Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. N 09АП-24369/2010
город Москва |
Дело N А40-67567/10-76-314 |
13 октября 2010 |
N 09АП-24369/2010-АК |
резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2010.
постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Н.О. Окуловой, Н.Н. Кольцовой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А. Корсаковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2010
по делу N А40-67567/10-76-314, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛебГОК-Продукт"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве
о признании частично незаконными решений, об обязании возвратить НДС с начислением процентов;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - В.В. Репина по дов. от 25.11.2009 N 66;
от заинтересованного лица - Я.С. Мясниковой по дов. от 03.09.2010 N 05-17/26796;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ЛебГОК-Продукт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по г. Москве от 11.12.2009 N 16-21/1044 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 16-21/1045 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 13.167.328 руб., об обязании инспекции возместить путем возврата налог на добавленную стоимость в сумме 13.167.328 руб. по декларации за 2 квартал 2009 с начислением процентов в размере 2.471.900 руб. (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2010 и дополнительным решением от 25.08.2010 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С решением суда не согласилось заинтересованное лицо, обратилось с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены решения, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 22.07.2009 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 06.11.2009 N 16-30/277 и приняты решения от 11.12.2009 N 16-21/1044 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 16-21/1045 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 11.12.2009 N 16-21/1044 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 в сумме 57.684.137 руб.
Решением от 11.12.2009 N 16-21/1045 общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 4.175,60 руб., обществу предложено уплатить штраф, доначисленный налог на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 в сумме 20.878 руб., внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с принятыми решениями, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, которое письмом от 18.03.2010 N 21-19/028576 оставило решения инспекции без изменения в части отказа в подтверждении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость, предъявленного подрядными организациями в сумме 13.167.328 руб.
Материалами дела установлено, что основным видом деятельности заявителя является получение дохода от оказания финансовых услуг посредством выдачи займов организациям и начисления процентного дохода по ним, а также предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
В 2008-2009 обществом осуществлялись капитальные вложения в неотделимые улучшения арендуемого здания, которое находится у заявителя во временном владении на условиях долгосрочной аренды с ООО "Профико". Здание передано арендодателем в состоянии "Shell and Core" - под отделку.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
Согласно декларации за 2 квартал 2009, заявителем отражена общая сумма НДС к уменьшению (к возмещению) - 57.684.137 руб., исчисленная по правилам ст.ст. 166, 173 НК РФ, по декларации за 2 квартал 2009 заявителем, по результатам хозяйственной деятельности, исчислена сумма НДС - 583.585 руб., которая отражена в декларации и сумма вычета за 2 квартал 2009 согласно ст.ст. 171, 172 НК РФ составила 58.267.722 руб., что подтверждается книгой покупок за 2 квартал 2009.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные положениями статьи налоговые вычеты.
В силу п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях предусмотренных п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ. Вычетам подлежат, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу положений Налогового кодекса Российской Федерации условиями предъявления налогоплательщиком к вычету сумм НДС являются - приобретение товаров в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами.
Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Обществом представленными в инспекцию документами доказаны основания применения налоговых вычетов.
Заявление о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 57.684.137 руб. от 19.11.2009 N 772 представлено в налоговый орган.
Таким образом, обществом выполнены все требования статей 171, 172, 176 НК РФ, подтверждена обоснованность применения налоговых вычетов и правомерно заявлен к возмещению НДС в сумме 57.684.137 руб., который подлежал возврату заявителю в установленном ст. 176 НК РФ порядке в полном объеме.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что сумма налога, предъявленная налогоплательщику подрядными организациями при проведении строительно-монтажных и отделочных работ в размере 13.167.328 руб. неправомерно принята к вычету в 2 квартале 2009. По мнению налогового органа, при безвозмездной передаче неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества, стоимость таких улучшений является объектом налогообложения НДС и подлежит налогообложению в установленном порядке.
Между тем, основания для применения п. 1 ст. 146 НК РФ у инспекции отсутствуют, поскольку обществом не передавались арендодателю ООО "Профико" неотделимые улучшения, что подтверждается договором аренды помещений от 01.08.2008 N 01/08/08-1, расположенных по адресу г. Москва, Рублевское ш., д. 28 (площадь 26.676 кв.м., этажи здания с 1 подземного по 28 надземный включительно и 12.171,5 кв.м. площадь арендуемых машиномест на 1-5 подземных этажах).
Поскольку арендуемое здание по адресу: г. Москва, Рублевское ш., д. 28 передано арендодателем в состоянии "Shell and Core" - под отделку, заявитель осуществил в 2009 капитальные вложения в неотделимые улучшения арендуемого здания за счет нераспределенной прибыли прошлых лет и с целью доведения арендуемого здания до уровня пригодного к сдаче в субаренду.
01.08.2008 заявителем заключен с ООО "Продим" (генподрядчик) договор N 630608, предметом которого являлось выполнение генподрядчиком в счет цены договора, своими силами и средствами всех работ по завершению строительства административно-офисного здания с офисной частью и подземной автостоянкой, введенного в эксплуатацию, расположенного по адресу: г. Москва, Рублевское шоссе, д. 28., общей площадью 49.384,3 кв.м. в соответствии с технической документацией и техническим заданием, включая: строительно-монтажные работы, специализированные работы, производство испытаний смонтированного оборудования и инженерных систем, своевременное устранение недоделок и дефектов и т.д.
Генподрядчиком выставлены для оплаты счета-фактуры, сторонами договора подписаны акты выполненных работ по форме КС-1 и КС-2 и заявителем произведена оплата выполненных работ.
Налоговый орган ссылается на п. 6.6. договора аренды от 01.08.2008 N 01/08/2008/01, согласно которому заявитель не имеет право на возмещение стоимости произведенных им неотделимых улучшений и также условиями договора аренды предусмотрена возможность продажи здания. Из чего инспекцией сделан вывод о том, что заявитель передает арендодателю неотделимые улучшения арендуемого здания, произведенные силами привлеченной подрядной организации - ООО "Продим" на безвозмездной основе.
В п. 6.6. договора указано, что неотделимые улучшения, до подписания акта возврата являются собственностью арендатора, используются и учитываются арендатором, который несет риск случайной гибели и/или случайного повреждения неотделимых улучшений. По окончании срока аренды право собственности на неотделимые улучшения переходит к арендодателю, при этом арендатор не имеет право на какое-либо возмещение стоимости произведенных им неотделимых улучшений. В случае если арендатор воспользуется своим правом продления, предоставленным ему условиями договора, то неотделимые улучшения переходят в собственность арендодателя по окончании периода продления.
Данный пункт договора аренды полностью соответствует положениям п. 2 ст. 623 ГК РФ, позволяющей сторонам выбрать условие о возмещении стоимости неотделимых улучшений. При этом речь идет о передаче права собственности на неотделимые улучшения на безвозмездной основе только после окончания срока аренды, который согласно договору аренды равен 10 годам.
В проверяемом периоде также как и в данный момент, договор аренды действует и исполняется сторонами договора аренды в полном объеме. Неотделимые улучшения арендуемого здания заявителем арендодателю не передавались, и поэтому не возникло объекта налогообложения НДС.
В этой связи ссылка налогового органа на п. 1 ст. 146 НК РФ является необоснованной, поскольку заявитель не передавал на безвозмездной основе неотделимые улучшения, таким образом, не возникло объекта налогообложения НДС.
Утверждение инспекции о том, что вычет сумм налога на добавленную стоимость предъявленного подрядной организацией по работам по отделке арендуемого имущества, в результате которых создаются неотделимые улучшения имущества, возможен при передаче результатов этих работ арендодателю, противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
В соответствии с п. 1. ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Нормами Налогового кодекса Российской Федерации определены основания и условия для осуществления вычета и указанные условия не зависят от положений заключенного договора подряда, договора аренды, перехода риска случайной гибели, определение этапов выполнения и принятия работ, выполненных подрядчиком и т.д. Частные гражданско-правовые отношения, имеющие характер диспозитивности, не являются условием для применения императивных публичных налоговых правоотношений, не зависят от них и не определяют их действие.
Основанием для осуществления вычета является наличие счета-фактуры, отвечающего требованиям ст. 169 НК РФ, при приобретении товаров (работ, услуг) и принятия на учет указанных товаров (работ, услуг). При наличии указанных обстоятельств, налогоплательщик вправе применить налоговый вычет.
Положения ст. 171, ст. 172 НК РФ устанавливают условия применения налоговых вычетов, действуют непосредственно и независимо от воли сторон гражданско-правовых сделок, которые самостоятельно определяют свои права и обязанности и являются равноправными сторонами, в связи с чем, п. 5.4. решения N 16-21/1044 и п. 2.4. решения N 16-21/1045 являются незаконными.
Таким образом, налоговый орган обязан возвратить из бюджета заявителю сумму НДС в размере 13.167.328 руб. на основании его заявления о возврате.
Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями указанной статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.
В п. 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В силу п. 2 ст. 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2009 представлена заявителем в налоговый орган 22.07.2009, таким образом, установленный срок проведения проверки - до 22.10.2009, инспекцией принято решение по камеральной налоговой проверке 11.12.2009.
В п. 6 ст. 176 НК РФ указано, что при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Заявление о возврате налога на добавленную стоимость в сумме 57.684.137 руб. заявителем представлено в инспекцию 20.11.2009, поскольку у общества отсутствовала задолженность перед бюджетом.
В соответствии с п. 7 ст. 176 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В п. 9 ст. 176 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Согласно указанным нормам налоговый орган обязан принять решение о возврате НДС заявителю в срок до 22.10.2009.
В п. 8 ст. 176 НК РФ закреплено положение, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом решения. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В п. 10 ст. 176 НК РФ указано, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
22.07.2009 заявитель представил в инспекцию налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2009, таким образом, срок проведения камеральной налоговой проверки согласно ст. 88, ст. 176 НК РФ определен до 22.10.2009. Заявление о возврате НДС в сумме 57.684.137 руб. представлено налоговому органу 20.11.2009, что подтверждается отметкой налогового органа о приеме.
В соответствии п. 10 ст. 176 НК РФ налоговый орган обязан осуществить возврат налога в течение 11 дней от даты подачи заявления на возврат НДС, поскольку заявление подано позднее даты окончания камеральной проверки согласно ст. 176 НК РФ, то есть до 07.12.2009.
Право заявителя на возврат суммы НДС в размере 57.684.137 руб. нарушено налоговым органом с 08.12.2009.
Налог на добавленную стоимость в сумме 44.516.809 руб. возвращен заявителю на его расчетный счет 02.06.2010, что подтверждается платежным поручением N 593. Сумма в размере 13.167.328 руб. не возвращена заявителю до настоящего времени.
Таким образом, налоговым органом нарушены сроки, установленные п. 10 ст. 176 НК РФ и период просрочки возврата НДС, за который подлежат начислению проценты.
Общая сумма процентов за период с 08.12.2009 по 07.07.2010, подлежащая начислению и выплате заявителю, составляет 2.471.900 руб.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции и признается правильным.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2010 и дополнительное решение от 25.08.2010 по делу N А40-67567/10-76-314 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67567/10-76-314
Истец: ООО "ЛебГОК-Продукт"
Ответчик: ИФНС России N 31 по г. Москве