Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2010 г. N 09АП-25400/2010
г. Москва |
Дело N А40-35708/10-144-159 |
06.12.2010 |
N 09АП-25400/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Якутова Э.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.08.2010
по делу N А40-35708/10-144-159, судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению ОАО "Тюменьэлектросетьстрой"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: ООО "Транссервис", ЗАО "СПЕЦ-Авто"
о признании незаконными действий, выразившихся в письменном отказе в предоставлении земельного участка,
при участии:
от заявителя: Кузовлева Е.В. по доверенности от 26.10.2010, паспорт 71 03 907381;
от заинтересованного лица: Тарасовой О.А. по доверенности от 05.08.2010 N ЮП-03/22567, удостоверение N 1029, Самоховец М.А. по доверенности от 14.09.2010 N Д-495, удостоверение N 358, Бахолдина С.С. по доверенности от 28.09.2010 N ЮП-03/28346, паспорт 45 10 853763;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, совершенных 25.02.2010, выразившихся в письменном отказе (исходящий номер 10/204) в предоставлении в общую долевую собственность ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто" земельного участка площадью 14 257 кв.м с кадастровым номером 72:23:0215002:264, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), об обязании заинтересованного лица предоставить в общую долевую собственность ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто" указанный земельный участок.
Решением суда от 09.08.2010 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого отказа.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. По мнению заявителя, Росимущество в нарушение требований ст.36 Земельного кодекса РФ неправомерно уклонилось от принятия решения о представлении в собственность земельного участка.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
При исследовании материалов дела установлено, что ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" владеет на праве собственности нежилым строением площадью 607 кв.м (условный кадастровый номер 72:01/01:01:1234:31а:00), расположенным на земельном участке по адресу: г.Тюмень, ул. Авторемонтная, д.31а; нежилым строением площадью 774,20 кв.м (условный кадастровый номер 72:01/01:01:1234:31а/с5:00), расположенным по адресу: г.Тюмень, ул.Авторемонтная, д.31а, стр.5; нежилым строением, литер 15, площадью 1100,60 кв.м (условный кадастровый номер 72:01/01:01:1234:31а/с4:00), расположенным по адресу: г.Тюмень, ул.Авторемонтная, д.31а, стр.4; нежилым помещением на 1 этаже, литер А1, площадью 306,20 кв.м (условный номер 72:01/01:01:1234:31а:05), расположенным по адресу: г.Тюмень, ул.Авторемонтная, д.31а, номер на плане 1 этажа: 12-16.
Указанные нежилые строения и помещения в них расположены на земельном участке площадью 14 257 кв.м с кадастровым номером 72:23:0215002:264, находящемся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (свидетельство серии 72НЛ N 304560).
Кроме ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" на данном земельном участке площадью 14 257 кв.м с кадастровым номером 72:23:0215002:264 имеются собственники недвижимого имущества, а именно: ООО "Транссервис" владеет на праве общей долевой собственности нежилым помещением литер А1, площадью 419,50 кв.м (условный номер 72:01/01:01:1234:31а/2:01), расположенным по адресу: г.Тюмень, ул.Авторемонтная, д.31а/2, номер на плане 11 и ЗАО "Спец-Авто" владеет на праве общей долевой собственности нежилым помещением литер А1, площадью 419,50 кв.м (условный номер 72:01/01:01:1234:31а/2:01), расположенным по адресу: г.Тюмень, ул.Авторемонтная, д.31а/2, номер на плане 11.
ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" обратилось в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением от 21.10.2009 о приобретении прав на земельный участок площадью 14 257 кв.м с кадастровым номером 72:23:0215002:264.
Письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.02.2010 N 10/204 в предоставлении в собственность ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" земельного участка площадью 14 257 кв.м. отказано, документы возвращены заявителю на доработку.
Отказ мотивирован тем, что в представленном кадастровом паспорте земельного участка от 29.01.2009 N 23/09-1668-04 сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях не имеется, что не позволяет идентифицировать нахождение на выкупаемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто", а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащим третьим лицам; в качестве документа, подтверждающего фактическое расположение зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также отсутствие зданий, строений, сооружений находящихся в пользовании иных лиц на земельном участке, может выступать письмо государственного органа осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, при условии указания в таком письме кадастрового номера земельного участка на котором находятся объекты недвижимости, инвентарные номера таких объектов недвижимости, а также сведения об отсутствии иных объектов недвижимости на таком земельном участке; в целях приватизации земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности заявителя, пакет документов следует направлять в Территориальное управление Росимущества в Тюменской области для проведения предварительной экспертизы представляемых материалов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение, оформленное письмом от 25.02.2010 N 10/204, принято с нарушением установленного ч.6 ст.36 ЗК РФ срока для рассмотрения соответствующих обращений, поскольку заявление о приобретении прав на земельный участок площадью 14 257 кв.м с кадастровым номером 72:23:0215002:264, находящемся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), подано ответчику 26.10.2010 вх.N 144882.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, исходя из следующего.
Согласно ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Следовательно, данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона "О приватизации" обязанность доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества возлагается на претендента.
В соответствии с ч.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (далее - Перечень).
Пунктом 7 Перечня установлено, что к заявлению также прилагается копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в собственность на условиях, установленных земельным законодательством.
С учетом изложенного, заявитель должен доказать свое право на приобретение государственного и муниципального имущества, в том числе документально подтвердить, что на спорном земельном участке не расположены иные принадлежащие на праве собственности третьим лицам объекты недвижимого имущества.
Росимущество в письме от 25.02.2010 N 10/204 уведомило ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" о том, что принять решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным, в связи с тем, что представлены не все необходимые документы.
В частности в представленном кадастровом паспорте земельного участка сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях не имеется, что не позволяет идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто", а также сделать вывод о наличии или отсутствии на данном земельном участке зданий, строений, сооружений принадлежащих третьим лицам.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в качестве дополнительных сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости вносятся кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией заинтересованного лица о нарушении заявителем требования ст.36 Земельного кодекса РФ в части предоставления документов, необходимых для принятия решения о переоформлении прав на спорный земельный участок.
В материалы дела заявителем представлен кадастровый паспорт земельного участка от 17.03.2009 N 7223/201/09-5028. Вместе с тем, данный кадастровый паспорт не содержит разделов В.3 и В.4, в которых должны содержаться сведения о расположенных на земельном участке объектах недвижимости.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Росимущество не отказывало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, а направило пакет документов, приложенный к заявлению, на доработку с учетом указанных замечаний.
Доводы заинтересованного лица о том, что заявителем не доказано, что для использования строений необходим земельный участок площадью 14 257 кв.м., отклоняется апелляционным судом, поскольку данное основание не указано в письменном отказе Росимущества от 25.02.2010 исх.N 10/204.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая отсутствие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемого решения нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, суд апелляционной инстанции считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
В этой связи заявленное заинтересованным лицом ходатайство о приостановлении исполнительного производства N 77/11/38239/10/2010, возбужденного на основании выданного судом первой инстанции исполнительного документа по настоящему делу, подлежит отклонению с учетом разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенного в абз.2 п.18 Постановления Пленума от 28.05.2009 N 36, о чем указано в протоколе судебного заседания.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и относятся на заявителя.
Правовая позиция по настоящему спору соответствует сложившейся судебной практике (постановления ФАС Московского округа от 26.07.2010 N КГ-А40/6292-10 по делу N А40-139329/09-154-900, от 03.08.2010 N КГ-А41/8126-10 по делу N А41-40000/09).
Руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 09.08.2010 по делу N А40-35708/10-144-159 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" о признании незаконными действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом, совершенных 25.02.2010, выразившихся в письменном отказе исх.N 10/204 в предоставлении в общую долевую собственность ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто" земельного участка площадью 14 257 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0215002:264, находящегося в собственности Российской Федерации, и об обязании Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставить ОАО "Тюменьэлектросетьстрой", ООО "Транссервис" и ЗАО "Спец-Авто" в общую долевую собственность земельный участок площадью 14 257 кв.м. с кадастровым номером 72:23:0215002:264, находящегося в собственности Российской Федерации, на основании документов, предоставленных ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" 26.10.2010 вх. N 144882.
Взыскать с ОАО "Тюменьэлектросетьстрой" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35708/10-144-159
Истец: ОАО "Тюменьэлектросетьстрой"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ООО "ТрансСервис", ЗАО "Спец-Авто"
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25400/2010