего заработка.
Пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" устанавливает, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:
1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;
2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;
3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.
Застрахованное лицо Сидорова Мария Николаевна на момент выдачи листка нетрудоспособности Серия ВВ N 8767688 с 28 марта 2006 года по 24 апреля 2006 года имела стаж 5 лет 12 месяцев. Таким образом, данному работнику общество правомерно исчислило сумму пособия из расчета 80 процентов от суммы средней заработной платы по данному и последующим листкам нетрудоспособности.
Требование фонда о проведении корректировки суммы расходов на цели обязательного социального страхования за май 2006 года в размере 3 033 рубля 90 копеек и за июнь 2006 года в размере 1 205 рублей 03 копейки не основано на нормах действующего на тот момент законодательства. Основания отказа в зачете пособия изложены не в решении, а в акте. Фонд в обоснование своих доводов ссылается на приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06 февраля 2007 года N 91 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам", которое принято после наступления страхового случая, указанного в оспариваемом решении. Согласно Определения Конституционного суда РФ от 02.03.2006г. N 16-0 - "страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями. Оно существенно снижает объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации)... В сложившейся ситуации, когда российское законодательство о социальном страховании на случай болезни не сформировано, а нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, увязывающие право застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности с продолжительностью непрерывного трудового стажа, не в полной мере соответствуют задачам социального страхования на современном этапе, возможно неоправданное и не совместимое с конституционно значимыми целями, указанными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничение права этих лиц на социальное обеспечение, гарантированное ее статьей 39 (часть 1)".
Решением фонда от 18 января 201 0го да N 31/1 отказано в принятии к зачету расходов в размере 65 394 рубля. Основания отказа в решении не указаны.
Согласно пункту 4.1. акта обществу предложено перечислить на расчетный счет филиала N 7 фонда сумму непринятых расходов по оплате путевок в ДСОЛКД "Авангард" размере 65 394 рубля.
Данное требование фонда не основано на нормах законодательства.
Общество не производило расходы по приобретению путевок для детей сотрудников в детский оздоровительный лагерь. Путевки приобретались непосредственно региональным отделением ФСС РФ и передавались обществу для передачи их работникам предприятия.
Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции ФЗ от 14 июля 2008 года N 117-ФЗ) в статье 8 установлено, что каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является, в частности, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
В соответствии с пунктами 2.1. и 2.3 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 марта 2004 года N22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" за счет средств обязательного социального страхования страхователи, выступающие в качестве работодателей, осуществляют расходы (далее - расходы по обязательному социальному страхованию) на оплату путевок на оздоровление детей работников, расходы за счет средств обязательного социального страхования на оздоровление детей осуществляются страхователями-работодателями в пределах ассигнований, утвержденных им отделением (филиалом отделения) Фонда на календарный год, в порядке, определяемом федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год. По мере выдачи путевок страхователи относят их стоимость (в пределах величины, установленной федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год) на расходы по обязательному социальному страхованию. То есть, сумму стоимости путевки, приобретенной предприятием самостоятельно и выданной работнику предприятия, в части, не превышающей величины, установленной федеральным законом о бюджете фонда на очередной финансовый год, предприятие может отнести на расходы по обязательному социальному страхованию, а в части, превышающей указанный лимит, относит на расходы за счет собственной прибыли (оставшейся после налогообложения налогом на прибыль).
В данном случае общество не приобретало путевки за счет собственных средств с последующим отнесением их стоимости на расходы, уменьшающие сумму единого социального налога, а передало путевки от территориального органа ФСС работникам предприятия. В связи с этим у общества не было оснований для включения стоимости путевок в расходы для целей исчисления единого социального налога, подлежащего перечислению в фонд, и обязанности учитывать выданные путевки на счетах бухгалтерского учета и книгах учета.
Как указано в пункте 106 Постановления от 17 марта 2004 года N24 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам" путевки, приобретенные страхователем самостоятельно, учитывались на счете "Денежные документы" (до 01 января 2002 года) либо на счете "Касса", субсчете "Денежные документы" (с 01 января 2002 года). Путевки, полученные страхователем под отчет от отделения (филиала отделения) фонда, учитываются на забалансовом счете "Бланки строгой отчетности". Получая путевки от территориального органа ФСС РФ, общество учитывало их в количественном измерении (а не в ценовом) на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности", без корреспонденции с другими счетами бухгалтерского учета.
Таким образом, у общества отсутствовала обязанность по оплате указанных путевок, в том числе и в случае отказа от их использования работниками общества.
Как верно, указал суд первой инстанции, данные путевки не приобретались ООО "Морской замок" и потому не было основания ставить сумму оплаты за эти путевки на счета бухгалтерского учета и в последующем отражать в исчислении суммы страховых взносов в ФСС.
Деятельность по передаче путевок застрахованным лицам - работникам предприятия, имеющим несовершеннолетних детей, носило характер поручения. Причем Поручителем в данных отношения являлись застрахованные лица -выгодополучатели. Через предприятие страхователя страховщику - Филиалу N 7 ГУ МРО ФСС РФ были переданы заявления на предоставление путевок в детские оздоровительные лагеря. Страховщик удовлетворил Заявления застрахованных лиц и передал Страхователю путевки для передачи указанным лицам. Поскольку время отдыха было не удачное для школьников - конец учебного года, работники предприятия (родители школьников) отказались от использования данных путевок. При этом Ответчик списал со своего счета стоимость путевок и поручение (заявления) застрахованных лиц о предоставлении путевок оценил как исполненное. Таким образом, дополнительных затрат страховщика, связанных с предоставлением путевок и не возвратом их не последовало.
С учётом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции оснований к отмене решения не усматривает.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2010 по делу N А40-30989/10-114-176 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-30989/10-114-176
Истец: ООО "Морской замок"
Ответчик: Государственное учреждение - Московское региональное отделение ФСС РФ филиал N 7
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23374/2010