30 ноября 2010 г. |
Дело N А40-59808/10-20-334 |
г. Москва |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Н.Н. Кольцовой, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корсаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2010
по делу N А40-59808/10-20-334, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ОАО"Салаватнефтеоргсинтез"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованного лица- Попкова А.А. по дов. N 185 от 27.07.2010.
УСТАНОВИЛ
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к МИ ФНС России по КН N 1 о признании частично недействительным решения ответчика N 52-17-14/3276р-1965 от 04.12.2009.
Решением арбитражного суда г. Москвы заявленные требования удовлетворены.
Признано недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу РФ, решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 04.12.2009 N 52-17-14/3276р-1965 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС в размере 1880305 руб. по пунктам 1.2.2 и 2.1 решения, вынесенное в отношении ОАО "Салаватнефтеоргсинтез".
При принятии решения суд исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону ,нарушает права заявителя.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, оснований к отмене решения не усматривает.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" представило в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 20.07.2009 в МИ ФНС России по КН N 1 налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2-й квартал 2009 года.
03.11.2009 МИ ФНС России по КН N 1 составлен акт камеральной налоговой проверки N 52-17-14/3009а-2246.
25.11.2009 заявителем представлены возражения на акт камеральной налоговой проверки N 52-17-14/3009а-2246 от 03.11.2009.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки 04.12.2009 ответчиком принято решение N 52-17-14/3276р-1965 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым,
- заявителю отказано в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с оспариваемым решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением ФНС России от 12.02.2010 N 9-1-08/0159@ оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Одновременно ФНС России утвердила решение инспекции и признала его вступившим в законную силу.
Суд первой инстанции, при принятии решения правомерно исходил из того, что решение налогового органа не соответствует закону, нарушает права заявителя.
В соответствии с абз. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Налогообложению НДС по налоговой ставке 0 процентов подлежат перечисленные в абз. 2 п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в отношении товаров, находящихся в процессе вывоза с территории РФ, для чего согласно п.п. 9, 22, 23 п. 1 ст. 11, ст. 123, ст. 165 ТК РФ товары должны пройти таможенную процедуру (декларирование), разрешающую вывезти товары с территории РФ в заявленном при декларировании таможенном режиме экспорта.
Указанный порядок налогообложения НДС по налоговой ставке 0 процентов распространяется также на выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работы (услуги) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке (п.п. 9 п. 1 ст. 164НКРФ).
Применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164). Экспортным товаром может считаться лишь тот, который помещен под таможенный режим экспорта.
До момента таможенного оформления и установления режима перемещения товаров с таможенной территории Российской Федерации товары, перевозимые по территории Российской Федерации, не могут рассматриваться в качестве экспортируемых товаров.
Действующие нормы Кодекса не предусматривают применение налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг) по транспортировке товаров, которые на момент их транспортировки не помещены под таможенный режим экспорта.
Таким образом, организации, организующие и сопровождающие перевозку грузов, не помещенных под таможенный режим экспорта, так и организации, осуществляющие перевозку таких грузов, на железнодорожном транспорте без пересечения границы РФ, применяют по НДС налоговую ставку 18 процентов.
28.08.2008г. между обществом (клиент) и ООО "Газпромтранс" (экспедитор) заключен договор транспортной экспедиции N 800122.
Согласно п. 1.1 договора N 800122, экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов со станций Российских железных дорог, примыкающих к ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", в собственном или привлеченном составе на станции Российских железнодорожных дорог и на экспорт.
Согласно п.3.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 22 от 28.05.2009г (указанное соглашение распространяет своё действие на отношения сторон, возникшие с 01.02.09г.), цена и перечень конкретных услуг по каждой перевозке определяется в приложениях к настоящему договору. Сумма в приложении складывается из транспортных услуг (провозных платежей) за экспорт, транспортно -экспедиционных услуг, платы за предоставление вагонов экспедитора и расходов экспедитора, произведенных экспедитором в интересах клиента.
Дополнительными соглашениями к договору N 13 от 01.03.2009г. и N 14 от 29.04.2009г., которыми стороны устанавливают стоимость услуг по перевозке груза, в рассматриваемом налоговом органом периоде, установлено, что стоимость услуг по перевозке груза формируется из перевозки груза в собственном подвижном составе в таможенном режиме экспорта, ставка НДС 0 процентов, возврата порожних вагонов и вознаграждение экспедитора, ставка НДС 18 процентов, предоставления подвижного состава, ставка НДС 0 процентов.
Соответственно в счет - фактурах, выставленных Экспедитором, в том числе и на основании вышеуказанных приложениях к договору, (ссылка на приложения содержаться в каждой рассматриваемой счет - фактуре):
N НФ-0006805 от 31.03.09г.
N НФ-0006803 от 31.03.2009г.,
N НФ-0009739 от 30.04.2009г.,
N НФ-0009741 от 30.04.2009г,
N НФ-0011777 от 31.05.2009г.
Экспедитор указал раздельно названные услуги и по услугам, непосредственно связанными с экспортом товара (помещенных на момент начала оказания услуг под таможенный режим экспорта) применил ставку НДС 0% тем самым выполнил требования, предъявляемые НК РФ к указанному виду услуг, а именно ст.ст. 164, 169. 171. 172НКРФ.
В свою очередь, налоговый орган не дал надлежащую оценку и вообще не принял во внимание вышеуказанные приложения к договорами и дополнительные соглашения и посчитал, что услуги по возврату порожних вагонов и вознаграждение за выполнение указанных услуг, непосредственно связаны с экспортом товара, т.е. с оказанием Экспедитором транспортных услуг за экспорт, тем самым Экспедитор неправомерно применил ставку НДС 18%. и соответственно Общество неправомерно применило налоговый вычет на эту сумму НДС.
Однако налоговый орган не учел следующее, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 6068/08 от 28.10.2008, N7752/08 от 28.10.2008 в соответствии с которой услуги по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн не могут быть квалифицированы как непосредственно связанные с услугами по организации перевозок и транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорт, поэтому реализация данных услуг не подлежит обложению НДС по налоговой ставке 0% в соответствии с пп.2 п.1 ст. 164 НК РФ.
Согласно, приложений к договору N N 0203-09 от 10.03.2009г., 0303-09 от 18.03.2009г., 0304-09 от 10.04.2009г., 0104-09 от 18.03.2009г., 0205-09 от 29.04.09г., которыми стороны устанавливали конкретный перечень услуг, количество тонн и общую стоимость оказанных услуг следует, п. 1.3, транспортные услуги (провозные платежи) за экспорт включают в себя стоимость транспортировки груза в груженном рейсе по территории РФ. Транспортно - экспедиционные услуги включают в себя плату за перевозку порожнего вагона по территории РФ и вознаграждение экспедитора.
Таким образом, стороны согласовали объем и перечень оказываемых услуг, в котором прямо разграничили услуги (экспорт и возврат по территории РФ) и ставки НДС по указанным услугам 0 процентов и 18 процентов.
Экспедитор указал раздельно названные услуги и по услугам, непосредственно связанным с экспортом товара, помещенных на момент начала оказания услуг под таможенный режим экспорта применил ставку НДС 0 процентов, тем самым выполнил требования, предъявляемые НК РФ к указанному виду услуг, а именно ст. 164, 169, 171, 172 НК РФ.
Оказанные экспедитором услуги по возврату порожних вагонов не относятся к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров, применение к таким услугам ставки 0 процентов не предусмотрено, в связи с чем, общество имеет право на вычет налога, уплаченного поставщику услуг по ставке 18 процентов.
Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, налогообложение по налоговой ставке 18 процентов производится в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 этой статьи.
В п. 1 ст. 164 НК РФ содержится перечень операций, по которым предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов.
Непосредственно связанные с производством и реализацией экспортируемых товаров работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги), выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской
Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работы (услуги), в том числе работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке, в силу п.п. 1 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Материалами проверки подтверждается, что спорные услуги заключались в том, что экспедитор доставлял порожние вагоны, освободившиеся после доставки экспортных грузов.
Порожние вагоны либо доставляются к пункту отправления, где будут загружены и использованы для транспортировки, либо порожние возвращаются из пункта назначения после транспортировки. В вагонах-цистернах отсутствуют товары, поэтому их нельзя считать оказываемыми в отношении товаров.
Таким образом, услуги по возврату порожних вагонов оказаны после завершения экспорта товаров (оказания услуг по доставке груза) и до загрузки в них следующей партии экспортных товаров, на этом этапе товары еще не помещены под таможенный режим экспорта, а потому данные услуги не могут рассматриваться как оказанные в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, связанные с перевозкой экспортируемых товаров. В связи с этим экспедитор по услугам, связанным с возвратом порожних вагонов, правомерно предъявила обществу налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а налогоплательщик при соблюдении положений статей 171, 172 и 176 НК РФ вправе заявить такие суммы налога к вычету и возмещению из бюджета.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6068/08 от 28.10.2008 г., и N 7752/08 от 28.10.2008г. в соответствии с которой услуги по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн не могут быть квалифицированы как непосредственно связанные с услугами по организации перевозок и транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорт, поэтому реализация данных услуг не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Обществом у экспедитора была истребована информация об оказываемых транспортно-экспедиционных услугах, а именно из чего состоят указанные услуги по приложениям N N 0203-09 от 10.03.2009г., 0303-09 от 18.03.2009г., 0304-09 от 10.04.2009г., 0104-09 от 18.03.2009г., 0205-09 от 29.04.09г. и их ценовая составляющая.
Письмом N 07-01/28049 ООО "Газпромтранс" разъяснило обществу, что транспортно-экспедиционные услуги по указанным приложениям состоят из железнодорожного тарифа за возврат порожних вагонов (по РФ) и вознаграждения экспедитора за возврат порожних вагонов (по РФ) и указал отдельно стоимость каждой из составляющей.
Таким образом, в отношении перевозок порожних цистерн и выплачиваемом в отношении такой перевозки вознаграждение применение налоговой ставки 0 процентов НК РФ не предусмотрено, в связи с чем, к указанным услугам правомерно применена налоговая ставка 18 процентов, а налогоплательщик имеет право предъявить уплаченную сумму НДС к возмещению из бюджета.
Кроме того, согласно п. 1.1 договора N 80122, экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить (организовать выполнение) услуги, связанные с доставкой железнодорожным транспортом общего пользования грузов со станций Российских железных дорог, примыкающих к ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", в собственном или привлеченном составе на станции РЖД и на экспорт.
На основании п. 1.2 Договора N 800122, клиент обязуется передать экспедитору вагоны с грузом, возместить понесенные экспедитором в интересах клиента расходы, уплатить экспедитору плату за пользование вагонами экспедитора и выплатить вознаграждение за оказанные услуги.
Договор N 800122 по сути посреднический договор, положениями п.п. 2 и 3 п.1 ст. 164 НК РФ не предусмотрено применение налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации посреднических услуг, в связи с чем, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ реализация таких услуг подлежит налогообложению НДС по ставке 18 процентов.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что экспедитор правомерно применил ставку 18 процентов по оказанным транспортно-экспедиционным услугам, а общество применило вычеты сумм НДС, что не противоречит ст. 164, ст. 169, 171, 172 НК РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает обоснованными требования, заявленные ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" к МИ ФНС России по КН N 1.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном взыскании с расходов по уплате Обществом государственной пошлины в сумме 2 000 рублей в связи с тем, что налоговый орган в силу ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, не может быть принят во внимание в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судом на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был разрешен вопрос о судебных расходах, понесенных лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт -ОАО "Салаватнефтеоргсинтез". Обществом при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей. С учетом удовлетворения заявления с налогового органа в пользу Общества взысканы судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Суд первой инстанции, взыскивая уплаченную Обществом в бюджет государственную пошлину, возлагает на государственный орган обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации Заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
С учётом изложенных обстоятельств, решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2010 по делу N А40-59808/10-20-334 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-59808/10-20-334
Истец: ОАО"Салаватнефтеоргсинтез"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1